К изучению исламской идеологии в Чечне конца XVIII в. (Воззвания имама Мансура)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Одним из самых интересных и малоизученных периодов в истории ислама в Чечне является конец XVIII в. Это период деятельности выдающегося религиозного проповедника и руководителя освободительного движения северокавказских горцев имама (шейха) Мансура. Деятельности Мансура, как организатора повстанческого движения против царизма в 1785-1791 гг., посвящено немало литературы (1), что же касается его идейных воззрений, творчески почерпнутых из традиционной исламской идеологии того времени, то они исследованы недостаточно (2). Представить же историю ислама в Чечне без изучения взглядов Мансура, его религиозной программы, надолго определившей развитие и своеобразие северокавказской религиозно-политической мысли, невозможно.
Малочисленность документальных источников ограничивает развитие исследований в этом направлении (3). В настоящей работе мы поставили целью опубликовать несколько новых документов, характеризующих некоторые идеологические воззрения Мансура в начале его деятельности - весна 1785 г. Предварительно мы даем небольшую справку о жизни и деятельности Мансура, а затем, в Приложении, приводим тексты документов.
В 1760 г. в селении Алда плоскостной Чечни, в бедной крестьянской семье родился мальчик, нареченный именем Ушурма, будущий имам Мансур. Отдельные известия говорят, что Ушурма так и не получил возможности изучить арабскую грамоту ("будучи сыном бедных родителей, он не мог получить никакого образования и в молодости своей пас скот" (4)), однако благодаря хорошей памяти наизусть заучил весь Коран и множество духовных стихов. Он рано выделился среди ровесников прирожденным даром речи, гибким и проницательным умом (5).
Впервые с публичными проповедями Ушурма выступил в своем селении в начале 1785 г. "Мансур три ночи в доме молился богу, с плачем выговаривал родственникам, что по непостоянству чеченцев в рассуждении смертоубийства и грабительства погибают или осуждаются в будущем веке вечному мучению и что он (Мансур. - Я. А.) по данной свыше власти может их от сего избавить и обратить к истому признанию и примирению..." (6). Все известные лидеры движений в исламских странах начинали с проповеди аскетизма и своеобразного пуританизма, призывали к ликвидации межобщинных и феодальных усобиц. С этого же начал и Ушурма, принявший с началом проповеди имя Мансур ("победоносный"). Вскоре он был провозглашен шейхом, а затем имамом - духовным, военным и гражданским руководителем мусульман.
В течение 1785-1791 гг. имам Мансур являлся признанным руководителем массового повстанческого движения на всем Северном Кавказе, которое имело целью достижение полной политической независимости региона от царской России. Первоначальные военные успехи горцев в 1785-1786 гг. сменились неудачами, под ударами российских войск движение Мансура потерпело поражение и пошло на спад. В 1787 г. имам ушел из Чечни к черкесам на Черноморское побережье. Но на этом деятельность Мансура в Чечне и Дагестане не прекратилась, по всему Северному Кавказу распространялись его воззвания, шла деятельная подготовка к новому всеобщему восстанию. Однако русско-турецкая война, начавшаяся в 1787 г., к которой было приурочено всеобщее выступление горцев, началась неудачно для Османской империи. Турецкий генерал Батал-паша бездарно провалил экспедицию турецких войск на Северный Кавказ. Замыслы Мансура, рассчитанные па победу "исламского" оружия, оказались сорванными.
В 1791 г., в конце войны, царские войска штурмом взяли турецкую крепость Анапу и захватили находившегося там Мансура в плен. По распоряжению Екатерины II он был привезен в Санкт-Петербург и осужден на вечное заточение в Шлиссельбургскую крепость. Умер Мансур 13 апреля 1794 г. (7).
Движение имама Мансура, носившее антиколониальный и отчасти антифеодальный характер, протекало под религиозными лозунгами (8). Это и понятно. В горском обществе XVIII в. основным классом являлось юридически свободное парцеллярное крестьянство. Другой массовой идеологии, помимо религиозной, оно не знало и не могло знать, так как здесь не было сословий и классов, способных служить проводниками иных, скажем, светских идей. В тот исторический момент в горском обществе превалировало религиозное сознание, а наиболее развитой, образованной частью его являлось исламское духовенство.
Трактовка Мансуром исламского учения для горского населения несомненно отражала настроения и взгляды широких слоев местного духовенства (9), была близка и понятна народным массам. В первоначальный период своей деятельности основным содержанием пропаганды Мансура был призыв к нравственному совершенству, к соблюдению норм шариата и отказу от некоторых положений обычного права (адата), к строгому выполнению морально-этических установок ислама. Отдельные аспекты его идеологических воззрений, опосредованно отражавших настроения местного исламского духовенства, и освещают публикуемые нами документы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ахмадов Ш. Б. К историографии движения горцев Северного Кавказа конца XVIII в. // Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. Грозный, 1980. Вып. 2. С. 125-129; и др.
2. Отдельные аспекты религиозно-идеологических течений в Чечне и на Северном Кавказе конца XVIII в. освещены в книге: Яндаров А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.
3. Ряд документов о Мансуре, касавшихся преимущественно его политической деятельности, был опубликован еще до революции. (Кавказский сборник. Тифлис, 1899. Т. 20). Некоторые материалы публиковались и советскими историками. (См. приложение к статье Б. В. Скитского. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северо-Кавказского пединститута. Орджоникидзе, 1932. Т. 18.; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.: Сб. док. М., 1957. Т. 2. С. 368, 371). Известное количество документов о Мансуре опубликовано французскими, турецкими и арабскими учеными, в частности А. Беннигсеном. Перевод его работы: "Народное движение на Кавказе в XVIII в." издан под редакцией профессора В.Г.Гаджиева в Махачкале в 1994 г.
4. Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. СПб., 1856. ? 15. С. 54; Скитский Б. В. Указ. соч. С. 98.
5. Дубровин Н. Ф. История войн и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886. Т. 2. С. 87; Мориц Вагнер. Кавказ и земля казаков в 1843-1846 гг. Дрезден-Лейпциг, 1848. Т. 2. - Рукопис. пер. З. Кидаловой (Архив Института ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Ф. 1, оп. 1, д. 129, л. 3 об.).
6. РГВИА. Ф. 52, оп. 1/194, д. 350, ч. 5, л. 8.
7. Подробно об истории движения и личности Мансура см.: Ахмадов Ш. Б. Имам Мансур. Грозный, 1993.
8. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Изд. 2-е. М., 1982. С. 390.
9. Заметим, что с самого начала деятельности Мансура при нем сложился своеобразный штаб из образованнейших представителей духовенства Дагестана, Чечни и Кабарды, настаивавших на исполнении требований имама и оказывавших ему поддержку. - См.: Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур ( Из истории религиозных движений на Кавказе) // Русский архив. М., 1910. Кн. 3. В. 10. С. 218; Ахмадов Я. З. О роли мусульманского духовенства в общественной жизни Чечни (по материалам XVIII - первой половины XIX в.) // Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII - начало XX в.). Грозный, 1982. С. 59; и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ ? 1*
Прокламация имама Мансура к горцам Северного Кавказа с призывом соблюдать мусульманское вероучение и готовиться к войне (1785 г. не позднее апреля 30)
Перевод с арабского в нижеследующем содержании. Божию помощию удостоился достигнуть достоинства имама (1) в чеченских селениях в имянной Алдинской деревни (2).
Всему находящемуся в магометанском законе народу при засвидетельствовании свое почтение объявляя и прошу раскаяться, как сами известны, что кто зделает чистое во всем признание, то конечно получит царство небесное. Ныне я вам приказываю молиться богу, как и алкоран учит. Вышний создатель, увидя ваше чистосердие, произношенные мольбы непременно останутся пред ним с похвалою; надеясь на сие можете отвратить себя от злых намереней.
