Папуашвили: Грузия и РФ не расследовали преступления, совершенные во время конфликта в Южной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузия и Россия не выполнили распоряжение Международного уголовного суда о проведении предварительного расследования преступлений, совершенных во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года, заявил автор доклада "В ожидании российского правосудия", подготовленного Норвежским Хельсинкским комитетом, Симон Папуашвили.
Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учрежден на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.
"В международном уголовном суде в Гааге заканчивается процедура предварительного расследования преступлений, совершенных в августе 2008 года. В релизе суда говорится, что суд подошел к тому моменту, когда можно решить – возбуждать ли официальное расследование, которое проведут органы уже самого суда, или следует дать еще некоторое время на предварительное расследование", - рассказал "Кавказскому узлу" Симон Папуашвили.
Норвежский Хельсинкский совет (уточнение редакции 8:25 16.11.2012: Норвежский Хельсинкский комитет (НХК) направил в октябре в офис прокурора Международного уголовного суда свой доклад "В ожидании российского правосудия", в котором рекомендует суду занять более активную позицию по отношению к расследованию преступлений, допущенных во время войны в Южной Осетии в 2008 году.
Как считает редактор доклада, советник НХК Оге Сторм Боркгревинк, вмешательство Международного уголовного суда в расследование событий 2008 года стало бы важным для всего кавказского региона, поскольку оно могло бы поломать парадигму безнаказанности, характерную для местных конфликтов.
Кавказ – это регион безнаказанности
"Война в Южной Осетии в 2008 году – это лишь одна из нескольких войн, которые произошли за последние годы в этом регионе. Были две войны в Чечне, конфликт в Ингушетии, война в Абхазии в 1992-1993 годах, Нагорный Карабах. И везде присутствует безнаказанность. Не было еще наказания за совершенные преступления. Я думаю, что это увеличивает количество преступлений при конфликтах", - сказал Боркгревинк корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению советника НХК, вовлечение Международного уголовного суда в расследование этих конфликтов может изменить ситуацию на Кавказе в целом.
"Это может предотвратить очередной конфликт не только между Грузией и Россией, но и во всем регионе. Это, я полагаю, важный аспект, почему этот случай так важен. Вы можете видеть, что решения суда влияют на ситуацию, например, в Африке и других регионах. Конечно, война в Грузии – не самая кровавая, которая имела место за последние десятилетия, но Кавказ – это регион безнаказанности, и вмешательство Международного уголовного суда может изменить эту ситуацию", - заявил Оге Боркгревинк.
"И Россия, и Грузия могут быть одинаково виновными"
Проведенная работа дает основание полагать, что обе стороны – и Россия, и Грузия – допустили преступления, которые попадают под юрисдикцию МУС, считает Симон Папуашвили.
"В отношении Грузии суд заявил, что на основе той информации, которую он получил, речь идет, по крайней мере, о двух категориях преступлений – это военные преступления и преступления против человечества... В основном, это касается бомбардировки Цхинвала, в том числе – с использованием такого оружия, которое работает по площадям, и его невозможно нацелить на конкретный объект. И в этих конкретных обстоятельствах, когда Грузия использовала эти установки, это считается военным преступлением. И у суда есть заявление по этому поводу. И, конечно же, идет речь о нападении грузинских вооруженных сил на войска миротворцев", - рассказал Симон Папуашвили.
В отношении России, по словам Папуашвили, речь идет о том, что российские войска попустительствовали преступлениям, совершенным, предположительно, осетинскими формированиями. "Считается, что Россия осуществляла эффективный контроль над этими территориями, о которых идет речь, и, соответственно, она несет ответственность за все те преступления, которые там были совершены... Там речь идет о гонениях на этнической почве, включая пытки, убийства, уничтожение собственности", - пояснил Папуашвили.
Во время расследования военных действий НХК выявил 16 случаев убийств мирных граждан (не считая случаев гибели от перестрелки или разрыва осколочных снарядов) на территории, контролировавшейся российской стороной. Чаще всего, по данным НХК, внесудебные расправы осуществлялись представителями нерегулярных вооруженных формирований, которые не являлись структурными подразделениями российских вооруженных сил.
Однако, как отмечено в докладе, "несколько интервью указывают на то, что нерегулярные вооруженные формирования, которые, предположительно, совершили эти преступления, действовали в сотрудничестве с российскими вооруженными силами".
Согласно Римскому статуту, на основании которого действует МУС в Гааге, уголовному преследованию подлежат не государства, а конкретные лица. По мнению Симона Папуашвили, в случае, если прокурор МУС действительно примет решение о начале официального расследования, которое закончится судом, то в результате этого процесса под ответственность могут попасть высшие должностные лица Грузии и России. В частности, правозащитник называет имена президента Михаила Саакашвили, президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
"Есть одна вещь, которая свойственна для тех процессов, которые происходят в Гааге – они всегда нацелены на высшее должностное лицо, которое или выступало инициатором, или же было уличено в связях с международными преступлениями. Это может быть президент, министр обороны, начальник Генштаба или командиры крупных воинских формирований", - пояснил Симон Папуашвили.
"Власти Грузии отчасти не хотят, а отчасти не в состоянии провести расследование"
В течение четырех лет Норвежский Хельсинкский комитет осуществлял программу по поиску фактов нарушения прав человека в Южной Осетии в период с августа по октябрь 2008 года. Как отмечено в докладе, в 2010 году правительство Грузии не ответило на письменный запрос неправительственных организаций о том, как проводится расследование.
Поскольку грузинское и российское правительства не предоставили соответствующие материалы, поиск велся путем анализа документации, а также опроса населения, проживающего в зоне конфликта и беженцев из Южной Осетии. Кроме того, НХК опирался на результаты исследований, проведенных Европейским судом по правам человека (Страсбургский суд), в ходе которых по телефону было опрошено 244 человека, подавших заявления в Страсбург.
"Исследование среди заявителей в Европейский суд по правам человека, а также визиты на места по поиску фактов выявили отсутствие соответствующих и значительных усилий по проведению расследования со стороны грузинских властей. Из этой информации следует вывод, что грузинские власти отчасти не хотят, а отчасти не в состоянии провести эффективное расследование случаев международных преступлений, предположительно, произошедших во время и после войны августа 2008 года", - говорится в докладе НХК.
Из 60 опрошенных жителей лишь семеро подтвердили, что с ними связывались представители грузинских властей
В октябре 2011 года представители НХК вместе с членами "Ассоциации молодых юристов Грузии" и "Коалиции за международный уголовный суд" встретились с представителями министерства юстиции и офисом Главного прокурора Грузии. После этой встречи Минюст Грузии прислал правозащитным организациям отчет, в котором говорилось о том, что Грузия предприняла следственные действия по расследованию фактов международных преступлений. В частности, речь шла о допросах и опросах населения, проживавшего в Южной Осетии и прилегающих к ней территориях. Кроме того, грузинское правительство указывало на отсутствие какого-либо содействия в проведении расследования со стороны Российской Федерации.
Во время поездок в приграничные села и места поселения беженцев в течение всего 2010 года НХК провел опрос 60 местных обитателей, и лишь семеро из них подтвердили, что с ними связывались представители грузинских властей, которые расспрашивали о тех фактах, которые относятся к войне. При этом никто из этих семерых респондентов, как отмечено в докладе, не смог однозначно ответить, представители каких структур проводили опрос – МВД, министерства юстиции или прокуратуры Грузии. Ни с кем их этих семи человек представители правительства Грузии, по данным НХК, не связывались для проведения дальнейших следственных действий.
"Расследование СК России скорее политическое, чем юридическое"
Для получения дополнительных сведений о произошедших преступлениях НХК обратился с запросом в Следственный комитет России. Как говорится в докладе, заявления главы Следственного комитета Александра Бастрыкина давали повод предполагать наличие у его структуры большого количества информации относительно совершенных в ЮО преступлений. Согласно заявлениям Бастрыкина, в Южную Осетию были направлены 200 следователей и 29 экспертов, чтобы провести расследование преступлений, совершенных во время активной фазы военных действий.
Как отмечается в докладе "В ожидании российского правосудия", российская сторона заявляла о том, что Следственный комитет возбудил уголовные дела по статье 105 (убийство), а также по статье 357 (геноцид), основываясь на показаниях 500 жертв конфликта.
Отметим, что практически сразу по завершению военных столкновений власти России выступили с инициативой подать иски против Грузии в Гаагу и Страсбург по факту нападения на Южную Осетию. В связи с этим в августе 2008 года Следственный комитет при прокуратуре России собирал доказательства геноцида в Южной Осетии, эти данные были использованы для подачи исков. 25 февраля 2009 года СКП РФ заявил о завершении расследования "геноцида Грузии в отношении осетинского народа". Копии материалов дела в августе 2011 года были направлены прокурору Международного уголовного суда.
Однако СК России так и не предоставил НХК никакой информации. Тогда представители НХК начали свой анализ действий СКР, основываясь на анализе документов, предоставленных гражданскими организациями, которые содействовали жертвам войны, а также информации, предоставленной Международной комиссией по установлению фактов Хайди Тельявини, и документов комитета по правам человека ООН.
Проанализировав документацию, эксперты НХК пришли к ряду выводов. "Во-первых, складывается ощущение, что решение о начале следственных действий было более политическим, нежели юридическим, и может быть использовано для оправдания российского военного вторжения в Грузию", - отмечает НХК.
Расследование сосредоточено исключительно на атаке российских миротворцев и граждан со стороны Грузии
"Во-вторых, кажется, что расследование сосредоточено исключительно на атаке российских миротворцев и граждан со стороны Грузии, поэтому игнорируются преступления, совершенные российскими вооруженными силами и/или нерегулярными вооруженными формированиями, которые действовали с согласия и при поддержке России", - говорится в докладе.
Авторы также указывают на сложности для расследования преступлений, к которым привело признание Россией независимости Южной Осетии (Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения после того, как в августе 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. - Прим. "Кавказского узла"). У Грузии нет доступа к этой территории, а Россия указывает в качестве ответственной стороны на власти Южной Осетии, отмечают авторы доклада НХК.
Следует отметить, что Следственный комитет РФ вел переписку и с другими правозащитными организациями – "42-я статья Конституции" и "Ассоциация молодых юристов". В частности, "Ассоциация молодых юристов" обратилась в 2011 году в СК РФ с запросом о возбуждении уголовных дел по факту нарушений прав этнических грузин, изгнанных с Южной Осетии, которые обратились в Европейский суд по правам человека. По данным НПО, всего таких людей 400.
Следственный комитет оповестил, что эти дела инкорпорированы в уголовное дело против правительства Грузии по обвинению в осуществлении геноцида.
В феврале 2012 года "Ассоциация молодых юристов" затребовала объяснений от СК РФ, по какой причине дела этнических грузин инкорпорированы в уголовное дело против правительства Грузии, которое обвиняется российской стороной в геноциде против осетин. Однако СК на этот вопрос не ответил. Как говорится в докладе НХК, "российский прокурор объяснил, что СК неоднократно просил соответствующие власти Грузии о сотрудничестве, в частности – о соответствующих следственных действиях и документах, которые могли бы подтвердить точность информации, содержащейся в жалобах граждан Грузии, однако офис главного прокурора Грузии отказался от содействия".
"Россия и Грузия в равной степени не желают расследования преступлений войны"
Оге Боркгревинк отмечает, что реакция грузинского правительства оказалась неожиданной для международного сообщества. "Отношение представителей грузинского правительства к МУС не было должным и не соответствовало нашим ожиданиям. Они, как видно из документов, не провели соответствующего расследования. Мы надеемся, что новое правительство предпримет более активные шаги", - заявил Боркгревинк.
Позиции России и Грузии в отношении своего нежелания проводить расследование и предоставлять информацию - фактически симметричны, считает Симон Папуашвили. "Все наши попытки проанализировать, что происходит в этом расследовании, привели к выводу, что фактически там никакого расследования нет, а государства занимаются формальными действиями, направленными на то, чтобы приостановить или отдалить официальное открытие расследования", - говорит Папуашвили.
Попытки проанализировать, что происходит в этом расследовании, показали, что фактически его нет
При этом Симон Папуашвили предполагает, что такое расследование не входило в интересы правительства Михаила Саакашвили. "Это то, чего сильно не хотело предыдущее правительство Грузии, потому что это расследование может повлечь ответственность высокопоставленных чиновников, которые были вовлечены в конфликт. То же самое касается и российской стороны", - заявил он
Папуашвили считает, что у прокуратуры МУС достаточно данных о нарушениях, чтобы официально начать уголовный процесс. "У Международного уголовного суда есть несколько типов источников информации. В первую очередь, обе стороны – и грузинская, и российская – направили в суд множество материалов, которые говорят о тех преступлениях, которые совершены противоположной стороной. Кроме того, у суда есть информация, которая была предоставлена несколькими неправительственными организациями, включая Human Rights Watch, Amnesty International, нашу организацию и несколько местных НПО, как с грузинской, так и с российской стороны", - констатировал Симон Папуашвили.
Грузия подала иски против России в Международный уголовный суд и Международный суд ООН в августе 2008 года. Она считает Россию виновной в этнических чистках в период с 1993 по 2008 год и насильственном перемещении 300 тысяч человек в августе 2008 года. 13-17 сентября 2010 года в Гааге состоялись публичные слушания по иску. Россия настаивала на отсутствии у Международного суда ООН юрисдикции в отношении иска и просила прекратить производство по делу, заявляя, что у Москвы нет спора с Грузией по этому вопросу. 1 апреля 2011 года суд удовлетворил ходатайство России, решив, что не будет рассматривать по существу внесенный Грузией против России иск, так как не обладает необходимыми полномочиями.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в июле 2009 года ЕСПЧ признал приемлемость рассмотрения жалобы Грузии, обвиняющей Россию в нарушении прав грузинских граждан из-за имевших место "произвольных арестов и массовых депортаций" с российской территории в 2006-2007 годах.
"На скамье подсудимых в Гааге могут оказаться должностные лица Грузии и РФ"
Римский статут от имени Российской федерации подписал 13 сентября 2000 года министр иностранных дел России (в то время – Игорь Иванов), однако, Госдума РФ до сих пор не ратифицировала этот документ, поэтому Россия не является членом Международного уголовного суда. Тем не менее, как считают эксперты, ее действия все же подпадают под юрисдикцию суда именно из-за войны в Южной Осетии.
"Россия подпадает под юрисдикцию МУС, потому что она совершила преступления на территории Грузии, которая является частью системы, созданной на основе Римского статута. И здесь уже сохраняется принцип, который называется принципом территориальности, состоящий в том, что если даже страна не участвует в этой системе, то все равно, если она совершит преступления на территории страны-участника, ее действия могут быть рассмотрены в МУС. Так что проблема юрисдикции здесь решается", - отметил Симон Папуашвили.
На вопрос о том, насколько реально увидеть высших должностных лиц на скамье подсудимых в Гааге, Папуашвили ответил, что более реальны такие ожидания в отношении Грузии, поскольку из-за демократических процессов президент в Грузии не является абсолютно неприкосновенным лицом. "Это будет зависеть от доказательств, которые будет иметь суд в своих руках. Если доказательства будут свидетельствовать о том, что он издавал те приказы, которые привели к совершению военных преступлений, вполне вероятно, что суд может вызвать и посадить Саакашвили", - считает Папуашвили.
Что касается российских руководителей, то, по мнению Папуашвили, здесь ситуация более сложная. "Если у суда будет доказательства, что Путин или Медведев отдавали указания, которые привели к преступлениям, то суд будет реагировать на это. Может последовать приказ на арест. Но как российская сторона будет реагировать, я не могу предсказать. У суда, в свою очередь, есть свои механизмы. Самый распространенный – это режим пересечения границы, - пояснил он. - Все 115 государств, которые являются частью системы МУС, будут обязаны арестовать конкретного человека, если он появится на их территории. В самом лучшем случае Путин или Саакашвили не смогут просто путешествовать, не смогут въехать ни в одну из этих стран. А туда входят США и вся Европа".
Напомним, правозащитники по итогам своих наблюдений и бесед с очевидцами войны пришли к выводу, что все стороны вооруженного конфликта в Южной Осетии серьезно нарушали нормы гуманитарного права, и заявляли, что есть все основания полагать, что в ходе августовских событий имели место военные преступления.
"С приходом к власти "Грузинская мечта" намерена сделать кавказскую политику Грузии более сбалансированной","Грузия довольна решением суда ООН, Россия сомневается в его правомочности", "Исками жителей Южной Осетии к Грузии в Евросуде займется осетинская общественная организация", "Грузия надеется на победу по иску против России в Международном суде ООН".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38