Родственники погибших 13 октября 2005 года в Нальчике недовольны решением ЕСПЧ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родители погибших во время нападения на Нальчик 13 октября 2005 года остались разочарованы принятым Европейским судом по правам человека решением по делу об отказе российских властей выдать тела для захоронения. По словам заявителей, они ожидали более конкретных формулировок в признании нарушений со стороны властей.
Как сообщал "Кавказский узел", 50 жителей республики, чьи сыновья погибли 13 октября 2005 года в ходе нападения на силовые структуры Нальчика, 26 октября и 15 ноября 2005 года подали жалобы в Европейский суд по правам человека в связи с тем, что тела погибших не были выданы для захоронения. В июне 2007 года Конституционный суд РФ отказал родственникам в выдаче тел их сыновей для захоронения. Тела боевиков в июне 2006 года были кремированы, сообщила в июле 2007 года Генпрокуратура РФ. 6 июня стало известно, что Европейский суд по правам человека рассмотрел дело "Сабанчиева и другие против России" и признал нарушения со стороны властей России.
В частности, Евросуд признал, что Россия в этом случае нарушила несколько статей Европейской конвенции по правам человека – "Право на уважение частной и семейной жизни" (статья 8), "Право на эффективное средство правовой защиты" (статья 13).
Свое неудовлетворение решением ЕСПЧ родственники погибших выразили в ходе встречи с директором по правовым вопросам организации "Правовое содействие "Астрея"/"Правовая инициатива по России" (организацией, представлявшей заявителей в Европейском суде) Анастасией Кушлейко, которая прошла 6 июня в Кабардино-Балкарском правозащитном центре, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
«Я ожидала от решения Европейского суда только одного – узнать, где тела моих детей и что с ними сделали, и я не получила ответа», - сказала жительница Нальчика Рая Керешева, у которой 13 октября 2005 года погибли два сына.
«Никакой компенсации морального вреда мы не ждали. Она нам не заменит наших детей. Но мы ждали, что нам хотя бы скажут, где они похоронены», - сказала жительница Нальчика Зоя Набитова, потерявшая также двоих сыновей.
В ходе встречи Анастасия Кушлейко разъяснила родственникам погибших боевиков суть решения Европейского суда по правам человека.
Сам документ, объемом 54 страницы, на момент встречи еще не был переведен на русский язык.
Анастасия Кушлейко сообщила, что Европейский суд не признал, что в отношении родственников погибших была нарушена статья 3 Европейской Конвенции по правам человека, которая гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
«Мы просили суд признать жестоким и бесчеловечным обращением в отношении вас по эпизоду обращения и хранения тел погибших. Суд, к сожалению, не признал нарушение этой статьи, указав, что власти не преследовали цели подвергнуть родственников погибших бесчеловечному обращению и психологическим страданиям, и что в юридическом понимании «порог жестокого и бесчеловечного обращения» в этом случае не перейден", - сказала Анастасия Кушлейко.
Она также отметила, что суд в своем решении ссылается на то, что проблема ненадлежащего хранения тел была связана с логистикой - события были настолько внезапными, что у властей не было возможности предусмотреть соответствующие условия для хранения такого количества тел.
Суд признал нарушение прав авторов жалобы в рамках статьи 8 Конвенции – «Право на уважение частной и семейной жизни».
Как пояснила Кушлейко, в Европейской конвенции нет как такового понятия «право на погребение», есть «право на уважение частной и семейной жизни». Принимая во внимание, как было осуществлена кремация, как по этому поводу родственники информировались и не могли принять участия в погребении, и какая это была для них травма, Европейским судом было признано, что было нарушено право заявителей на семейную жизнь.
«Особый упор в решении Европейского суда сделан на то, что всем 50 заявителям было автоматически отказано в выдаче тел и не было сообщено о месте захоронения без учета индивидуальных особенностей некоторых обстоятельств", - отметила Кушлейко.
В решении суда подчеркивается, что хотя некоторые меры могут быть оправданы в контексте обеспечения общественной безопасности после террористического акта, используемые меры должны быть пропорциональны угрозе. В этой связи Европейский суд посчитал, что позиция государства имела для заявителей карательный эффект, выражающийся в переложении на родственников бремени неблагоприятных последствий за поведение погибших.
Суд также признал нарушение статьи 13 – «Право на эффективное средство правовой защиты» в связи с нарушениями статьи 8 Конвенции.
Анастасия Кушлейко сообщила, в отношении факта невыдачи тел погибших и их последующей кремации после событий 13 октября 2005 года в Нальчике Европейский суд также счел, что существующая законодательная база не содержит необходимых процессуальных гарантий против произвола, тем самым лишая заявителей эффективного средства правовой защиты на национальном уровне для разрешения их жалоб.
"Решение Европейского суда не совсем такое, как мы надеялись, но не все двери закрыты", - отметила Анастасия Кушлейко. Она предложила присутствующим продолжить работу по исполнению решения Европейского суда в связи с признанием судом нарушения статьи 8 конвенции, и после вступления решения в силу ходатайствовать у местных властей о возвращении останков, а также затребовать информацию о месте захоронения погибших.
Отвечая на вопросы журналистов, Кушлейко пояснила, что решение не предусматривает материальной компенсации морального вреда заявителям.
При этом она подчеркнула, что решение суда создает прецедент для аналогичных дел.
«Это первое решение по вопросу невыдачи тел в контексте закона «О борьбе с терроризмом», поэтому оно имеет большое значение как прецедент не только для Кабардино-Балкарии, но и для остальных республик Северного Кавказа. Кроме того, это первый эпизод по событиям 13 октября 2005 года, нашедший отражение в документах Европейского Суда», - отметила Кушлейко.
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 15 гражданских лиц, а также 95 человек из числа нападавших. В настоящее время в Верховном суде Кабардино-Балкарии продолжается процесс по данном уделу. На скамье подсудимых 57 человек. Большинство из них свою вину не признают.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
30 октября 2024, 08:34
-
30 октября 2024, 08:07
-
30 октября 2024, 07:32
-
30 октября 2024, 04:53
Четыре беспилотника самолетного типа сбиты над Ростовской областью
-
29 октября 2024, 14:50
-
29 октября 2024, 14:12
Правозащитники отреагировали на заявления Арашукова о пытках