Я бедной, день и ночь по магометанам за прогрешность их плачу, что должен всякий прославлять (Аллаха) и бога ради раздавали милостыни, ежели кто кого убил, прощал бы (3). Не пьянствуйте, табаку не курить, никагак (4) (а по российски, то есть к надежной жизни, положенным мужьями и женам деньги)** прощать, а после смерти, какого человека бывает оставшее имение разделять родственникам, тем коим принадлежит (5).
Обычайные же обряды не наблюдать (т. е. не соблюдать. - Я. А.), а быть так, как духовной закон учрежден (6). Дурность же оставить, довольно, что по сю пору все дела делали никому иному угодные как только диаволу, да и посторонних ничему не участвующих аклеветавали.
Сие учение произошло от имама, коему дал бог много лет здравствовать, что по данной ему свыше власти происходит кяремет (7) (то есть по-российски от одного против другого о святости ево уверение)***, поставляя примером, что беззаконники - 900 человек по принесении признательности пришли совершенно в магометанской закон (8). А потому веря и приказания исполняют, а негодные дела бросили и приказывают наблюдать веру. Порядочнее и знать, кто есть такое бог и почитать магометово произшествие и опасания шествие в ад (л. 189).
* * *
Чрез сие уведомляю всех владельцев, ученых людей и аджиев (9), как мы ныне приготовляемся к войне и справляем оружие. Того ради к получению доброй в будущем веке жизни, хотя по малому числу раздавайте милостыни и не опасайтесь малуана (10) (то есть по-российски христианина)***, но бог точно поможет и желаемое получить без сомнения (л. 189 об.).
____________________________________
Документ хранится в ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13, т. 1, л. 189-189 об. Представляет собой вольный перевод с арабского на русский язык, сделанный неизвестным переводчиком канцелярии кизлярского коменданта.
Адресат и отправитель не указаны. Письмо не датировано, поступило в Кизляр не позднее 30 апреля 1785 г., что устанавливается по другим документам архивного дела.
* Во всех приведенных документах сохранена орфография источников: пунктуация - в соответствии с современными требованиями; разбивка на абзацы сделана автором предлагаемой публикации.
** Возможно, вставка переводчика для объяснения термина "никагак". Скобки наши. - Я. А.
*** Возможно, вставка переводчика. Скобки наши. - Я. А.
КОММЕНТАРИИ
1. Имам (от араб. амма - "стоять впереди, предводительствовать"). Имамом может называться и глава всей мусульманской общины; в институте имамата сливается власть светская и духовная (Ислам: Краткий справочник. М., 1983. С. 57-58).
2. Об этом возвышении Мансура говорят и другие документальные известия: так, в письме к кизлярскому коменданту И. С. Вешнякову от 15 марта 1785 г. чечен-аульские, атагинские и аджиаульские старшины сообщали: "что ж касается до оказавшегося в Алдинской деревне человека не соизволите на нас гневаться, он (т. е. Мансур. - Я. А.) только приведет к истинной вере, чтоб христианин или кто б токо не был, друг-друга не обижали..." (ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13, т. 1, л. 144 об.).
3. Требования имама Мансура по отношению к поведению горцев были нацелены на ликвидацию кровной мести, усобиц и консолидации масс на основе единых правил шариата. Об этом объективно свидетельствует следующий документ - письмо чечен-аульских и алдинских жителей от 9 октября 1785 г. генерал-поручику П. С. Потемкину: "между нами оказался один имам, которой не что иное делает, как только подтверждает нам наш закон и наставляет всех, дабы между ими никаких не было вражды и протчего и жили б спокойно. Естли же кто пустится на воровство, то того он может губить и повесить". (ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13а, т. 2. л. 476).
