Верющий читает Коран. Фото Азиза Каримова для "Кавказского узла"

08 июня 2016, 12:20

Коран

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Коран - ал-Кур’ан ("чтение вслух, наизусть"; под влиянием сир. кериана - "чтение священного текста", "назидание") - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме пророческих откровений главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Согласно мусульманскому преданию, подлинник Корана хранится на небесах, у трона Аллаха.

Термин "Коран" наряду с другими терминами (хадис - "рассказ"; хакк - "истина"; сура - "наиважнейшее"; айа - "знак", "чудо", "знамение"; танзил - "ниспослание"; ал-хикма - "мудрость"; ал-фуркан - "различение (между истинным и ложным)"; аз-зикр - "напоминание (того, что было ниспослано прежде)") первоначально употреблялся Пророком Мухаммадом для обозначения отдельных откровений, составлявших его проповеди. С увеличением числа откровений, появлением их новых записей и по мере все большего противопоставления Корана Писаниям иудеев (ат-Таура) и христиан (Инджил) в тексте Корана появляется и термин ал-Китаб - "Книга", частотность употребления и важность которого возрастают в сурах мединского периода жизни Мухаммада.

Впоследствии термины айа, сура и Коран приобрели узкое терминологическое значение:  первый - как обозначение наименьшего уровня членения коранического текста, второй - как обозначение про-межуточного уровня, третий - как обозначение всей Священной книги. Коран обозначается также термином "ал-мусхаф" - "свиток" - и рядом других, которые в тексте Корана не встречаются.

При жизни Мухаммада текст Корана  передавался главным образом по памяти. Существовали записи лишь отдельных откровений, сделанные первоначально независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, и по его указанию. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 г. и несколько отличались друг от друга количеством и порядком расположения открове-ний, названиями некоторых сур, написанием ряда слов и т. п.

Решение о составлении сводного текста Корана было принято в критический для ислама период, когда шла борьба против ар-ридды ("отступничества") за утверждение власти мединской мусульманской общины над Аравией. Наибольшей поддержкой пользуется гипотеза, основанная на мусульманском предании, согласно которой между 650 и 656 гг. по приказу халифа 'Усмана специальной коллегией под руководством Зайда б. Сабита (приемного сына и помощника Мухаммада) был подготовлен список Корана, постепенно вытеснивший другие записи и впоследствии признанный каноническим.

Он был создан на основе одной из прежних версий с учетом других записей и свидетельств лиц, знавших проповеди Мухаммада наизусть. Этот второй этап работы над текстом связан с потребностями уже иного периода, когда победоносные мусульманские армии овладели Ираком, Сирией, Египтом. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся, по-видимому, к рубежу VII - VIII вв.

В процессе развития арабского письма, вызванного не в последнюю очередь необходимостью однозначного понимания текста Корана, его внешняя форма претерпела дальнейшие изменения. Процесс улучшения письма был завершен в основном в конце IX в., когда в текст Корана были введены диакритические знаки, однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений.

Появление, а потом и окончательное закрепление огласовок в Коране, т. е. становление в полном смысле единообразного текста, неразрывно связано с острыми идеологическими дискуссиями, проходившими в мусульманском обществе в VIII - X вв. После появления сочинения Ибн Муджахида (859-936) семь способов "чтения" Корана (ал-кира'а) были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила "чтения" были окончательно канонизированы изданием Корана в Каире (1919, 1923, 1928 гг.), которое следует одному из этих вариантов "чтений" - варианту рави ("передатчика") Хафса (ум. в 805 г.) от куфийского кари' ("чтеца") 'Асима (ум. в 744 г.).

Работа над текстом Корана не была, как и прежде, явлением, изолированным от процессов и перемен, происходивших в исламском мире. На этот период приходится пик деятельности мусульманских реформаторов, стремившихся к обновлению ислама через возрождение "великих исламских традиций". В этой связи создание канонического текста Корана представлялось делом исключительно актуальным, важным в первую очередь для осознания единства мусульманского мира. Ведь именно в это время ликвидацией султаната в Турции (1922 г.) халифат был отделен от светской власти, а затем и упразднен (1924 г.), что воспринималось многими мусульманами как катастрофа. С другой стороны, успешная работа над текстом Корана должна была продемонстрировать приоритет мусульманских ученых перед западными в этой важнейшей для исламского мира области.

