На суде в Азербайджане главный редактор газеты "Хурал" завершил дачу показаний по пунктам обвинения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Бакинском суде по тяжким преступлениям 22 ноября на процессе по делу главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова подсудимый завершил дачу своих показаний по пунктам обвинения. Зейналов вновь заявил о сфабрикованном характере уголовного дела и потребовал своего освобождения из-под стражи.
Как сообщал "Кавказский узел", Зейналов был арестован 28 октября 2011 года по подозрению в получении взятки. Жалобу подала депутат Гюляр Ахмедова. С заявлениями о даче взяток журналисту в управление по борьбе с коррупцией обратились еще три человека. Также Зейналов был обвинен в неисполнении судебных решений и уклонении от уплаты налогов. Рассмотрение дела по существу началось 18 мая.
На суде 22 ноября Аваз Зейналов отверг обвинения и в уклонении от уплаты налогов, и в неисполнении судебных решений. "Все эти обвинения против меня были выдвинуты практически одновременно, что еще раз свидетельствуют о заказном характере уголовного дела, сфабрикованного по указанию главы администрации президента Рамиза Мехтиева и его подручных", – сказал Аваз Зейналов.
Касаясь обвинения в уклонении от уплаты налогов, он заявил о неправильном исчислении суммы налогов. "Тираж газеты был искусственно завышен, а доходы газеты раздуты", – уверен журналист.
Налоговики, отметил он, взяли за основу тираж 2100 экземпляров одного номера газеты. "Но дело в том, что с таким тиражом газета выходила только последний месяц перед закрытием, когда перешла на ежедневный выпуск в сентябре-октябре 2011 года. До того тиражи газеты были низкие", – сказал Зейналов. Кроме того, по словам обвиняемого, налоговики исходили из цены газеты 40 гяпиков (около 0,48 доллара), хотя в 2008 году газета продавалась за 30 гяпиков (около 0,36 доллара).
Отметим, что данный вопрос защита и ранее поднимала в ходе процесса и судья Рамелла Аллахвердиева обещала провести по подсчетам налогов независимую экспертизу. Однако когда будет проведена экспертиза, судья не уточнила.
Что же касается обвинения в неисполнении судебных решений, то, по мнению Зейналова, оно также инициировано по заказу. "Что же все истцы несколько лет не требовали денег, и вдруг сразу все потребовали выплаты штрафов?" – спросил подсудимый и добавил, что готов выплатить все компенсации.
Ранее защита заявляла, что половина суммы из 20 тысяч манатов (около 25 тысяч долларов) была погашена деньгами или изъятым имуществом редакции. Кроме того, как заявил Зейналов, на текущем счету редакции есть около 5 тысяч манатов (около 6,25 тысяч долларов), эти средства также могут быть направлены на выплату компенсаций. Остальные же средства, по словам главного редактора "Хурала", он готов выплатить, если будет освобожден, и будут устранены препятствия для выпуска газеты.
После выступления Аваза Зейналова судья объявила перерыв на процессе до 15.00 28 ноября.
Агалиев: меры прослушивания или видеонаблюдения должны приниматься по решению суда
Отметим, что на предыдущем судебном заседании Зейналов заявил, что давление на него и газету "Хурал" было целенаправленным в рамках общей политики властей по устранению неугодных СМИ. Одним из свидетельств готовящихся провокаций против газеты он назвал установление в его кабинете подслушивающегося устройства, которое было встроено в настольные часы, подаренные коллегой.
Весной 2010 года тогдашний главный редактор газеты "Гюндем хабар" (Повестка дня) и член партии "Умид" (Надежда) Мухаммед Эрсой действительно подарил Зейналову электронные часы, рассказал сотрудник газеты "Хурал" Афган Мухтарлы.
"Эти часы работали не на батарейках, а заряжались напрямую от электросети. Подслушивающее устройство, как оказалось, также работало, когда часы были включены в электросеть. Подозрения у Аваза Зейналова возникли, когда Мухаммед Эрсой пришел к нему и сказал, что, почему он уже 15 дней не пользуется часами. Откуда Мухаммед Эрсой мог это знать? Кроме того, часы издавали при работе странные звуки. После этого мы решили разобрать часы и обнаружили там "жучок", – сказал Мухтарлы.
С его слов, Аваз Зейналов передал их в пресс-службу МВД, которая обещала расследовать это дело. "Но никакого расследования не было проведено. Потом Аваз Зейналов узнал от своих источников в МВД, что прослушивающее устройство было изготовлено на профессиональной основе. Вчера на процессе он сообщил, что, как ему сказали, это было сделано сотрудниками 7-го управления МВД, как раз занимающегося вопросами наблюдения и слежки", – отметил работник газеты "Хурал".
При этом в то время Эрсой заявил, что ранее он сам получил указанные часы в подарок и не знал, что в них встроено подслушивающее устройство. Тем не менее, партия "Умид" исключила его из своих рядов, поскольку он не выполнил предложения политической организации официально обратиться в полицию и потребовать проведения расследования по этому вопросу.
