Туманянц: новый Уголовно-процессуальный кодекс Армении позволит разгрузить исполнительные учреждения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проект нового Уголовно-процессуального кодекса Армении одобрен правительством и передан на рассмотрение в парламент, сообщил на специальном брифинге министр юстиции Армении Грайр Товмасян. Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" юристы рассчитывают, что новый кодекс позволит существенно снизить долю арестов среди всех возможных мер пресечения.
Специальный брифинг состоялся 17 декабря в Ереване. Глава Минюста выразил надежду, что новый кодекс будет принят на весенней сессии парламента и вступит в силу уже осенью 2014 года.
По словам главы Минюста Армении, проект нового кодекса был разработан правительством в 2012 году и с тех пор проходит обсуждение. 65-75 процентов статей в новом кодексе переработано по сравнению с действующим, добавил Грайр Товмасян.
На сегодняшний день в пенитенциарных учреждениях Армении на основании вступивших в силу судебных вердиктов содержатся 2954 человека. Там же содержатся 1900 арестованных, дела которых находятся на стадии предварительного расследования, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Министерства юстиции РА Карине Калантарян.
"Человека слишком часто лишают свободы, еще не доказав его виновность"
Из-за несовершенства законов, в частности, Уголовно-процессуального кодекса, а также уже сформированной практики правоприменения, в большинстве случаев человека лишают свободы, нарушая его права, еще не доказав его виновность, отметила советник омбудсмена Армении Ерануи Туманянц.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Армении в качестве меры пресечения предусмотрены арест, залог, подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство организации и наблюдение командования воинской части.
По словам Туманянц, в Армении в качестве меры пресечения в основном применяется арест - строжайшая мера пресечения.
"На сегодняшний день в Армении серьезные проблемы в этой области, но, к сожалению, офис омбудсмена не имеет полномочий вмешиваться, чтобы своей оценкой или ходатайством повлиять на решение суда", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Ерануи Туманянц.
Она пояснила, что офис омбудсмена представил свои предложения и замечания к подготовленному проекту кодекса. Однако сам по себе новый документ всех проблем не решит.
"В начальный период с применением нового кодекса могут возникнуть некоторые проблемы. Я считаю, что прежде должно произойти изменение правового менталитета следственных органов, а также судов по отношению к мерам пресечения, особенно такого вида, как арест. Иначе реформы могут так и не осуществиться", - отметила Ерануи Туманянц.
В европейских странах арест применяется в исключительных случаях – в случаях тяжких или особо тяжких преступлений, когда действительно есть подозрение, что обвиняемый, находясь на свободе, может представлять опасность для общества, подчеркнула Туманянц.
"У евросудов есть широкие альтернативные меры пресечения, начиная от домашнего ареста до залога. Залог очень распространен и в большинстве случаев применяют именно эту меру. Это выгодно как государству, так и обвиняемому, поскольку именно таким образом сохраняется презумпция невиновности и человек находится на свободе до тех пор, пока судебными актами его не признали виновным", - добавила советник омбудсмена.
Причиной того, что в европейских странах избегают арестов как меры пресечения, является то, что если арестованного признают невиновным, он может потребовать компенсацию как за моральный, так и материальный ущерб, поскольку был лишен возможности работать, а также компенсацию за возникшие в заключении проблемы со здоровьем, отметила Ерануи Туманянц.
Арсен Бабаян: в Армении не разработаны нормативы, определяющие размер ущерба в случае судебной ошибки
Руководитель службы по международному сотрудничеству и связям с общественностью Судебного департамента Армении Арсен Бабаян не согласился с мнением советника омбудсмена о преимущественном избрании ареста в качестве меры пресечения. По его словам, в общих судебных делах альтернативные меры пресечения применяются чаще, нежели арест.
Согласно статистике судебного департамента, доля ареста как меры пресечения в общих уголовных делах составляет 25-26%, рассказал Арсен Бабаян корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что арест применяется лишь к тем лицам, которым, согласно предъявленной им статье, грозит лишение свободы сроком больше года, причем предъявленное ходатайство следователя или судьи должно быть обоснованно.
Согласно данным Генпрокуратуры, в первом полугодии 2013 года было возбуждено 3200 уголовных дел, при этом арест в качестве меры пресечения был применен по отношению только лишь к 800 подозреваемым, отметил Бабаян.
"С одной стороны, есть недоверие к подозреваемому, что он может скрыться от следствия, с другой стороны, нет существенных оснований для его лишения свободы. В этом и недоработка закона – в отсутствии механизмов, позволяющих контролировать человека на свободе", - сказал Арсен Бабаян, добавив, что арест должен применяться в крайних случаях.
Он согласился, что суды часто - в 95-96% случаев - принимают решения об удовлетворении ходатайства следствия об избрании ареста как меры пресечения. Однако, пояснил Арсен Бабаян, "это связано с тем, что полиция отправляет в суд только часть от общих дел. Все дела заранее ею фильтруются".
Те, кого суд впоследствии оправдает, могут подать гражданский иск с требованием денежной компенсации. Закон также предусматривает, что орган, осуществляющий судопроизводство, должен официально и публично попросить извинения у признанного невиновным человека, напомнил Арсен Бабаян.
"Судебные ошибки имеют место во всем мире. К сожалению, в Армении не разработаны нормативы, определяющие размер ущерба", - сказал он.
Арестованные в ходе расследования не заключаются в камерах, в которых содержатся преступники, поскольку их пока не объявили виновными. Однако условия отбывания наказания этих арестованных самые худшие
Арсен Бабаян отметил, что в первом полугодии 2013 года суд оправдал 76 человек, по отношению к которым был применен арест в качестве меры пресечения. Из них 23 были арестованы сроком от 6 до 11 месяцев.
Арестованные в ходе расследования не заключаются в камерах, в которых содержатся преступники, поскольку их пока не объявили виновными. Однако условия отбывания наказания этих арестованных самые худшие, признал Арсен Бабаян.
"Существуют четыре режима: закрытый, полузакрытый, открытый и полуоткрытый. Арестованные в предследственный период содержатся в условиях самого тяжелого закрытого режима, когда прогулки на открытом воздухе разрешаются всего на один час", - рассказал представитель судебного департамента.
Он также отметил, что содержание большого количества людей в пенитенциарных учреждениях "не идет на пользу государству и с финансовой точки зрения", добавив, что в день на одного заключенного государство тратит 4 тысячи драмов (324 рубля).
На сегодняшний день на содержащихся в исправительных учреждениях Армении в день из бюджета расходуется 19,4 миллиона драмов (1,5 млн. рублей). Только на 1900 человек, содержащихся под стражей в качестве меры пресечения ежедневно выделяется 7,6 миллиона драмов (616 тыс. рублей).
Айк Алумян: арест используется как способ давления на человека
"В Армении почти всегда арест как мера пресечения применяется в качестве рычага давления на человека", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Айк Алумян.
Адвокат не согласен с тем, что в Армении отсутствуют механизмы, контролирующие человека на свободе. По его мнению, Армения слишком маленькая страна, границы которой находятся под тщательным контролем.
Судьи за свои ошибки не несут ни финансовую, ни дисциплинарную ответственность
"Если забрать паспорт подозреваемого, и на всех пропускных пунктах предупредить, что он находится под следствием, то его просто не выпустят из страны и на любом пограничном пункте запросто отловят, а внутри страны найти – проще простого. Ссылаться на отсутствие механизмов несерьезно, и это не основание, а повод для ареста", - считает адвокат.
Айк Алумян также добавил, что на государственном уровне компенсационной системы для оправданных судами людей нет. Однако он считает, что всегда можно сослаться на статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "о компенсации в случае судебной ошибки" и "о праве на свободу и личную неприкосновенность" и добиться компенсации.
В Армении не было такого прецедента, признал адвокат, но через европейские суды люди получали компенсации за судебные ошибки.
"Причем после решения Европейского суда о возмещении компенсации за судебную ошибку, государство не взыскивает эту сумму у совершивших ошибку судей. Денежное возмещение выделяется из госбюджета", - сказал адвокат.
"Судьи за свои ошибки не несут ни финансовую, ни дисциплинарную ответственность. Если бы несли ответственность, то, может быть, были бы более осмотрительны в своих решениях об аресте стольких людей", - заключил Алумян.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43