Существующий текст Корана содержит 114 сур разной величины (от 3 до 286 айатов). После первой короткой суры - Фатихи - следуют самые длинные и прослеживается тенденция к уменьшению длины сур от начала Корана к его концу. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульманской науке, подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских).

Европейские ученые (Г. Вейль, У. Мюир, Т. Нёльдеке, X. Гримме, Р. Блашер, Р. Белл и др.) на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей и проповеди Мухаммада предложили ряд более детальных хронологий, которые, тем не менее, остаются условными.
В соответствии с потребностями культа текст Корана был поделен также на 30 джуз'ов и 60 хизбов.

Большая часть текста Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, "говорящим" от 1-го или 3-го лица либо через посредников (дух, Джибрил) (но всегда устами Мухаммада), и противниками Пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Пророка Мухаммада.

Согласно принятой в науке гипотезе, язык Корана - мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности.

Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж).

Неоднородность стиля Корана связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступлений доисламских аравийских прорицателей (кахинов), племенных вождей (саййидов), военных предводителей (акидов), третейских судей (хакамов), племенных ораторов (хатибов) или поэтов (шаиров). Объединив в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад использовал, естественно, закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, но переосмыслил и свел воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции.

Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Пророк Мухаммад передает в них идеи и образы, связанных с идеей  всемогущества единого бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в "истинную веру". Более поздние увещевания и поучительные притчи уже, как правило, спокойны и размеренны.

Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональными призывами и обращениями.

Своеобразие Корана как историко-культурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов и этико-культурных норм.

Коран санкционировал итоги длительного процесса социальной пере-стройки, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии.

Формулируя новые религиозные и социально-правовые идеи, Мухаммад видел в них восстановленные в первоначальном виде старые.

Главная идея проповеди Пророка Мухаммада - необходимость обращения к единобожию. Аллах в Коране - первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие, безусловно, осуждается, наказание за него - страдания в жизни "земной" и "будущей". Предупреждения о Судном дне (йаум ад-дин), описание ада (джаханнам) и рая (ал-джанна), поучительные рассказы (ал-масани) о наказании "народов" (например, 'ад, самуд, асхаб ар-расс), отвергнувших пророков (например, Худ, Салих, Ибрахим, Нух, Муса, 'Иса), назидательные истории, восходящие к апокрифическим иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору составляют значительную часть содержания Корана.

Коран запечатлел борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками (см., например, Абу Лахаб), полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах и рассматривались в Коране как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу, а также, возможно, и борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений (см. ханиф).

Постепенно складывались и коранические представления о мире сверхъестественном (см. мала'ика, джинн, шайатин, Иблис, Ифрит).

Значительную часть содержания Корана и особенно сур мединского периода жизни Пророка, в ходе которого он стал полновластным правителем общины мусульман (ал-умма), составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман, некоторые правила отправления культа (см., например, ас-салат, ал-кибла, ас-саум, рамадан, закат, тахара, ал-хаджж, гусл, манасик), складывавшиеся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.

Источники:

  • Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение. СПб: "Диля", 2005.
  • Большаков О.Г. История халифата. Т.1. Ислам в Аравии 570-633. М.,1989.
  • Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
  • Коран. Пер и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963; М., 1986.
  • Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.,1991.
  • Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
  • Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. очерки арабо-мусульманской культуры (VII-XII вв.). М., 1971.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram. Номер для Телеграм +49 1577 2317856.
Лента новостей
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

30 июня 2022, 19:32

30 июня 2022, 18:40

30 июня 2022, 17:44

  • Уроженец Баксана погиб на Украине

    Старший лейтенант Рамазан Каншоев погиб на Украине, сообщила сегодня администрация Баксана. С начала военной операции на Украине официально подтверждена гибель там как минимум 21 уроженца Кабардино-Балкарии.

30 июня 2022, 17:07

  • ЕСПЧ назначил компенсацию в 1500 евро главреду азербайджанского издания

    Суд в Страсбурге сегодня указал, что назначенная азербайджанским судом выплата по иску о диффамации в адрес издания "Азадлыг" и его главного редактора Ганимата Зайидова, известного под псевдонимом Ганимат Захид, стала нарушением свободы выражения мнений, и обязал правительство страны выплатить Захиду 1500 евро. Азербайджанские суды часто назначают изданиям необоснованно высокие выплаты по искам о диффамации, сегодняшнее решение ЕСПЧ должно стать прецедентом, указал глава Группы прав медиа Халид Агалиев.

30 июня 2022, 16:12

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей