Инновационная экспозиция о Сталинградской битве открыта в Музее боевой славы Астрахани. 10 августа 2012 г. Фото Вячеслава Ященко для "Кавказского узла"

10 августа 2012, 16:15

В Музее боевой славы Астрахани открыта инновационная экспозиция о Сталинградской битве

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Астрахани в Музее боевой славы автор экспозиции "Погружение" Любовь Белянская реализовала инновационный проект, рассказывающий о Сталинградской битве. В проекте, по словам автора, осуществлена идея соединения музея и театра с кино, и новый способ подачи музейного материала - через "глубоко личный диалог между посетителем музея и наследием, персонифицированным в конкретных героях" - направлен на привлечение в музей молодежи.

Сталинградская битва длилась 200 дней и унесла более 2 миллионов жизней. Взятие Сталинграда имело для Гитлера стратегическое и идеологическое значение. В случае захвата Сталинграда рейхсканцлер Германии надеялся сломить боевой дух советской армии, а также перекрыть необходимые ей  водные и сухопутные пути. 2 февраля 1943 года последние очаги сопротивления немецких войск в Сталинграде были подавлены.

Экспозиция "Погружение" представляет собой "лабиринт" четырехкомнатной Сталинградской квартиры. Комнаты отражают этапы Сталинградской битвы: от ее начала (бомбежка) до ее конца (перестрелки снайперов). Медиа- и компьютерное, звуковое и световое оборудование создают особую картину восприятия и сопереживания. Звучат воспоминания сталинградцев, переживших кошмары сражения. Музыка, звуковые и зрительные эффекты создают ощущение присутствия.

Эспозиция "Погружение". Астрахань, 10 августа 2012 г. Фото Вячеслава Ященко для "Кавказского узла"В 2011 году пилотный проект "Погружение" стал победителем VIII грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "Технологии музейной экспозиции". Конкурс проводит благотворительный фонд Владимира Потанина. В течение года автор проекта Любовь Белянская и руководитель проекта, заместитель директора Астраханского музея-заповедника, директор кремля Виктор Фоменко готовили экспозицию к показу.

Белянская: проект "Погружение" направлен на привлечение в музей молодежи с помощью новых способов построения музейной экспозиции

Сверхзадача проекта "Погружение" - рассказ об ужасах войны, независимо от ее локальности и политической роли, сообщили в Музее боевой славы.

"Идея соединить музей и театр с кино кажется нам новаторской. Честно говоря, мы и сами очень волновались и боялись, что гости музейных залов могут испугаться такого новшества, но по-другому достучаться до молодого поколения, кажется, уже нет возможности. И здесь нельзя делать вид, что молодой посетитель музейных залов "поглупел", "измельчал", менее образован или менее ценит родную историю. Мы уверены - это неправда", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" автор проекта "Погружение" Любовь Белянская.

Проект "Погружение", по словам Любови Белянской, направлен на привлечение в музей молодежи с помощью новых способов построения музейной экспозиции. Переосмысление роли музеев в формировании современной культуры, новая форма подачи экспонатов и "смыслов", заложенных в этих артефактах – все это элементы общего тренда музейной работы XXI века.

"Трудностей, конечно, было немало, но серьезных критических проблем не возникло, - отметила автор проекта. - Было очень важно, чтобы наши подрядчики - музей, все-таки, не конструкторское бюро - поняли и загорелись идеей. Потрясающе совпало, что наши партнеры оказались людьми молодыми и активными, надеемся на дальнейшую работу с ними. Мы очень рады, что этот проект соединил по-настоящему ценящих родную историю людей из сфер культуры и бизнеса. Нам очень повезло".

Ермолов: музеи должны научиться транслировать наследие так, чтобы оно было сомасштабно человеку

Астраханских экспериментаторов поддержали их волгоградские коллеги. Проектный менеджер, сотрудник музея-заповедника "Старая Сарепта" Федор Ермолов дважды становился победителем конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" фонда Владимира Потанина. Он считает, что авторы проекта "Погружение" "стихийно попали в очень важный современный музейный тренд, далеко не всеми крупными столичными музеями освоенный".

"Их экспозиция обращается к глубоко личному, выстраивает коммуникацию с посетителем на другом качественном уровне", - высказал свое мнение Федор Ермолов.

