АРФ "Дашнакцутюн": Практически со всеми крупными политическими силами у нас противоположная позиция
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Кавказский узел" публикует предвыборное интервью с руководителем фракции АРФ "Дашнакцутюн" в парламенте Вааном Ованнисяном.
Предвыборные стратегии
"Кaвказский узел": Как проходит ваша избирательная кампания? Насколько многолюдны ваши встречи с избирателями? Какие отклики от встреч с избирателями?
Ваан Ованнисян: Несмотря на множество недостатков, мы довольны процессом предвыборной гонки. Самое главное надо отметить, что население начинает превращаться в граждан, которые будут голосовать по совести, по убеждениям, а не под влиянием каких-либо репрессий, давлений или предвыборных взяток. Мы зафиксировали высокий процент посещаемости митингов, проведенных нашей партией. И чем дальше, тем мы убеждаемся, что все больше и больше людей заинтересованы нашей программой и подходами нашей партии. Последнее мероприятие, проведенное нами в Раздане, собрало такое количество граждан, что даже в столице другим партиям не удается собрать. Надо еще учитывать, что за месяц избирательной гонки народ подустал, но интересно то, что на лживые обещания он уже не реагирует, а когда видят какую-то серьезную программу, начинают задавать деловые вопросы, вникать в саму суть. В этом смысле, я думаю, полезная была кампания.
Наряду с этим есть и недостатки, когда правящие партии отказались от участия в публичных дебатах – одной из форм предвыборной борьбы, которая реально дает возможность выбора. Выбирать граждане должны сравнивая. А правящие партии избегают сравнения, тем самым обедняя избирательный процесс.
"К.У.": Какие у вас ожидания от выборов? Какой процент голосов намерены набрать?
В.О.: Мы реально способны удвоить наше представительство. Сейчас от нашей партии 16 депутатов, что составляет 13,5%. Вполне возможно довести эту цифру до 30, если, конечно, не будут каких-то экстраординарных нарушений. В таком случае, и картина, и перспективы Армении реально изменится к лучшему. Все решает избиратель.
"К.У.": Соцопросы показывают, что граждане Армении не доверяют выборам. Прокомментируйте, пожалуйста, эти опросы.
В.О.: Соцопросы показали, что народ не доверяет тем, кто их опрашивает. Это, к примеру, ''Гэллап'' или ВЦИОМ, совершенно не заслуживающее, на мой взгляд, доверие организация. Недоверие к этой организации отражается и в российской прессе. Дело в том, что в бедном обществе, где человек вполне реально может взять избирательную взятку, предлагаемую партией власти, но в глубине души рассчитывает, что голос свой он отдаст за оппозиционную партию, то в таких обществах рассчитывать, что соцопрос или экзит-пол могут представить реальную картину, просто наивно. Избиратель осторожен в своих ответах при соцопросах, поскольку нередки бывают угрозы и шантаж. И методики соцопросов, которые вполне эффективно действуют в зарубежных странах, в Армении могут не работать. Здесь нужен другой подход. Поэтому их результатам население не доверяет.
"К.У.": Много говорится об искусственной раздутости списков избирателей, в то же время власти сообщают, что корректируют их. Какова, на ваш взгляд, ситуация в действительности?
В.О.: Это серьезная проблема, и, действительно, списки искусственно раздуты. В них включены ''мертвые души'', огромное количество людей, которых нет в Армении. Понятно, это граждане Армении и нет юридических оснований на то, чтоб исключать их из списка. Но вся проблема в том, что эти люди не должны проголосовать. Здесь очень чутко должны себя проявлять избирательные комиссии, чтоб не позволить повторное голосование под именем отсутствующих по ложным документам. Кроме этого неоднократно доказаны случаи прописки множества человек на каждом кв. метре квартиры. Предполагается, что это и есть те самые ''мертвые души'', которые должны обеспечить победу правящей Республиканской Партии.
"К.У.": Готовы ли сотрудничать с другими политическими силами в борьбе с возможными предвыборными нарушениями?
