19 ноября 2013, 19:10

Ахинтам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В преддверии сочинской Олимпиады предметом острого обсуждения часто становятся проблемы, связанные с "черкесским вопросом". Игры, как планируется, пройдут в местах, связанных с трагическими сюжетами в исторической памяти адыгов (черкесов). В связи с этим против проведения в Сочи игр активно выступает ряд черкесских общественных организаций. В контексте этих выступлений "Кавказский узел" публикует серию энциклопедических справок о местах в окрестностях Сочи, связанных с историей адыгов в Причерноморье. Одно из таких мест - поселок Ахинтам.

Расположение

Ахинтам - населенный пункт Большого Сочи. Поселок расположен в 5 км от устья р.Шахе, близ аула Большой Кичмай 1.

Происхождение топонима

Название «Ахинтам» сочетает в себе имя древнего божества Ахина и адыгского слова «там», в переводе – «место», «роща», «стоянка».

Ахин и легенды о нем

Ахин (Ахын) - древнее божество местных племен (шапсугов, джигетов и убыхов), покровитель скотоводов. Считается, что от его имени произошло также название горы Ахун (или Ахын) и черкесское название Черного моря («Ахын»). Божество представляли в виде скотовода-великана.

Убыхи считали Ахына своим прародителем. По-видимому, Ахын пользовался у черкесских племен особым уважением. У скотоводов существовал обычай принесения в жертву божеству белой коровы. Перед церемонией корову мыли молоком. Хозяин коровы шествовал вместе с ней до места жертвоприношения. За животным шла толпа народа в праздничных одеяниях, пастухи гнали перед собой черных коз. Церемония жертвоприношения начиналась на следующий день.

Тушу жертвенного животного каждый раз переносили с места на место для исполнения различных обрядов, при этом присутствующими исполнялся обрядовый танец. Считается, что церемония жертвоприношения шествовала из Цзужи (Кудепста), следовала в селение Чеккофи, затем в Хамишь-тчей (Хосту) и через реку Сочи шла в убыхские поселения Сшаше, Ордане, Десчен (на р.Бзыч), а после вдоль реки Шахе направлялась в рощу Тхачег (Тхашаг). Ахинтам располагался на пути этого церемониального шествия. 2.

Предание о возникновение селения

Существует предание о возникновение аула Ахинтам. Он якобы появился на месте гибели Ахына. Однажды жил богатый князь, которому вздумалось отдать свою дочь за муж только за того, кто перепрыгнет с горы на гору через долину реки Туапсе. Никто не мог выполнить каприз князя кроме Ахына. После этого молодые поженились.

Как-то Ахын решил навестить тестя, а тот, узнав об этом, испугался, забрал свой скарб и убежал. Ахын же пошел вслед за ним. В долине реки Шахе остановились преследуемый и преследователь, однако великан не заметил своего маленького тестя.

Ахын свой привал окопал глубоким рвом с водой и чтобы выйти оттуда брал посох, опирался на него и перепрыгивал на другой берег. И вот когда Ахын спал, тесть взял и подпилил посох в нескольких местах. Проснувшись, Ахын оперся на посох, прыгнул через ров, посох сломался, Ахын упал и утонул. На месте гибели Ахына и возник аул Ахинтам. 3

Ахинтам во времена покорения русскими Кавказа (ХVIII - ХIХ вв.)

Сведений об Ахинтаме в период русско-черкесской войны крайне мало. На одной из карт 1838 г. на месте аула Ахинтам расположено поселение Адгебзе (в переводе с убыхского «река адыгов») 4. Этот населенный пункт не играл никакой роли в русско-черкесской войне: это поселение не встречается на карте английского агента Джеймса Белла 1840 г. и на французских картах Кавказа второй половины XIX в.

Современность

Ахинтам известен тем, что это одно из 12 селений, где до сих пор проживают шапсуги – коренной народ Западного Кавказа 5.

Ахинтам известен также туристам: через селение проходит дорога к сочинским «33 водопадом» (горное ущелье в Лазаревском районе Сочи).

Источники:

  1. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.
  2. Алеко Квахадзе. Легенда об Ахыне – Черкесский культурный центр; Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.
  3. Алеко Квахадзе. Легенда об Ахыне – Черкесский культурный центр circassiancenter.org.
  4. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.
  5. В.Костиников. Шапсуги. – сайт «Сочинские новости», 31.03.2013.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

15 августа 2024, 10:21

15 августа 2024, 09:29

15 августа 2024, 08:59

  • Жители Тлоха потребовали наказать силовиков за пытки

    Силовики подвергли пыткам жителя села Тлох Ботлихского района Магомеда Шамсудинова, чтобы добиться от него признательных показаний по уголовному делу. Шамсудинов уже четыре месяца содержится в СИЗО, заявили его односельчане в видеообращении к главе Дагестана Сергею Меликову. Они попросили его вмешаться в ситуацию и пресечь нарушение прав их односельчанина.

15 августа 2024, 08:07

15 августа 2024, 07:13

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей