Совет по правам человека при Президенте РФ в Чечне обсудит вопросы, касающиеся всего Северного Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На выездном заседании Совета по правам человека при Президенте РФ в Грозном не будут обсуждаться вынесенные ЕСПЧ решения о нарушениях прав человека в Чечне, рассказала правозащитница Хеда Саратова. О намерении обсудить вопросы, связанные с убийством Хаджимурата Камалова в Дагестане и угрозами адвокату Ларисе Дороговой в Кабардино-Балкарии, заявил журналист Максим Шевченко.
Как сообщал «Кавказский Узел», выездное заседание Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации пройдет в столице Чеченской Республике 8-9 июля. В заседании примут участие уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин.
Хеда Саратова: вынесенные ЕПСЧ решения относительно Чечни обсуждаться не будут
«И в Чечне и во многих кавказских республиках очень много нерешенных вопросов, в частности, поиск без вести пропавших», - сказала корреспонденту "Кавказского узла" правозащитница, руководитель информационно-аналитического агентства "Объектив" Хеда Саратова.
«Многие люди до сих пор находятся «в состоянии войны», так как ищут своих родных, похищенных во время боевых действий. Это одна из основных проблем, мы ее поднимали на форуме, и будем поднимать на Совете», - сказала правозащитница.
Организаторы сообщают, что формат заседания Совета будет общекавказским, будут присутствовать все уполномоченные по правам человека регионов Северо-Кавказского федерального округа, представители общественных организаций, СМИ.
«Общекавказской темой будет обсуждение проблемы создания рабочих мест, поиск без вести пропавших – эта тема актуальна по всему СКФО. В Чечне люди пропадали во время войны, в КБР такие случаи есть, в Дагестане до сих пор пропадают, в Ингушетии... Все эти вопросы мы будем поднимать», - заявила Хеда Саратова.
При этом правозащитница говорит об устойчивом снижении числа случаев похищения людей в динамике по Чеченской Республике. «Ко мне, как к человеку, который непосредственно живет и работает в регионе, в последние два года никто не обращался из местных жителей с подобными проблемами», - говорит Хеда Саратова.
Чеченские правозащитники тесно взаимодействуют в вопросах нарушенных прав и свобод жителей республики с уполномоченным в регионе Нурди Нухажиевым. «Аппарат уполномоченного по правам человека в ЧР всегда идет навстречу. Нам достаточно с ними связаться, - они тотчас реагируют и решают эти вопросы», - заявила Саратова.
Решения ЕСПЧ в отношении Чеченской республики, как например, решение, вынесенное в июне по делу «Масхадовы и другие против России», которым Евросуд признал нарушением отказ выдать родственникам тело Аслана Масхадова для его захоронения, обсуждаться не будут, заявила правозащитница из Чечни.
«По Евросуду, в основном, вынесены решения, связанные с боевыми действиями, и я поддерживаю, конечно, людей, которые поднимают эти вопросы, но на данном Совете решать эти моменты мы не будем, - это не входит в нашу компетенцию», - сказала Саратова.
Напомним, что 18 апреля ЕСПЧ вынес постановление по делу о похищении в 2009 году жителя Чеченской Республики Абдул-Язита Асхабова. ЕСПЧ постановил, что российские власти не провели эффективного расследования случившегося, и присудил родственникам похищенного 60 тысяч евро. Европейский суд впервые установил, что правоохранительные органы "кадыровской" Чечни ответственны за похищение человека, отметили эксперты, комментируя решение ЕСПЧ.
«Форум будет проходить два дня, культурная программа не предусмотрена. В программе посещение УФСИН по Чеченской Республике. Совет разделится на четыре рабочих группы, которые посетят пенитенциарные учреждения в Чернокозово, СИЗО г.Грозный... Их интересует содержание заключенных в тюрьмах и спецучреждениях», - рассказала Хеда Саратова.
Игорь Каляпин: буду говорить о вопросах похищения людей в Чеченской Республике
В докладом на заседании Совета выступит руководитель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин. «Я буду говорить о вопросах похищения людей в Чеченской Республике», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
Правозащитник также сообщил, что группа по Кавказу при Совете по правам человека будет присутствовать на выездном заседании в полном составе. «Помимо нашей рабочей группы по Кавказу, едет достаточно много членов Совета, около 30 человек», - рассказал Каляпин.