Посетители музея. Астрахань, 10 августа 2012 г. Фото Вячеслава Ященко для По его словам, обычно посетители музеев имеют дело "с сухим набором артефактов, данных в контексте большой героической истории страны, где человек только винтик, штрих в каком-то большом и совершенно безличном движении".

"В такой картине ценность индивидуальности стремится к нулю, человек значим только в той степени, в какой в нем проявляют себя архетипы идеологического мифа. Это история не людей, а "свершений", связанных с именами лишь случайно, история не конкретных людей, а "страны" и "народа". Такая система эффективна только в рамках глобальной национальной идеологической машины. В постиндустриальную эпоху она не работает - в современности люди все в большей степени осознают свою ценность как личностей и хотят личного диалога с людьми, а не с идеологией", - отмечает Ермолов.

Этот "глубоко личный диалог между человеком, пришедшим в музей, и наследием, персонифицированным в конкретных героях", по мнению Федора Ермолова, авторам проекта "Погружение" и удалось это реализовать. По убеждению волгоградского музееведа, это важный опыт "не только в масштабах конкретного музея или города, а в масштабах всего музейного сообщества".

"Важно, что это самостоятельная стихийная находка, родившаяся из интуитивного понимания потребностей аудитории, а не калька с чужого опыта, - подчеркнул Федор Ермолов. - Важно и то, что проект реализован в военно-историческом музее. Это очень сложный и проблемный жанр, испытывающий сейчас острый кризис адекватного времени языка музейной экспозиции".

По мнению Ермолова, инновационных проектов в военно-исторических музеях России очень мало, "хотя тематика эта имеет очевидную социальную и культурную значимость".

"Поколение, непосредственно видевшее войну, стремительно уходит. Нужно срочно учиться качественно рассказывать о войне без их участия и далекой от того времени и его реалий аудитории, - заметил Федор Ермолов. - Создан прецедент, некая экспериментальная площадка по внедрению нового подхода к экспозиции - и уже видно, что она работает. Если сейчас музеи не научатся транслировать наследие так, чтобы оно было сомасштабно человеку, они и не справятся с выполнением своей миссии и просто не выдержат конкуренции на рынке свободного времени, станут пыльными мертвыми складами обесценившихся предметов из непонятного прошлого".

Авторы "Погружения" сумели достичь возникновения катарсиса у зрителей, говорят посетители экспозиции

Андрей Усков, студент одного из астраханских вузов, пришел в Музей боевой славы с подругой Анной Минеевой специально, чтобы познакомиться с экспозицией "Погружение".

"У Бахтина (Михаил Бахтин, советский философ, культуролог - прим. "Кавказского узла") есть такой термин: "хронотоп" - некое триединство героя произведения, времени и пространства. Эта экспозиция как раз и выстроена по принципу хронотопа: мы слышим голоса героев, мы видим конкретную квартиру, в которой они жили, сражались, и которую они обнаружили после сражения. И уже через героев и пространство мы постигаем трагичность времени", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Усков.

"Греки в своих драмах стремились добиться возникновения катарсиса (самоочищения) у зрителей и актеров. Думаю, что авторы этой экспозиции достигли этой цели. Вышла из Сталинградской квартиры со слезами на глазах и с новым пониманием ужасов войны", - сообщила о своих впечатлениях Анна Минеева.

Автор: Вячеслав Ященко источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 июля 2024, 14:47

16 июля 2024, 14:02

  • Планы застройки Водной станции вызвали недовольство владикавказцев

    Чиновники согласовали с инвесторами благоустройство территории Водной станции, однако местные жители выступают против. Работы предполагают вырубку леса, горожане считают, что это нанесет урон экологии. Союз архитекторов Северной Осетии встал на строну жителей, указав, что во Владикавказе не хватает парковых зон, а прокуратура потребовала отменить результаты общественных слушаний.

16 июля 2024, 13:38

  • Военный с Кубани убит на Украине

    Николай Корчагин из Ейского района убит в зоне военной операции, сообщили власти. С начала спецоперации на Украине официально признаны убитыми не менее 472 бойцов из Краснодарского края.

16 июля 2024, 12:46

  • Тимур Идалов объявлен в розыск

    Суд в Москве постановил поместить под стражу за нарушение домашнего ареста обвиняемого в угрозах прокурору Тимура Идалова после того, как он попал в больницу в Чечне. Из-за того что силовики не смогли доставить Идалова в СИЗО, его объявили в розыск.

16 июля 2024, 11:58

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей