Инциденты на армяно-азербайджанской границе не могут перерасти в полномасштабную войну, считают эксперты двух стран
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участившие случаи нарушения режима прекращения огня в зоне конфликта в районе Нагорного Карабаха не приведут к возобновлению полномасштабных боевых действий, считают опрошенные корреспондентами "Кавказского узла" военные эксперты Армении и Азербайджана.
Напомним, что во время встречи в Париже 24 января глав МИД Азербайджана и Армении представители Минской группы ОБСЕ, которая создана для мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, выразили обеспокоенность в связи с ростом напряженности в зоне соприкосновения армянских и азербайджанских войск.
Саркисян: перемирие держится на балансе интересов заинтересованных сторон
На уровне министра обороны Армении неоднократно заявлялось, что "инциденты на фронте являются своего рода военной дипломатией Азербайджана", отметил директор Армянского центра национальных и стратегических исследований, политолог Манвел Саркисян.
Инциденты на армяно-азербайджанской границе политолог считает методом воздействия на атмосферу, в которой должны идти переговоры. По его мнению, не случайно, что эти инциденты практически случаются в канун какой-то политической или дипломатической ситуации. "Последние события на границе в канун встречи министров иностранных дел двух стран тому подтверждение", - сказал Манвел Саркисян корреспонденту "Кавказского узла".
Политолог считает, что инциденты на границе не могут перерасти в открытый военный конфликт.
13 января Азербайджан заявил, что в результате нарушения перемирия вооруженными силами Армении получил ранение солдат азербайджанской армии. 20 января Минобороны Армении заявило о смерти военнослужащего в результате диверсии со стороны Азербайджана. 29 января сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик выразил обеспокоенность эскалацией конфликта, сопровождающейся смертями с обеих сторон.
"Война непосредственно связана с политическим решением... При такой гонке вооружений война становится большой проблемой для всех сторон. Чем больше вооружений, тем более проблематична она, поскольку меняется уже формат и масштаб возможной войны. А чем больше масштаб войны, тем сложнее принимать решение, ибо оно уже касается большего круга стран", - заметил Саркисян, добавив, что при таком раскладе решение начать войну все меньше и меньше остается на конфликтующих сторонах.
По его мнению, предвидеть исход конфликта не может ни Азербайджан, ни "другие заинтересованные государства". "Один раз Россия подобное решение приняла по Грузии, до сих пор ситуация неопределенная, а сегодня у нее появилась Украина. Или же пример Османской империи, которая в 1914 году начала войну и потеряла себя", - сказал Манвел Саркисян.
"Реальное перемирие держится не только на военном балансе, но и на политическом, на балансе интересов все больше и больше заинтересованных сторон", - утверждает политолог.
Сергей Минасян: закупленное вооружение уравновешивает баланс в зоне конфликта
Заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян также считает, что инциденты на границе Армении и Азербайджана не могут перерасти в полномасштабную войну. По его мнению, этому препятствует сохранение военно-политического, военно-технического и внешнеполитического баланса в зоне конфликта, а также вовлечение региональных акторов.
Политолог также упомянул о перевооружении армий двух стран, напомнив, в частности, что Азербайджан закупил в России тяжелые огнеметные системы залпового огня "Буратино", а Армения в дополнении к имеющимся 283-мм реактивным системам залпового огня "Тайфун" приобрела новые 300-мм системы AR1R.
"Буратино" - это многозарядная тяжелая огнеметная система "поля боя", предназначенная для поражения полевых укреплений на дальности 4-6 км. А имеющиеся на вооружении армянской стороны РСЗО, равно как и тактические ракетные комплексы "Точка-У" и оперативно-тактические комплексы "Скад" предназначены для поражения и подавления важных военных, промышленных, энергетических и иных объектов в тактической, оперативно-тактической и стратегической глубине территории Азербайджана", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Минасян.
Политолог считает, что "подобное вооружение уравновешивает баланс в зоне карабахского конфликта".
С 9 по 15 февраля на линии соприкосновения сторон карабахского конфликта азербайджанские войска нарушили режим прекращения огня около 400 раз, заявил представитель Министерства обороны Нагорного Карабаха.
Аркадий Тер-Тадевосян: на линии соприкосновения нет детей олигархов и министров
"Азербайджан закупил большое количество оружия, пытаясь предстать перед обществом сильной и мощной страной, способной победить армян. Для этой цели они не жалеют ни денег, ни боеприпасов. Стреляют на границе день и ночь, организовывают диверсии ", - отметил корреспонденту "Кавказского узла" армянский военный деятель, генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян.
Такой подход Азербайджана он считает грамотным с точки зрения психологического давления на Армению. "Необходимо, чтобы Армения подумала, что над ней нависла угроза", - сказал он.
Однако между армянскими и азербайджанскими солдатами генерал-майор видит существенную разницу. По его словам, столкновение идет по периметру границы, на которой, как с армянской, так и с азербайджанской стороны стоят простые солдаты.
"Здесь нет детей олигархов, членов правительств и т.д. Это обыкновенные солдаты, считающие друг друга врагами. Но, наряду с этим, есть очень серьезный нюанс, который надо учесть. Армяне - монолитная нация, защищающая свой же армянский народ. А азербайджанские войска перед тем, как пуститься в бой, задумываются о том, какую страну они защищают. Это страна, где притесняются такие народы, как талыши, аварцы и т.д., при том, что на передовой стоят представители тех же народов. Эти солдаты всего лишь выполняют приказ по охране границы. Такой солдат не пожелает перейти границу и погибнуть за других. Аварца, живущего на севере, посылают на юг, и он не понимает, зачем", - заметил Тер-Тадевосян.
Генерал-майор также отметил, что подобная ситуация была и в 90-х годах во время карабахской войны, когда представители национальных меньшинств Азербайджана всегда были на передовой и на самых худших участках. "Воюют не оружием, а людьми... Поэтому говорить о том, что в ближайшем будущем ожидается война, пока рано", - уверен Аркадий Тер-Тадевосян.
Он также подчеркнул что нефтяные и газовые трубопроводы, перерабатывающие заводы, находятся на территории Азербайджана, но принадлежат иностранным компаниям. "В случае возобновления войны у армянской стороны есть возможность нанести удары именно по этим объектам. Это понимают, как в Азербайджане, так и в тех странах, которым принадлежат эти объекты", - отметил Тер-Тадевосян.
По данным Министерства обороны Азербайджана, за январь противник нарушил режим прекращения огня 1543 раза, причем 1504 раза – в последней декаде месяца. При этом азербайджанская армия в январе потеряла убитыми двух офицеров, еще один военнослужащий и гражданское лицо были ранены.
Азад Исазаде: такие вспышки бывают периодически
"Конечно, любое нарушение режима прекращения огня может когда-нибудь стать источником масштабной войны. В мировой истории немало примеров, когда локальная провокация перерастала в войну. Но, я не вижу в интенсификации обстрелов во второй половине января – начале февраля чего-то чрезвычайного. Такие вспышки бывают периодически. Не могу сказать, что в этот раз послужило причиной этому", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" военный эксперт и психолог Азад Исазаде.
Он добавил, что обычно рост напряженности наблюдается в преддверии каких-то политических событий. "Такая ситуация сложилась в конце весны – начале лета 2012 года в преддверии визита в регион тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон. И сейчас обострение происходило на фоне Парижской встречи глав МИД Азербайджана и Армении (состоялась 24 января) и предполагаемой встречи в феврале президентов двух стран", - сказал Азад Исазаде.
При этом, на взгляд Исазаде, СМИ обеих стран чрезмерно раздували сообщения о перестрелках.
"По сути, режим прекращения огня как обычно нарушался с применением легкого стрелкового оружия. Тяжелая артиллерия, бронетехника, тем более авиация в перестрелках не применялась. Поэтому нет серьезных оснований для того, чтобы считать перестрелки января-февраля прелюдией новой войны в регионе. Тем более что интенсивность нарушения прекращения огня пошла на убыль. Если в январе-феврале речь шла о 150-200 случаях нарушения режима прекращения огня за сутки, то сейчас речь уже идет о немногим более чем десятке случаев", - констатировал Исазаде.
По его прогнозам, очередная вспышка напряженности на фронте может быть в апреле.
"Я бы это назвал традиционной, сезонной активизацией сторон на линии соприкосновения войск. Это связано с таянием снегов, когда стороны стараются обживаться на высотах. Зимой держать позиции на высотах сложно из-за трудностей с подвозом на позиции топлива, боеприпасов, продовольствия. Однако весной с таянием снегов стороны стараются укрепиться на высотах и соответственно всячески взаимно пытаются помешать противнику делать это", - считает Исазаде.
В феврале представитель Минобороны Нагорного Карабаха заявил, что напряжение на линии соприкосновения снизилось.
Узеир Джафаров: СМИ создали чрезмерный ажиотаж
Ситуация на фронте была не настолько напряженной, как это представлялось в СМИ, считает военный эксперт Узеир Джафаров.
"Стороны через СМИ создавали чрезмерный ажиотаж, даже были запущены сообщения о передислокации и выдвижении на передовую танковых подразделений. Это было скорее вспышкой пропагандистской и информационной войны, чем приготовлениями к войне настоящей", - сказал эксперт корреспонденту "Кавказского узла".
На его взгляд, несмотря на численное, экономическое и военное превосходство Азербайджана над Арменией, в ближайшие годы военных действий не стоит ожидать.
"Несмотря на риторику, на деле официальный Баку не демонстрирует реальной подготовки к войне. Если это было бы так, то Азербайджан не готовился бы принимать у себя в 2015 году Европейские Олимпийские игры, в 2016 году - шахматную Олимпиаду, Исламские игры солидарности 2017 года. Это большие международные мероприятия, и возможная война поставила бы под угрозу их проведение и вызвала бы негативную реакцию в мире. С другой стороны, Азербайджан вместе с западными партнерами в конце прошлого года дал старт проекту разработки газового месторождения "Шах-Дениз-2"... Война поставит под угрозу этот и другие энергетические проекты, ведь экспортные трубопроводные проходят рядом с зоной конфликта", - сказал Джафаров.
По его мнению, Армения также не станет начинать войну.
"Периодически из Еревана звучат угрозы разрушить нефтяную инфраструктуру Азербайджана, дойти до Баку, нанести окончательное сокрушительное поражение Азербайджану, заставить его капитулировать и т.п. Однако это блеф, рассчитанный на внутреннюю аудиторию. У Армении сейчас нет ресурсов - ни человеческих, ни экономических, ни военных, чтобы победить в новой войне с Азербайджаном", - сказал Джафаров.
Кроме того, на его взгляд, мировые центры силы – Запад и Россия - не позволят сторонам начать войну, поскольку она может дестабилизировать ситуацию в регионе, что противоречит их интересам.
Вместе с тем, Джафаров не исключает, что интенсификация перестрелок на фронте была вызвана тем, что в преддверии Парижской встречи глав МИД двух стран и предполагаемой встречи в феврале президентов стороны хотели демонстрировать твердость своей позиции на переговорах.
"Однако, несмотря на неготовность властей двух стран в настоящее время воевать друг с другом, сохранение конфликта в нерешенном состоянии, продолжение оккупации азербайджанских территорий всегда будет носить потенциальную угрозу новой войны в регионе", - считает Джафаров.
Рауф Миркадыров: никто не начнет войну без полной уверенности в победе
Маловероятно, что война начнется в ближайшем будущем, считает политический обозреватель газеты "Зеркало" Рауф Миркадыров.
По его мнению, стороны не станут рисковать началом войны, пока у кого-то из них не будет стопроцентной уверенности в победе.
"Ни одна из сторон не желает возобновления боевых действий, пока нет уверенности в стопроцентной победе. Правящие элиты не желают рисковать властью, поскольку поражение в войне будет означать уходом с политической сцены. В обществах также нет доминирования военных настроений, поскольку бремя войны ляжет на плечи простых людей. Однако так может продолжаться до тех пор, пока у одной из сторон конфликта не появится стопроцентная уверенность в возможности достижения быстрой победы малыми жертвами. Пока же такой уверенности нет ни у одной из сторон", - считает Миркадыров.
Джасур Сумеринли: каких-либо признаков подготовки к войне не видно
Глава Центра журналистских военных исследований "Доктрина" Джасур Сумеринли также сомневается в возможности возобновления в ближайшее время полномасштабных военных действий между Азербайджаном и Арменией.
"Войну ведут не армии, а государства. В этом смысле каких-либо признаков подготовки к войне не видно. К примеру, ни в Азербайджане, ни в Армении не наблюдается мобилизации резервистов, перевода деятельность государственных учреждений на военный лад. Периодические имеющие место перестрелки на линии фронта в этот раз были чрезмерно раздуты сторонами в СМИ. Это скорее был всплеск информационной войны", - сказал Сумеринли корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, перестрелки происходят на протяжении многих лет, и временами они учащаются.
"Просто стороны в силу внутренней или внешней политической конъюнктуры периодически поднимают ажиотаж вокруг этого. И некоторое учащение интенсивности перестрелок представляется чуть ли не как старт к новой войне. Я заметил, что такие вещи происходят, когда международное сообщество усиливает давление на власти Азербайджана и Армении с целью проведения демократических реформ", – сказал Джасур Сумеринли.
В прошлом году в обеих странах прошли президентские выборы, в ходе которых главы государств сохранили свои посты. Теперь от них ожидаются серьезные реформы, отметил он.
Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта сейчас происходит на основе "мадридских принципов", предложенных Минской группой в 2007 году и обновленных в 2009 году. Азербайджан принимает их с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы "принципов", но с противоположным условием: Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана. Нагорный Карабах не участвует в переговорах.
"Муссируя тему эскалации напряженности на фронте стороны как бы показывают мировому сообществу: "не видите, что происходит, а каких реформах можно говорить, если нам приходится с трудом сдерживать противника и не допустить войну". К примеру, так было в начале лета 2012 года когда в регион приезжала госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она планировала выступить с серьезными месседжами по проведению реформ и обеспечению прав человека. Однако перестрелки на фронте и раздувание этого в СМИ изменили повестку дня переговоров, и ей пришлось говорить о необходимости отказа от дальнейшей эскалации напряженности на фронте", - сказал Сумеринли.
По его словам, на формировании представления о нарастании угрозы войны в этот раз отразилось и изменение подходов азербайджанской стороны к предоставлению статистики о нарушениях режима прекращения огня. Если раньше в сводках лишь указывались направления фронта и населенные пункты, где шли перестрелки, то теперь стали называться цифры о количестве случаев нарушения режима прекращения огня.
Поскольку раньше такая статистика не велась, то сложно судить, насколько увеличилась периодичности режима прекращения огня, отметил Сумеринли.
Вместе с тем, эксперт обратил внимание на то, что в Азербайджане ощущения возможного начала войны усиливались тем, что в этот раз чаще, чем обычно подвергались обстрелу населенные пункты, расположенные на западе страны на границе с Арменией. В ходе одного из обстрелов была ранена жительница села Алибейли Товузского района.
Кроме того, по мнению эксперта, в медиа широко освещались поездки в прифронтовую зону нового министра обороны Закира Гасанова, полеты азербайджанской военной авиации вдоль линии соприкосновения войск.
Вместе с тем, отметил Сумеринли, несмотря на заявления сторон о крупных потерях противника, статистика жертв января-февраля не отличалась от обычного времени.
"Так, с начала года потери азербайджанской стороны составили три человека убитыми. Примерно столько же потерь у армянской стороны. Это, скорее всего, соответствует правде, ибо в нынешнее время развития медиа и социальных сетей скрыть крупные потери невозможно", - сказал Сумеринли.
На его взгляд, обе стороны периодически используют заявления о приближающейся войне во внутриполитических и внешнеполитических целях.
"Руководство Армении стремится отвлечь внимание от тяжелых социально-экономических проблем внутри страны и перевести внимание на угрозу войны со стороны Азербайджана. Официальный Баку стремится демонстрировать активную подготовку к освобождению оккупированных территорий. В то же время, власти Азербайджана и Армении показывают Западу хрупкость стабильности в регионе и нецелесообразность давления с требованием демократических реформ", - сказал эксперт.
При этом он обратил внимание на то, что с началом Олимпиады в Сочи сведения о количестве случаев нарушения режима прекращения огня резко пошли на убыль.
С 7 по 23 февраля в Сочи проводятся XXII зимние Олимпийские игры. На это время Армения и Азербайджан договорились о перемирии. Однако с тех пор стороны уже не раз обвиняли друг друга в нарушении договоренностей.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37