Мусульманское издательство обжаловало решение суда о признании 65 книг экстремистскими
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
18 июня представитель ООО "Издатель Эжаев Э" адвокат Рустем Валиуллин подал апелляционную жалобу в Оренбургский областной суд на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21 марта, которым признаны экстремистскими 65 материалов об исламе. В их число вошли книги и брошюры всех крупнейших российских издательств исламской литературы – "UMMAH" (принадлежит ООО "Издатель Эжаев Э"), "Новый свет", "Ансар", "Сад", "Диля".
Суд признал экстремистскими книги, изъятые у осужденного за создание ячейки "Нурджулар"
В списке экстремистских, согласно решению суда, значатся не только переводы на русский язык таких источников мусульманского права, как сборники хадисов "Сады праведных" и "40 хадисов имама ан-Навави", но и книга известного российского богослова Шамиля Аляутдинова "Путь к вере и совершенству", а также труд азербайджанского ученого, автора перевода Корана на русский язык Эльмира Кулиева "На пути к Корану".
С заявлением о признании экстремистскими книг и брошюр по исламской тематике в суд обратился прокурор Ленинского района Оренбурга. В судебном решении отмечается, что, согласно заключениям психолого-лингвистической экспертизы и религиоведческой судебной экспертизы тексты книг рассматриваются как "единый комплекс идеологического, пропагандистского назначения, направленный на поэтапную трансформацию личности читателя, изменение мировоззрения в соответствии с идеологией учения, формирования новых жизненных ценностей, убеждений, стереотипов поведения".
"Воздействие данных текстов направлено на изменение восприятия субъективной реальности личностью, ее системы ценностей и убеждений, взаимоотношений в обществе, при этом осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику и воздействия на механизмы веры, то есть формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе", - говорится в решении суда.
Признанные судом в Оренбурге экстремистскими материалами 65 книг, брошюр и статей были изъяты при обыске у жителя этого города Асылжана Кельмухамбетова, осужденного в июне 2011 года по части 1 статьи 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) за создание ячейки "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла").
Вынесено решение суда на основании экспертиз, проведенных преподавателем Российского государственного гуманитарного университета Светланой Яковлевой и преподавателем Московской православной духовной академии Юрием Максимовым. По мнению суда, литература характерна для "представителей движения "Нурджулар", "группа, которой принадлежала изъятая библиотека, относится к международному движению "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), говорится в сообщении на сайте информационно-аналитического центра "Сова".
Валиуллин: авторы и правообладатели переводов книг не были приглашены на судебное заседание
В своей апелляционной жалобе адвокат Рустем Валиуллин ходатайствует о восстановлении срока на обжалование решения Ленинского районного суда г. Оренбурга, признавшего экстремистским материалом 65 наименований книг и брошюр. Также адвокат просит отменить вынесенное решение и полностью прекратить производство по данному делу.
"Мы ходатайствуем о восстановлении срока на обжалование решения. Одновременно мы просим отменить решение суда. Никто из издателей и переводчиков, являющихся правообладателями переводов этих трудов, не участвовал в заседании суда. Согласно протоколу судебного заседания, в нем принимали участие только четыре человека: судья, прокурор, представитель министерства юстиции РФ и секретарь. Никаких повесток издателям не приходило. Заявители узнали об оспариваемом решении только 15 июня и подали апелляционную жалобу на него 18 июня", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Валиуллин.
Также он утверждает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых судом были установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Эжаев: у нас есть опыт обжалования подобных решений
Данный список можно считать закономерным итогом принятия закона о противодействии экстремистской деятельности, считает руководитель издательства "UMMAH" Асламбек Эжаев.
"Рано или поздно это должно было привести к таким масштабным злоупотреблениям властью. Мы предлагаем подать жалобу представителям других мусульманских издательств, чьи книги оказались в списке признанных экстремистскими. Мы, как правообладатели, не были приглашены на заседание суда, на котором выносилось решение, поэтому оно должно быть отменено, и (должны быть) назначены новые слушания, где мы смогли бы попробовать защитить свои гражданские права", - сказал Эжаев.