4. Никагак (тюрк. nikah) - букв. "бракосочетание, брак", в контексте - "плата за невесту, калым". У горцев проявлялся в форме "урду", доли, выделяемой жене на случай развода. Отдавался в руки родителей жены. Калым в Чечне XVIII в. достигал больших размеров, был непосилен для многих семей.
5. По адату наследование имущества происходило только по мужской линии. В требовании Мансура разделять наследство всем родственникам выражается положение шариата, по которому женщина имела право на долю наследства, хотя и меньшую, чем мужчина.
6. Речь идет о замене адата (обычного права) шариатом (исламским правом). "Замена адата шариатом, конечно, влекла за собой усиление роли духовенства и некоторое ослабление адатской верхушки", т. к. смена разнствующих в различных обществах адатов единым шариатом должна была способствовать первичной национальной консолидации (Яндаров А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 96).
7. Кяремет (тюрк. keramet) - букв. "чудо, совершенное святым, правда, истина".
8. При Мансуре предпринимались попытки исламизации населения некоторых западных районов Чечни и Ингушетии, сохранявших языческие верования и в XVIII в. (РГВИА. Ф. 52, oп. 2/203, д. 32, кн. 9, л. 179 об.).
9. Аджи (араб. хадж, хаджи) - "человек, совершивший паломничество в Мекку". В мусульманском обществе хаджи пользовались особым почетом и уважением (Ислам: Краткий справочник. С. 112).
10. Малуан (тюрк. mel'un) - "проклятый, окаянный".
Документ ? 2
Письмо старшин и хаджи (кадия Боруки, Аджи-Махомета Запушаева и др.) кабардинскому владельцу Мисосту с объявлением о появлении в Алдах (имама) Мансура и призывом следовать его учению и приказам (1785 г. не позднее 30 апреля)
Перевод письма с арабского, писанного в нижеследующем содержании, присланнаго от кадыя (1) Боруки, старшин, аджиев и Аджи-Махомета Запушаева на имя кабардинского владельца Мисоста (2).
____________________________________
На сем и на том свете избави вас господь бог за прегрешения должного возмездия и желаем вам со всеми подвластными много лет здравствовать.
Чрез сие уведомляем, что мы с оказавшемся в Алдинской деревне шихе (3) (Мансур. - Я. А.) довольно от проезжающих людей наслышались и не находили таковых, которые б ему не верили. После того Аджимамет (так в тексте. - Я.А.) Запушаев ездел к нему, которой не только что привес о нем уверительное письмо, но и сам чрез присягу уверял, что он действительно ших. При коем находятся де дагистанские, чиркеевские (4), кумыцкие, салатовские (5) кады, муллы и другие ученые люди, кой чрез него прислали к нам письмо, чтоб точно почитали ево за шиха и имама, которой де у нас спрашивал о законе, но даказать ему не могли, разве такой же ших докажет, а протчие не хто.
А в присланном же с Аджимаметом письме значит, чтоб бога ради подавали милостыни, никого не обижали, а быть так, как духовной суд учрежден. Нежели хто кого убил, прощать, не пьянствовать, табаку не курить; чему должны и вы повиноваться и подвластным вверить ни что иное, как только, что ших приказывает наблюдать - совершенно доброе, а не дурное (л. 190).
Ибо все, что кто ни делает, то зделавшие дурно взводит сам себе предосуждение.
Мы же верующие все раскаялись, разве только малая часть осталась, но ежели где бог пожелает зделать добро, то оное збудется (л. 190 об.).
____________________________________
Документ хранится в ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13, т. 1, л. 190-190 об. Является вольным переводом на русский язык с подлинника на арабском языке. Сделан неизвестным переводчиком из канцелярии кизлярского коменданта.
Авторами письма являются кабардинский кадий Борука, Аджи-Махомет Запушаев, а также неизвестные хаджи и старшины. Адресат - кабардинский владелец (князь) Мисост.