Согласно статье 10 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статье 445 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) в отношении подозреваемого в совершении какого-либо преступления могут быть приняты меры прослушивания его разговоров или видеонаблюдения, сказал корреспонденту "Кавказского узла", комментируя данный вопрос, юрист Института права медиа Халид Агалиев. Однако, отметил он, эти меры должны приниматься исключительно по решению суда.
По словам собеседника, если такого судебного решения не было, то можно подать жалобу в полицию для расследования, а если правоохранители не расследуют жалобу, то можно обжаловать в суде их бездействие.
В случае доказательства вины Зейналову грозит до 12 лет лишения свободы
Агалиев также прокомментировал вопрос о том, насколько правомерно проведение судебного следствия против редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова в Суде по тяжким преступлениям.
По его словам, предъявленные статьи обвинения в получение взятки "в крупном размере" (311.3.3) и "с применением угроз" (311.3.4) квалифицируются как тяжкие преступления. "Другой вопрос в том, что насколько эти обвинения состоятельны. Многочисленные процессуальные нарушения в ходе предварительного следствия и на суде и уклонения от явки в суд основных свидетелей дают основания полагать, что это уголовное дело сфабриковано", – добавил юрист.
Он сообщил, что в случае доказательства вины Зейналова журналисту грозит наказание до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Юрист напомнил, что в Азербайджане и ранее журналистов привлекали к уголовной ответственности по обвинению в получении взятки и судили в Суде по тяжким преступлениям.
Так, работник газеты "Наш путь" Мушвиг Гусейнов был арестован 24 июля 2007 года по обвинению в получении взятки от сотрудника министерства труда и социальной защиты. 21 января 2008 года Суд по делам о тяжких преступлениях приговорил его к шести годам тюрьмы. Впоследствии Бакинский апелляционный суд снизил срок наказания до пяти лет. Местные правозащитники признали его политзаключенным. 26 декабря 2009 года Гусейнов был помилован указом президента Азербайджана Ильхама Алиева и досрочно вышел на свободу.
Назим Гулиев, учредитель и главный редактор газет "Идеал" 15 января 2010 года был приговорен Судом по тяжким преступлениям Азербайджана к 13 годам и трем месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Гулиев был признан виновным в вымогательстве путем угроз, получении взятки, хулиганстве и незаконном хранении наркотиков.
При этом ранее, 7 ноября 2007 года, Гулиев был осужден Насиминским судом Баку на два с половиной года за клевету и оскорбление. В конце декабря 2077 года Гулиев был освобожден из тюрьмы согласно президентскому указу о помиловании. В 2002 году Назим Гулиев отбывал наказание за вымогательство.
Фатуллаев: журналиста нельзя сажать в тюрьму за непрофессионализм
Что касается дела против Зейналова, то, по мнению коллег журналиста и многих правозащитников, главного редактора газеты "Хурал" преследуют по политическим мотивам за его критические публикации.
"То, что уголовное дело против Аваза Зейналова политически мотивированное – не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует и характер обвинений, и то, что люди, недовольные его публикациями, вдруг скопом через 4-5 лет пошли, пожаловались на него. Я удивляюсь, что до сих пор Amnesty International не признало Аваза Зейналова "узником совести". Но я убежден, что с вынесением обвинительного вердикта – а в этом я не сомневаюсь, потому что суд выполняет заказ – Аваз Зейналов будет признан международными организациями "политзаключенным", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" глава неправительственной организации "За права человека", бывший "узник совести" Эйнулла Фатуллаев.
Вместе с тем он отметил, что журналистская деятельность Зейналова вызывала неоднозначную оценку. "Некоторые считали, что в его деятельности было много ошибок, нарушения этических норм, непрофессионализма, безответственности. Но за это нельзя журналиста сажать в тюрьму, подвергать политическим репрессиям. В законодательстве есть другие меры наказания, в частности, запрет на определенный период заниматься соответствующей профессиональной деятельностью", – заключил Фатуллаев.
"Кавказский узел" сообщал, что в защиту Аваза Зейналова выступают правозащитные организации. В частности, "Репортеры без границ" выступили с требованием немедленного освобождения Зейналова, осудив решение Апелляционного суда, оставившего в силе решение суда первой инстанции об аресте журналиста. А базирующийся в США "Комитет защиты журналистов" выразил обеспокоенность преследованием и тюремным заключением Зейналова и призвал власти Азербайджана немедленно освободить его.
7 ноября в Бакинском СИЗО №1 Зейналова посетили спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович и комиссар Совета Европа по правам человека Нилс Муйжниекс.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
05 ноября 2024, 11:04
Избирком определился с датой выборов ростовского губернатора
-
05 ноября 2024, 10:27
-
05 ноября 2024, 07:36
3 -
04 ноября 2024, 20:00
2Армянские журналисты раскритиковали законопроект "Об общественной информации"
-
04 ноября 2024, 16:54
-
04 ноября 2024, 14:03
Голубев объявил об отставке с должности губернатора Ростовской области