При этом правозащитник уверен, что противодействия в озвучивании проблемных тем со стороны местной власти не возникнет.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в целом на территории Северо-Кавказского федерального округа остаются нераскрытыми более 2000 случаев бесследных исчезновений граждан.
Максим Шевченко: будет поднята тема убийства в Дагестане Хаджимурата Камалова
Член Совета по правам человека журналист Максим Шевченко пообещал поднять на заседании темы резонансных убийств.
«Я буду говорить о темах убийства журналистов и о блокировании расследования этих дел. Я буду делать это до тех пор, пока жив, чтобы расследовали обстоятельства убийства Хаджимурата Камалова и многих других наших коллег», - сказал Максим Шевченко корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, Хаджимурад Камалов был убит 15 декабря 2011 года в Махачкале,недалеко от офиса "Черновика". Преступники выстрелили в журналиста 14 раз. Раненого Камалова повезли в республиканский травмпункт, но по дороге он скончался. Убийство Хаджимурата Камалова следствие связало с профессиональной деятельностью журналиста.
"В последнее время появилась такая тенденция в Интернете, явно инициированная убийцами. Говоря о Камалове, они называют его салафитом, такой же газету «Черновик», и полагают, что на основании этого "его правильно убили", - рассказал о пропагандисткой компании журналист.
По его словам, такие высказывания допустил один из депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.
"Мне интересно, может ли в какой-нибудь другой стране человек быть депутатом какого-нибудь народного или заксобрания, при этом говоря, что гражданин этой страны был убит без суда и следствия и это правильно? Такие люди бывают депутатами? Или это какое-то зазеркалье, в котором мы живем?», - сказал Максим Шевченко.
«Я буду говорить о том, что гражданское общество на Кавказе должно быть такое же, как по всей России, с такими же законами, должны наказываться убийцы и что мне плевать, какие кланы с кем борются У них тот клан, который в тюрьме – плохой, а тот клан, что на свободе – видите ли, хороший, просто волшебный. Все бандгруппы, прикрывающиеся образом власти, должны быть уничтожены нормальной властью, стоящей на позициях закона и справедливости», - заявил Шевченко.
"Я буду требовать, чтобы правоохранительные органы проанализировали источник публикации тех, которые оправдывают убийство гражданина РФ. И я не понимаю, почему они до сих пор это не делают», - сказал журналист.
«Что это за страна такая, что это за закон, что это за право, что это за силовые органы, органы правопорядка, что это за суд, что это за следствие и органы прокуратуры, что это за следственный комитет, который не реагирует на такие вещи? Пока в стране не будет закон и порядок и нормальные органы правопорядка, которые защищают людей, а не интересы тех, кто им платит - у страны нет будущего», - заявил Максим Шевченко.
Угрозы поступают журналистам и адвокатам по всему Северному Кавказу
Он также сказал, что намерен поднять вопрос преследования адвоката из Кабардино-Балкарии Ларисы Дороговой, в чей адрес не перестают поступать угрозы о расправе.
Адвокат Лариса Дорогова в Кабардино-Балкарии жаловалась на поступавшие в ее адрес угрозы убийством, которые, как она предполагала, исходили от сотрудников силовых структур, а также на похищение 9 мая 2008 года возле дома четырьмя неизвестными ее 17-летнего сына. Спустя семь часов похитители освободили его, предупредив, что всегда смогут его найти. Следственные органы отказались завести уголовное дело в связи с этим происшествием. Просьбы адвоката о защите остались без ответа. Ее сын покинул республику, так как семья опасалась за его безопасность, а Лариса Дорогова была вынуждена прекратить адвокатскую практику в Кабардино-Балкарии в связи с постоянным преследованием.
Напомним, случай Ларисы Дороговой был приведен в качестве примера преследования адвокатов и противодействия их деятельности авторами доклада Amnesty International "Лицом к лицу с несправедливостью: угрозы и давление на адвокатов на Северном Кавказе".
"В Дагестане угрозы получают журналисты «Кавказской политики», которым звонят и говорят: "Прекрати, пока дышишь, пока еще живешь, иначе убьем", - сказал Максим Шевченко.