Дата в письме не указана, она устанавливается по другим документам архивного дела.
Документ не исходит от Мансура, но в нем переданы основные мысли из его воззваний и, что важно, выявляется отношение горцев и духовенства к учению имама.
КОММЕНТАРИИ
1. Кадый (араб. кади, кази) - "религиозный судья в мусульманской общине". Кази принимали решения по вопросам религии, семейного, наследственного и частично уголовного права. (Ислам: Краткий справочник. С. 70).
2. Мисост - Мисост Баматов, старший владелец (князь), формальный правитель Кабарды в 80-х гг. XVIII в. (РГВИА. Ф. 52, оп. 2/203, д. 32, кн. 9, л. 178; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. М., 1957. Т. 2. С. 372).
3. Ших (араб. шайх) - почетное прозвище крупных религиозных авторитетов, знатоков религии (Ислам: Краткий справочник. С. 124). На Северном Кавказе шейх - это святой, глава суфийского ордена, наставник мюридов.
4. "Чиркеевские" - Чиркей, союз сельских общин в горной части Северного Дагестана.
5. "Салатовские" - Салатау, союз сельских общин в горной части Северного Дагестана.
Документ ? 3
Письмо имама Мансура к кабардинскому духовенству с требованием соблюдать правила веры ввиду наступления "последнего времени" (1785 г. не позднее июня)
Копия перевода с письма, присланного от развратника (1) к кабардинским аджиям.
____________________________________
Я, раб божий имам Мансур, всем мусульманам свидетельствую мое почтение, с желанием навсегда божия над вами милости и поспешнаго блага.
Но притом вам мосульманам верующим во единаго бога и почитающим великого пророка Магомета даю знать, что приходит уже последнее время и блиско надобно онаго ждать (2). Будьте к вере прилежны и подобострастны не сделаитеся законопреступниками, за доброе поведение получите воздаяние от бога, а за ослушание гнев и погибель. Подданные ж к россиянам будьте к ним справедливы и не касайтеся до малейшей шалости, пока я с Росиею войду в разговоры (3); содержите сие свято, а естли кто из вас сделает им шалости, то я с таковыми управлюся.
Божиею милостию войски мои в сем свете возьмут верх и покорят других народов, а вам надлежит до онаго иметь терпение (л. 36).
____________________________________
Документ хранится в РГВИА. Ф. 52, оп. 1/194, д. 350, л. 36. Является копией русского перевода с письма имама Мансура. Язык подлинника не указан. Дата и подпись отсутствуют, документ хранится в делах не позднее нюня 1785 г. В конце текста имеется скрепа: "С подлинным переводом свидетельствовал порутчик Алексей Менташов".
КОММЕНТАРИИ
1. "Развратник" - так называли царские власти имама Мансура, подразумевая под этим, что он "развращает" народ своими проповедями. Вместе с тем это и опосредованное признание его большого влияния на народные массы.
2. Одним из приемов религиозной проповеди имама Мансура было использование понятий "судного дня", "последнего времени", угрожающих миру вследствие греховности людей. В связи с этим надо учесть, что в феврале 1785 г. на Северном Кавказе произошло сильное землетрясение, серьезно встревожившее религиозное население. После этого стихийного бедствия речи и призывы Мансура получили огромный резонанс.
3. В конце XVIII в. царизм, закончив строительство Кавказской военной линии, протянувшейся от Каспийского моря до Азовского, усилил давление на горские народы, что вызвало всеобщий протест, охвативший все слои населения. Тем не менее, на первых порах Мансур считал необходимым сдерживать нападения на российские укрепления, надеясь, видимо, на мирное разрешение конфликта путем переговоров.
Предисловие, публикация и комментарии Я. З. Ахмадова (докт. ист. наук, профессор, Чеченский государственный университет)
15 ноября 1998 г.
источник: Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал - Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 1999. N 1 (17).