В Азербайджане задержаны девять подозреваемых в участии в конфликте на религиозной почве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержаны еще два подозреваемых в участии в вооруженном инциденте между салафитами и последователями религиозного течения «Хавариджи» в азербайджанским городе Сумгаите. Таким образом, общее число задержанных достигло девяти человек.
Как писал "Кавказский узел", инцидент произошел вечером 11 декабря в городе Сумгаит. По данным МВД и Генеральной прокуратуры Азербайджана, причиной конфликта стали религиозные разногласия между группами людей, относящихся к религиозным течениям «Хавариджи» и «Салафиты». В ходе конфликта, по данным правоохранительных органов, были использованы автоматическое оружие и гранаты. В итоге были ранены четыре человека и задержаны семь подозреваемых в участии в конфликте.
В ночь на 13 декабря полицейские задержали еще двух подозреваемых - местных жителей Эльчина Мирзоева и Техруза Султанова, сообщили сегодня в Управлении полиции города Сумгаит. О религиозной принадлежности задержанных не сообщается.
Сумгаитская полиция заявляет о продолжении оперативно-розыскных мероприятий по установлению личностей и задержанию других участников вооруженного инцидента. От других комментариев в управлении полиции отказались. В пресс-службе МВД также отказались комментировать ход расследования, заявив, что 12 декабря было распространено официальное сообщение по этому поводу.
«Кавказский узел» также не располагает комментариями родных и адвокатов задержанных. От вовлеченных в конфликт религиозных течений также не поступало никаких комментариев. Нет информации и о состоянии раненых, правоохранительные органы не сообщают больницы, куда они доставлены.
Эксперты: инцидент является результатом внешнего воздействия на религиозную ситуацию в стране
«Исторически в Азербайджане не было последователей радикальных религиозных течений. Большинство мусульман Азербайджана являются последователями традиционного шиизма. Что касается суннизма, то в Азербайджане больше всего были распространено ханафизм и частично – в северных регионах - шафеизм. Оба течения являются умеренными», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» обозреватель агентства Turan, эксперт по вопросам религии Тофиг Тюркель.
По его словам, «салафизм в Азербайджане стал распространяться после распада СССР под внешним воздействием стран Аравийского полуострова и опосредованно через Северный Кавказ». При этом, эксперт подчеркнул, что само течение салафизма - не однородно.
«Большинство верующих, исповедующих салафизм в Азербайджане, являются законопослушными гражданами, которые спокойно исповедуют свою веру. Однако среди салафитов есть отдельные немногочисленные радикальные религиозные группы, отвергающие другие течения ислама и считающие их последователей неверными», - добавил Тюркель.
Одним из таких радикальных течений, по его словам, является «Хавариджи», сторонники которого считают допустимой насильственную борьбу против неверных. По данным эксперта, это течение начало распространяться в Азербайджане с середины 2000-х годов "под влиянием внешних сил".
В частности, по словам Тюркеля, впервые «хавариджи» дали о себе знать с проникновением в Азербайджан летом 2006 года с Северного Кавказа группы Абу-Джафара - гражданина Саудовской Аравии Наиля Абдул Керим аль-Бедеви. Эта группа, по данным следствия, планировала теракты против посольств западных государств и была обезврежена в ходе спецоперации в ноябре 2007 года, сам Абу-Джафар был схвачен в Сумгаите. В июле 2008 года Абу-Джафар и члены его группы были приговорены к различным срокам тюремного наказания. Сам Абу-Джафар получил 14 лет лишения свободы.
По мнению Тюркеля, «хавариджи» также стояли за вооруженной атакой на салафитскую мечеть «Абу-Бекр» в Баку в августе 2008 года. Эта группа также была впоследствии обезврежена.
Однако, как полагает эксперт, на время приостановив свою деятельность, представители радикального течения вновь активизируются. На его взгляд, инцидент в Сумгаите, скорее всего, произошел с участием «хавариджей» и той части салафитов, которые "также готовы за веру пойти на радикальные шаги". «Однозначно что-либо говорить трудно. Многие салафитские группы действуют в подполье. Кроме того, они немногочисленны. К примеру, общее число «Хавариджей» вряд ли превышает 500 человек. Они в основном присутствуют в северных и северо-западных регионах страны», - пояснил эксперт.
