В Дагестане комиссия по адаптации боевиков за два года рассмотрела 46 заявлений
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня исполнилось ровно два года со времени создания комиссии при президенте Дагестана по содействию в адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. За это время члены комиссии рассмотрели 46 заявлений. Динамика обращений в комиссию по адаптации положительна, отметил ее председатель Ризван Курбанов.
Комиссия при президенте Дагестана по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни бывших боевиков была образована в соответствии с указом № 264 Магомедсалама Магомедова от 2 ноября 2010 года. Первое заседание комиссии прошло 10 ноября 2010 года.
"На свободе находятся 23 человека, обратившихся в комиссию"
С момента образования комиссии прошло 17 ее заседаний, на которых были рассмотрены заявления 46 граждан, причем семь из них обращались в комиссию дважды, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель аппарата комиссии Багир Маллаев.
По его словам, было удовлетворено 41 заявление, по пяти заявлениям был получен отказ. Кроме того, были рассмотрены обращения и оказана необходимая помощь по 150 обращениям по вопросам, не требующим проведения заседания комиссии.
Судебные решения вступили в силу по 13 обратившимся в комиссию гражданам, 11 обратившихся уже отбыли наказание и освободились, в отношении семи человек уголовное преследование было прекращено на стадии расследования.
По словам Багира Маллаева, в настоящее время на свободе находятся 23 человека, обратившихся в комиссию.
"Мы поддерживаем с ними связь. Обращаются они к нам, главным образом, за юридической помощью, которую мы всегда оказываем. Проживают адаптированные, как правило, там же, где жили и раньше со своими семьями. Но есть и такие, которые предпочли уехать в другие регионы. В основном это бывшие пособники членов НВФ. Они объясняют свое желание уехать тем, что члены НВФ, орудующие в данной местности - это их знакомые, одноклассники, родственники, которые вновь могут попросить о какой-либо услуге, а они не смогут отказать и вновь будут втянуты в преступную деятельность", - рассказал Багир Маллаев.
При этом Маллаев отметил, что пока не было ни одного случая, чтобы человек, который прошел через комиссию, снова встал на преступный путь. Работу, как правило, адаптированные граждане находят сами.
"Наши подопечные занимаются частным извозом, строительными работами, работают на станциях техобслуживания. Это те, кто живет в городах. Те, кто в селах, занимаются своими подсобными хозяйствами", - сказал Багир Маллаев.
"Из-за споров между членами комиссии пострадал ее авторитет"
По признанию Багира Маллаева, до сих пор наблюдаются разногласия между членами комиссии и представителями силового блока. Происходит это из-за разного понимания задач, стоящих перед комиссией, считает он.
Часть руководства МВД Дагестана занимает ошибочную позицию, считая мирный диалог с членами НВФ, желающими сложить оружие, "не их делом", заявил ранее в интервью "Кавказскому узлу" руководитель комиссии по адаптации боевиков в Дагестане Ризван Курбанов.
"Руководитель Следственного комитета Дагестана Саврулин считает, что следует положительно рассматривать заявления только тех, кто признает свою вину по всем эпизодам обвинения, дает исчерпывающие признательные показания, сотрудничает со следствием, и, желательно, чтобы он сдался добровольно, а не был задержан в ходе спецопераций. С точки зрения ведомственных интересов Саврулин абсолютно прав. Но если комиссия будет удовлетворять заявления только тех, кто отвечает предложенным им условиям, то она превращается в инструмент получения признательных показаний на предварительном следствии", - считает Маллаев.
По его мнению, комиссию создавали не в помощь следствию, она призвана способствовать тому, чтобы члены НВФ изменили свои убеждения и прекратили вооруженную борьбу, а молодежь не пополняла ряды бандподполья.
Учитывая, что решения комиссии принимаются после дискуссий с помощью голосования, бывают случаи отказа в удовлетворении заявлений, рассказал Багир Маллаев.
"Это нормально. У каждого члена комиссии в результате изучения материалов и общения с заявителем складывается собственное мнение. Другое дело, что из-за споров между ее членами, которые через СМИ стали достоянием общественности, пострадал авторитет комиссии. Был даже случай, когда одно из заявлений в комиссию было отозвано. Объяснили это тем, что не могут вверять свою судьбу комиссии, члены которой не могут договориться между собой. Но сейчас все разногласия устранены. На последнем заседании комиссии 26 сентября приняты решения об удовлетворении заявлений всех семи обратившихся к нам членов НВФ и их пособников", - рассказал Маллаев.
"Родные заблокированных боевиков связываются с комиссией и просят о помощи"
Вместе с тем Багир Маллаев не считает провалом в работе комиссии дело семерых жителей республики, которые ранее сдались под гарантии президента Дагестана и комиссии по адаптации. Несмотря на обращение в комиссию, гражданам были предъявлены обвинения по статьям 208, 317 и 222 УК РФ, 24 августа начался судебный процесс над ними.
По мнению адвокатов подсудимых, предъявление обвинений было произведено в нарушение примечания к статье 208 УК РФ, согласно которому "лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".
Комиссия по адаптации внимательно следит за данным процессом, однако не может вмешиваться в вопросы квалификации действий обвиняемых, сказал Багир Маллаев.
"Сколько и какие статьи вменять, определяет следствие, исходя из результатов расследования. Если что-то не подтвердится, суд оправдает подсудимого - оправдательных приговоров по делам данной категории немало. Что касается неприменения следствием примечания к статье 208 УК РФ, то это требование уголовного закона, а не комиссии по адаптации. О каком же провале комиссии тут можно говорить? Комиссия лишь ходатайствует перед судом о проявлении снисхождения к подсудимому, обращение которого она удовлетворила. А суд, в соответствии со статьей 61 УК РФ учитывает стремление подсудимого искупить свою вину как смягчающее обстоятельство и снижает наказание", - говорит Маллаев.
Если боевики не желают вести переговоры и название комиссии по адаптации им ничего не говорит, то нас туда не приглашают
Багир Маллаев также рассказал о взаимодействии членов комиссии с силовиками в ходе контртеррористических операций, когда возникает необходимость переговоров с заблокированными людьми. Существует договоренность с силовиками о привлечении сотрудников аппарата комиссии к переговорным процессам, напомнил Багир Маллаев.
"Но эти вопросы зависят не только от силовиков. Бывает так, что родственники заблокированных боевиков, переговорив с ними по телефону, связываются с нами и просят помощи. Или же боевики заявляют, что желают вести переговоры с сотрудниками комиссии. В этих случаях мы включаемся в переговорный процесс. Если же боевики не желают вести переговоры и название комиссии по адаптации им ничего не говорит, то нас туда не приглашают. Какого-то противостояния комиссии со стороны правоохранителей нет. Сейчас в каждом силовом ведомстве назначен сотрудник, отвечающий за взаимодействие с комиссией, и они оказывают нам всю необходимую помощь", - говорит Маллаев.
"Никаких притеснений я не испытываю"
Как считают члены комиссии по адаптации, о результатах ее работы можно судить на примере жительницы Дагестана Сайганат Исаевой. Уроженка села Красная Поляна Кизлярского района, будучи гражданской женой члена НВФ Рустама Гасанова, вступила в ряды незаконных вооруженных формирований, но затем обратилась в комиссию по адаптации.
"Я вышла замуж, думая, что муж борется со злом, но оказалось совсем не так. Мой муж принудительно забрал меня с собой и два месяца держал в лагере. Он заставил меня держать в руках автомат, но, видит Аллах, у меня не было намерения использовать его", — рассказала Исаева на заседании комиссии.
Через комиссию пока не прошел ни один реальный боевик, а сама комиссия нуждается в более серьезных полномочиях, считает сопредседатель общественного движения "Территория мира и развития" Аббас Кебедов.
Сайганат Исаева была осуждена на 3 года лишения свободы, после ходатайства комиссии по адаптации кассационным определением от 26 марта 2012 года срок был снижен до двух лет.
Учитывая ее раскаяние, на заседании комиссии 19 апреля министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов предложил ходатайствовать об условно-досрочном освобождении для Исаевой, и в настоящее время она находится на свободе.
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Сайганат Исаева, в настоящее время она проживает в селе Малая Орешевка Кизлярского района.
"Мне финансово помогают сестры, живущие в Москве. Хочу взять в аренду магазин одежды и работать там. В настоящее время у меня все хорошо", - рассказала Исаева.
По словам Сайганат Исаевой, никто из членов бандподполья ее не беспокоит, нет также давления со стороны правоохранительных органов. "Несколько раз вызывали на беседу для уточнения разных деталей, но вели себя корректно, никаких притеснений я не испытываю", - рассказала Исаева.
"В первое время мы натыкались на недоверие представителей НВФ"
Динамика обращений в комиссию по адаптации является положительной, отметил ее председатель, депутат Госдумы РФ Ризван Курбанов.
"Если в первое время работы мы натыкались на недоверие со стороны представителей НВФ и их родственников, то сейчас те, кто хочет сдаться, выходят под гарантии президента Дагестана, комиссии и глав муниципальных образований", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ризван Курбанов.
По его словам, главы населенных пунктов тесно взаимодействуют с комиссией, и это приносит свой результат. Любой желающий вернуться к мирной жизни может вступить в переговоры с главой муниципального образования и сдаться под гарантии властей, считает депутат Госдумы РФ.
"То есть динамика положительная есть. Если нам раньше приходилось прикладывать максимум усилий, используя, в том числе и пропаганду в СМИ, то сегодня механизм уже заработал. Пути выхода для тех, кто имеет такое желание, есть. Все это уже апробировано на практике", - сказал председатель комиссии по адаптации.
3 июля на заседании НАК в Махачкале директор ФСБ РФ Александр Бортников положительно оценил работу дагестанской комиссии и рекомендовал распространять опыт в других регионах.
Федеральный центр поддерживает работу комиссий на местах, а на уровне регионов ведется обмен опытом, заявил Ризван Курбанов.
"Обращения (об обмене опытом, - прим. "Кавказского узла") последовали от представителей аналогичных комиссий из Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Мы работаем в тесном контакте, обмениваемся опытом", - сказал председатель комиссии по адаптации.
"Представители комиссии отвечают за безопасность адаптированных"
Комиссия работает в Дагестане в том числе для того, чтобы в республике не пополнялись ряды тех, кто подвергся идеологической вербовке и "ушел в лес", отметил Ризван Курбанов.
"Комиссия как раз является плацдармом, звеном в идеологической борьбе. Необходимо и далее наращивать работу по предотвращению ухода молодых людей "в леса". На практике мы находим людей, которые еще вчера были "в лесу", и призывают других не делать тех же ошибок, что и они сами. Эти люди сами прошли через вербовочную машину. После того, как они поняли, что их обманули, завербовав принимать участие в войне с собственным народом, бывшие боевики рассказывают об этом другим, чтобы молодые ребята не попадались на те же уловки и сети. При этом бывшие боевики признаются, что ни о каком исламе речи там идти не может - это чистой воды бандитизм, коммерция. Подобные сведения были озвучены бывшими боевиками на нашей площадке не раз. На мой взгляд, это лучшая пропаганда в идеологической борьбе с экстремизмом", - привел свою точку зрения председатель комиссии по адаптации.
Говоря о возможностях бывших боевиков адаптироваться к нормальной жизни в обществе, Ризван Курбанов напомнил о предложении руководства дагестанского энергетического техникума, выделившего квоты для вернувшихся к мирной жизни ребят. При этом это единственное учебное заведение, которое пошло навстречу комиссии, оказывая содействие в социализации бывших боевиков.
В марте 2011 года член рабочей группы комиссии, юрист Расул Кадиев указывал на существенные недостатки в плане организации работы комиссии по адаптации, отмечая, что вся работа комиссии держится на авторитете ее руководителя Ризвана Курбанова.
Курбанов не назвал количество людей, ставших студентами по выделенной квоте. При этом он сослался на то, что дальнейшая работа по отслеживанию вышедших на свободу молодых людей находится в компетенции муниципальных образований.
"После того, как человек при участии комиссии прошел адаптацию и в его отношении были прекращены уголовные дела, либо он отсидел назначенный судом срок за совершенные преступления, он возвращается в мирную жизнь. Как такового органа, осуществляющего контроль за бывшими боевиками, нет", - рассказал председатель комиссии по адаптации.
При этом он заверил, что адаптированные граждане не остаются предоставленными сами себе. "Они возвращаются в свои населенные пункты, где уже на местах с ними общаются главы муниципальных образований, сельских поселений. В каждом населенном пункте есть представитель комиссии, который отвечает за безопасность этих ребят. Те же участковые, представители старейшин активно сотрудничают с комиссией, отслеживают дальнейшую судьбу адаптированных", - сказал Ризван Курбанов.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52
-
21 декабря 2024, 07:03
-
21 декабря 2024, 00:20