В.О.: Уже мы сотрудничаем. Существуют два объединённых штаба, один из которых оппозиционного характера, куда входят АРФД, ''Процветающая Армения'' и АНК. Этот штаб имеет четкую направленность – предотвратить все выборные нарушения, любым путем приостановить попытки воспроизводства власти путем фальсификации выборов. Надо отметить, что другая оппозиционная партия, да и Республиканская партия, отказались принимать участие в этом штабе. С другой стороны, по инициативе председателя Парламента создан второй штаб по сохранению корректности, этических норм, в который мы также входим. То есть, если кто действительно хочет содействовать возвращению народу возможности сменить власть путем выборов, мы принимаем участие.
"К.У.": Замечали ли в ходе предвыборной кампании нарушения со стороны соперников? А сами их не допускали?
В.О.: Нарушения допускаются. Я знаю даже случаи, когда некоторые осужденные временно выпущены из тюрем, чтобы своим криминальным авторитетом посодействовать властям. По-моему, это полный позор. Но в основном, самое опасные явления – это массовая раздача денег и раздутость списков. Поэтому мы подали иск в Конституционный суд с требованием рассмотреть конституционность предложения нашей партии еще три года назад, на следующий день после выборов опубликовать списки избирателей, принимавших участие в выборах. Хотя это не мешает тайне выборов, однако правящая партия считает это нарушением прав человека и выступает против подобного решения, совершенно не учитывая, что в десятках демократических стран, таких, как Канада, Австралия, Австрия, Бельгия и т.д. участие в выборах обязательно. В случае непринятия участия в выборах, возможны даже серьезные наказания. Тут уже ясно, почему они против опубликования списков, это может выявить многие нарушения. Они считают отсутствующих граждан своим резервом для воспроизводства. А мы хотим этот резерв у них отнять.
"К.У.": Как вы намерены бороться с возможными нарушениями в день голосования?
В.О.: Во-первых, все члены избирательных комиссий, доверенные лица, наблюдатели проинструктированы, как надо работать. Будет осуществляться съемки процесса голосования в избирательных участках, и после подсчета голосов копия протокола будет у представителей партий, чтобы не было потом никаких недоразумений.
"К.У.": Будете ли опротестовывать итоги выборов, если они окажутся неудовлетворительными для вас?
В.О.: Все будет зависеть от того, сможем ли доказать, что это результат нарушений, фальсификаций. В этом случае мы будем опротестовывать. А вот если не сможем доказать, что фальсификации оказали реальное влияние на результат выборов, тогда причину надо будет искать в себе. Но наша кампания показывает, что у нас все шансы серьезно увеличить наше представительство в Парламенте.
Внутренняя политика
"К.У.": Какие социальные вопросы затрагиваются в вашей программе? Как вы намерены бороться с миграцией и безработицей?
В.О.: Наша программа в основном социально направленная. Мы – единственная социалистическая партия из всех, принимающих участие в выборах. За пять лет мы можем обеспечить около 200 тысяч рабочих мест. С нашей стороны это все четко просчитано и доказано. Для этого, в первую очередь надо остановить коррупцию, вывести нашу экономики из тени, тогда уже сама по себе появится заинтересованность в создании рабочих мест. Самое главное, инвестиции, которые на данный момент на очень низком уровне, могут вновь зафиксировать резкий прогресс, если бизнес–среда в Армении станет привлекательной. Капитал – не очень патриотическая вещь. Она течет туда, где ему хорошо. А в Армении отсутствует банковская политика, политика дотирования сельского хозяйства, политика помощи или способствование местному производителю, экспортерам, поэтому процветает импорт, основывающийся на внешних трансфертах или постоянных кредитах или долгах. Это все надо менять. И тут все взаимосвязано. Если останавливаешь коррупцию, откаты в тендерах, у тебя начинает расти отдача всех государственных затрат. Если ослабляешь налоговое бремя, мелкий и средний бизнес расширяется, что приводит к созданию рабочих мест и пополнению бюджета. Мы считаем, что спокойно можно утроить ВВП и удвоить бюджет нашей страны. Тогда уже можно подумать о других затратных социальных проблемах, например, повышение зарплат. Наши экономисты достаточно точно все подсчитали, и мы отвечаем за каждую цифру. Это трудно, но реально возможно. Чем дольше такого типа руководства, как нынешние останутся у власти, тем труднее будет воплотить все это в жизнь, а сейчас это пока возможно, поэтому мы надеемся на победу.