По его словам, «Сумгаит также стал местом распространения радикальных течений, и тому есть свои причины». «Сумгаит - новый город, он построен в конце 1940 годов 20 века, поэтому здесь нет устоявшихся религиозных традиций, и радикалам легче рекрутировать в свои ряды молодых людей. С другой стороны, после распада СССР многие предприятия этого промышленного города остановились, что стало причиной высокого уровеня безработицы, особенно среди молодежи», - отметил Туркель.
Однако, по мнению эксперта, в целом почвы для распространения радикальных течений в Азербайджане нет. «Традиционно в Азербайджане шииты мирно сосуществовали с суннитами. В последние два десятилетия распространяется также салафизм. Однако общее число последователей этого течения не превышает 25-30 тысяч человек, из которых подавляющее большинство являются сторонниками умеренного крыла салафизма», - считает эксперт.
По его словам, «лишенные массовой поддержки радикалы не способны кардинально влиять на религиозную ситуацию». «Как только они какими-либо действиями дают себе знать, правоохранительные органы пресекают их», - сказал Тюркель. Примером тому Тюркель назвал недавний арест членов радикальной группы, которая, по данным полиции, готовила взрыв в шиитской мечети «Мешеди Дадаш» в Баку, направленный против ее руководителя, богослова Шахина Гасанли (Гасанова).
Сам Шахин Гасанли (Гасанов) также считает, что в Азербайджане нет почвы для распространения религиозного радикализма. «В Азербайджане, как и в Турции, нет радикализма на религиозной почве, что связано с построением религии на основе ирфана (философия, поощряющая человека к совершенству, - прим. «Кавказского узла»). Религиозные группы, основывающиеся на ирфане, никогда не заостряют внимание на вопросах мазхабов (течений, - прим. «Кавказского узла») в исламе. Ирфан поощряет человеколюбие», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Джуварлы: религиозный конфликт - следствие репрессивной политики властей против верующих
«Власти без разбору оказывают давление на представителей всех религиозных течений – шиитов, суннитов, салафитов. С одной стороны, они пытаются показать Западу наличие некоей исламской угрозы и оправдать свою политику подавления политических свобод. С другой стороны, власти действительно опасаются религии как фактора, организующего людей. Однако давление на верующих вызывает противоположный эффект, и они радикализуются», - заявил член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрул Джуварлы.
При этом, по его словам, возникают разногласия между радикалами и умеренными религиозными группами. «Радикалы считают, что на нарушения прав верующих надо отвечать адекватно, а умеренные «смиренностью» потворствуют власти», - подчеркнул эксперт.
По его словам, «росту радикализма способствует и отсутствие диалога власти с общинами». «Власти даже не ведут диалог с умеренными, прогрессивными религиозными деятелями. К примеру, после атаки на мечеть «Абу-Бекр» власти закрыли эту мечеть. Хотя ее имам Гамет Сулейманов, будучи образованным человеком, вел пропаганду умеренного ислама. Атака собственно была совершена с целью расправы над ним», - напомнил Джуварлы.
На его взгляд, дальнейшее ухудшение социального положения населения может подхлестнуть рост радикализма среди верующих. «Если после недавнего повышения цен на бензин и дизельное топливо будут повышение также тарифы на электроэнергию, воду, газ, это приведет к скачку инфляции до 20% год. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему обеднению населения. Такая ситуация будет благодатной почвой для роста религиозности населения и активизации радикальных групп», - сказал Джуварлы.
Вместе с тем, на его взгляд, в Азербайджане сильны традиции светского общества, и стране "вряд ли грозит исламская революция по модели Ирана". "Хотя нельзя исключать в среднесрочной перспективе и кратковременного политического успеха исламистов по примеру Египта. Но при любом раскладе, на мой взгляд, создание в Азербайджане религиозного государства с шариатскими законами мне кажется маловероятным", - сказал Джуварлы.
Представители Государственного комитета по работе с религиозными структурами и Управления мусульман Кавказа не комментируют вооруженный инцидент на религиозной почве в Сумгаите. В этих ведомствах сослались на отсутствие подробной информации и продолжение следствия по этому делу правоохранительными органами.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08