Он отметил, что обжалование подобных решений проводится не в первый раз. "Мы подавали апелляционные жалобы, делали встречные экспертизы, так что опыт есть", - добавил издатель.
Асламбек Эжаев считает, что не должно быть никаких списков экстремистской литературы. "Человек сам должен выбирать, что ему нужно читать, а что нет. Если же человек совершает противоправные действия, то он должен нести ответственность за это. Идеи можно и нужно излагать письменно. В теории нас обвиняют в оскорблении других конфессий, а на практике оскорбляют нашу религию, так как запрещают нам изучать слова и дела Пророка Мухаммада", - заключил собеседник.
Мухаметов: мусульмане должны оспаривать абсурдные запреты религиозной литературы
Решение Ленинского районного суда Оренбурга стало "часом икс" для мусульманского сообщества России, считает кандидат политических наук, исламовед Ринат Мухаметов.
"Надо оспаривать абсурдные запреты мусульманской литературы и не допустить их окончательного вступления в силу. Пока до внесения в список на сайте минюста РФ и в "Российской газете" книги не дошли. Наступил "час икс". Ситуация покажет, насколько мы зрелы и способны не скандалить, а решать реальные вопросы", – сказал Мухаметов.
Он привел пример, когда кришнаиты, которых в России, по его словам, несколько сот человек, смогли отстоять "Бхагават-Гиту".
Прокуратура Томской области летом 2011 года потребовала признать экстремистским материалом перевод индуистского священного писания "Бхагават-Гита" с комментариями основателя международного Общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады. Суды в Томске дважды отказали прокуратуре в признании экстремистской этой книги. Последний вердикт был вынесен в марте 2012 года. 29 мая 2012 года прокурор Томской области Василий Войкин заявил, что обжалования не будет, передает РИА "Новости".
Общее число последователей этого течения, по оценке самих кришнаитов по данным за 2011 год, решительно отличается от данных Мухаметова и составляет порядка 100 тысяч человек. В частности, последнюю цифру со ссылкой на приверженцев данного вероисповедания приводит доктор философских наук, религиовед Сергей Иваненко в статье "Современное состояние Общества сознания Кришны в России", опубликованной на информационно-аналитическом портале "Религия и право" в марте текущего года.
Как считает Ринат Мухаметов, за последним судебным решением о книгах по исламу нет какого-то спланированного заговора. "Как раз таки это сейчас никому не нужно. Ведь очевидно, что такие вещи толкают мусульман в объятия "болотной оппозиции", провоцируют рост протестных настроений", - говорит политолог Ринат Мухаметов.
"Вспоминается классическое выражение: что это – глупость или измена? Скорее всего, было, как и в прошлых аналогичных случаях. Как это охарактеризовали в Интернете - традиционная наша бюрократическо-силовая глупость. Сказали бороться с терроризмом-экстремизмом - вот они и борются, как умеют. А что щепки летят, так лес же рубят. Перегибы на местах случаются. Под горячую руку попадают и язычники, и протестанты, и даже православные", - отметил Мухаметов.
Самым опасным он считает, что подобные запреты "дают "джихадистам" убийственные аргументы в оправдании их войны". "Ведь запрет на хадисы Пророка Мухаммада - дальше остается запретить только Коран - на фундаментальные труды по исламу практически равноценен запрету на проповедь Ислама. Также настораживает запрет почти на всю суфийскую литературу на русском языке, которая является хоть какой-то богословской альтернативой пропаганде крайнего толка", - пояснил Мухаметов, добавив, что под запретом оказывается религиозная литература всех мусульманских толков – от салафитских до суфийских.
Ранее "Кавказский узел" писал о судебном процессе, проходившем в Дагестане, в ходе которого житель Махачкалы, последователь турецкого богослова Саида Нурси Зиявудин Дапаев пытался сохранить изъятые у него при обыске книги. Дапаева обвинили в том, что он организовал в Дагестане филиал международной религиозной организации "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), и суд вынес вердикт и об уничтожении всех книг Нурси, изъятых у его последователя.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38