Сай
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Са'й — бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва, один из элементов малого ('умры) и большого (хаджа) паломничества в святые земли ислама. Есть предположение, что Сай был самостоятельным обрядом поклонения идолам Исафу и На'иле, стоявшим в доисламское время на холмах ас-Сафа и ал-Марва.
"Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или умру, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий" (сура Коран. Сура 2. Аят 158).
В мусульманской традиции существует несколько версий происхождения обряда Сай. Согласно одной из них, названные холмы были местом отдыха первого человека Адама и его жены Хаввы, в память о чем и совершается Сай.
Согласно другой версии, Сай совершал пророк Ибрахим, выполняя обряд поклонения Аллаху. На его пути вставал Иблис, и Ибрахим был вынужден бежать.
Наибольшее распространение получила версия о страданиях жены Ибрахима, Хаджар (Агарь) и их сына Исма'ила. Ибрахим, согласно мусульманскому преданию, привез их в безжизненную пустыню и покинул их, отвечая велению своего Господа. Хаджар с покорностью и миром приняла веление Аллаха, когда Ибрахим стал уходить, оставив ее с сыном с небольшим запасом еды и пресной воды. Она спросила его: "Куда ты уходишь, о Ибрахим? На кого ты покидаешь нас в этом безжизненном и безлюдном месте, о Ибрахим?" И Ибрахим ответил ей: "Поистине, Аллах вместе с вами. Он – ваш хранитель и покровитель. Он – лучший покровитель и самый милостивый. Он наиболее милостивый, чем я!" И она вновь обратилась к нему с последним вопросом: "Это Аллах тебе предписал так сделать, о Ибрахим?" "Да" – ответил он. И лишь тогда она сказала: "Я верю! Аллах не даст нам сгинуть. Ступай, о Ибрахим, да хранит и покровительствует тебя Аллах!". Пытаясь спасти погибавшего от жажды Исма'ила, Хаджар семь раз пробежала между ас-Сафа и ал-Марва в поисках воды.
Одним из символических смыслов, который заложен в обряде сай, является повторение паломниками действий Хаджар, которая таким образом выражала сострадание к своему ребенку. Для паломника её пробеги между ас-Сафа и аль-Марва ради спасения своего сына от гибели - это и есть напоминание об истинном сострадании матери к своему дитя.
Тема материнской любви и абсолютного полагания на Аллаха, характерная для предания о Хаджар, развита во многих хадисах, в том числе в одном из знаменитых хадисов от Муслима: "От Абу Хурайры сообщается, что некий мужчина задал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующий вопрос: "Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?". Он ответил: "Твоя мать". Человек спросил: "А затем кто?". Он ответил: "Твоя мать". Человек спросил: "А затем кто?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Твой отец, а затем наиболее близкие к тебе люди".
Другим символическим значением обряда сай является то, что он напоминает о милости Аллаха по отношению к людям. Именно Аллах послал воду, бьющую ключом из-под ног Исма‛ила и спас его жизнь и жизнь его матери тогда, когда их силы уже были на исходе.
Сай выполняется после тавафа. Совершив таваф, паломник выходит из ал-Масджид ал-Харам, ступая с левой ноги, поднимается на холм ас-Сафа, оборачивается лицом к ал-Ка'бе, обращается к Аллаху с мольбой о милости и с просьбой защитить от несчастий, затем спускается до столба (мил), установленного у подножия холма, от которого бежит до другого столба у ал-Марва, после чего поднимается на этот холм. Там он оборачивается к ал-Ка'бе, произносит молитву и возвращается на ас-Сафа. Сай выполняется семь раз.
Если паломник совершает "малое паломничество" (умра), то после Сая он выполняет обряд десакрализации и выходит из состояния ихрама. Если же после 'умры совершается хаджж, то паломник остается в состоянии ихрама до окончания хаджжа.
Сай считается важным элементом паломничества (рукн ал-хаджж), а его выполнение — необходимым (ваджиб). Однако невыполнение Сая не делает паломничество недействительным. Достаточно лишь принести искупительную жертву.
Источники:
- Аль-Альбани Мухаммад Насируддин. Обряды хаджа и умры согласно Корану, Сунне и преданиям праведных предшественников. islamhouse.com
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Восточная литература, 1991.
- Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963.
- Мусульманская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М: "Советская энциклопедия", 1988. С.183-187.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08