Журналист сообщил, что журналистам угрозы поступают практически по всему Северному Кавказу. «Звонят даже девушкам, например, Гуле Арифмезовой в Дагестане. Мы уже подготовили заявление. Мы точно знаем, что в Дагестане бессмысленно подавать в следственные органы эти заявления. Мы подаем в Москве, потому что я уверен, что практически ни в одном регионе Кавказа невозможно расследовать такие дела, за редким исключением. Уж точно в Дагестане нельзя ничего расследовать, если это касается самого Дагестана», - уверен тележурналист.
Проведение выездного Совета в Чеченской Республике Максим Шевченко считает целесообразным по двум причинам.
«Во-первых, ЧР является символом перехода от полной разрухи, террора, насилия, ада на земле к нормальному стабильному региону с сильной властью, с попыткой установить или восстановить судебные органы, органы правопорядка. На территории Чечни сотрудники ГИБДД ни разу не просили у меня взятку и не потому, что меня знают, я ездил и не только с конвоем и под охраной, но и на такси, и мне никто не говорил, что на территории республики ГИБДД собирает какую-то дань с проезжающих машин», - говорит Шевченко.
«Там можно строить церкви, строить мечети, защищать права людей, можно создавать нормальное общество, нормальное государство. Могут кавказцы, мусульмане жить в России и быть ее гражданами, потому я был одним из инициаторов того, чтобы заседание Совета прошло на территории Чеченской Республики», - рассказал собеседник.
Говоря о конфликте между правозащитниками и главой Чечни Рамзаном Кадыровым, журналист охарактеризовал его как "непродуктивный".
Напомним, дело о клевете было возбуждено в отношении экс-главы "Мемориала" Олега Орлова по поводу его высказываний об ответственности главы Чечни за убийство сотрудницы центра Натальи Эстемировой. 14 июня 2011 года суд оправдал Орлова, однако представители Кадырова оспорили это решение. Дело против Орлова было прекращено 20 января в связи с декриминализацией статьи о клевете. На "Кавказском узле" доступна хроника судебного конфликта главы Чечни с ПЦ "Мемориал".
«Конфликт должен быть обсужден, и приняты какие-то решения. Или он должен быть прекращен или должен вылиться в какие-то иные формы, более внятные и четко проговоренные», - полагает журналист.
Шевченко считает, что не во всех регионах России возможен конструктивный диалог и взаимодействие между правозащитниками, журналистами и силовыми структурами.
«Я считаю, что на федеральном уровне такое взаимопонимание не только возможно, но и существует в какой-то мере. Я считаю, что федеральные силовые структуры очень вменяемо относятся, по большей части, ко многим ситуациям. На региональном уровне такое взаимодействие практически не возможно, потому что во многих регионах на Кавказе местные силовые структуры являются частью местных этно-криминальных групп, или связаны с группами криминальной бюрократии», - убежден журналист.
«Я защищаю мусульман, я защищаю граждан РФ, православных, когда надо иудеев, неверующих. Пока в России гражданский долг не будет выше всего остального – и страны не будет. Это моя принципиальная позиция. А навешивают ярлыки те, кто не является ни мусульманином, ни христианином, ни просто не является человеком, для которого гражданские принципы в России, ее Конституция и законы имеют хоть какое-то значение», - резюмировал в комментарии «Кавказскому узлу» Максим Шевченко.
Напомним,24-25 июня в Грозном прошел пятый "Единый Кавказский форум". На форуме обсуждались вопросы, касающиеся других республик Северного Кавказа, а также общекавказские проблемы, при этом критики в адрес властей Чечни не прозвучало. Однако, правозащитники просто не могли поднять острые вопросы, рассказал "Кавказскому узлу" на условиях анонимности источник, присутствовавший на мероприятии.
"Кто в Чечне рискнет прийти на мероприятие, на котором присутствовали люди Рамзана Кадырова, и заявить о том, что например, "кадыровский спецназ" причастен к похищению людей в республике? Поэтому на форуме поднимались только общие вопросы о Чечне, такие как поиск пропавших людей, проблемы связанные с разминированием местности, а также выплаты компенсаций за утраченное во время войны жилье", - заявил присутствовавший на форуме источник.
Отметим, ноябре 2012 года Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в состав Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. В новый состав совета вошли 62 человека, при этом в СПЧ не включен ни один представитель с Северного Кавказа.
Из состава совета исключены 15 человек, в том числе председатель комитета "Гражданское содействие", член Совета правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, правозащитница Елена Панфилова.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43