Иметь огромное количество не возделываемых земель и избыток рабочих рук, которые могли быть в сельском хозяйстве, но при этом земля отлучена от этих рук, а руки – от земли, просто ненормальная ситуация. Потому что банковский кредит чудовищно высок, никаких дотаций сельскохозяйственным производителям нет и т.д.
"К.У.": Насколько в Армении монополизирован рынок и какие меры надо принять правительству для его либерализации?
В.О.: Практически рынок полностью монополизирован. Только небольшие сферы такие, как сельское хозяйство, оставлены относительно свободными. Однако, учитывая незащищенность армянского крестьянина, чудовищные цены на энергию, воду, транспортные расходы, эта свобода не оборачивается изобилием и процветанием данной сферы. Государство просто должно разбить монополию, создать независимый антикоррупционный орган.
"К.У.": Какие шаги вы предлагаете предпринять для эффективной борьбы с коррупцией и теневой экономикой?
В.О.: Наше либеральное правительство еще в начале 90-х провозгласили политику "minimal state". Они решили следовать политике западного мира в 60-80 гг., не понимая, что мы-то стали независимыми уже в постиндустриальную эру. И здесь это минимальное вмешательство государства в армянском варианте приводит к тому, что государство вообще не вмешивается в судьбу своих граждан, но чиновник вмешивается очень эффективно. Этот бюрократический аппарат надо сократить, чтоб высвободить достаточно средств и дать людям действительную свободу. Армения должна существовать по новой модели – мелкий качественный производитель. Традиционно армянский ремесленник, армянский производитель выпускает весьма качественный продукт, и на этом надо основываться. Кроме того, мы много лет слышим о технологическом прорыве software - компьютерных программ, но этому надо способствовать, надо создать комфортные условия для тех, кто работает мозгами. А интеллигенция нынче стесняется своего происхождения. Одна из серьезных проблем, связанная с политическими и экономическими блоками – это восстановление армянской элиты – раздробленной, разрушенной и разочарованной.
Внешняя политика
"К.У.": Какими вам видятся перспективы мирного решения карабахской проблемы? Какая из действующих посреднических сил и стратегий на ваш взгляд может сыграть решающую роль в мирной развязке проблемы?
В.О.: Карабахский конфликт найдет свое решение тогда, когда азербайджанская элита начнет любить свой народ и своих детей больше, чем ненавидеть армян.
Кроме переговоров нет больше никакой методики, стратегии. Единственная – принуждение к миру. Армения принуждает Азербайджан к миру наличием своей армии. А поскольку Азербайджан мира не хочет, он наращивает свои силы. А вот тут нужно вмешательство мирового сообщества, которое закрывает глаза и делает вид, что не замечает яростной бешеной, доходящей до расизма, антиармянской пропаганды в Азербайджане. Кстати, в Армении этого нет. Здесь, конечно, к Азербайджану относятся настороженно, без особых симпатий, что вполне понятно, но ненависти у нас никто не пропагандирует. Это связано с государственной политикой.
"К.У.": Дайте, пожалуйста, оценку нынешним армяно-российским отношениям. Какова позиция вашей партии в этом вопросе?
В.О.: Я сторонник очень тесных союзнических отношений между Арменией и Россией на долгие времена. К сожалению, модель, которая со стороны России выдвигается для таких отношений, я считаю неудовлетворительной, потому что эта модель предполагает втискивание Армении в различные международные форматы, которые, во-первых, России пока еще не удаются, поскольку любой подобный формат будет рассматриваться, как тень Советского Союза. Если посмотреть на практику таких широких объединений с Россией в качестве центральной силы, как СНГ или ОДКБ, то увидим, что СНГ – не достаточно эффективный проект, а ОДКБ, как оборонная военная структура, также ничем прогрессивным себя не зарекомендовал. Тем более, что в ОДКБ очень часто видим, как армянские интересы затираются, и среднеазиатские мусульманские республики всегда становятся на сторону Азербайджана, который не является членом ОДКБ. Поэтому в военно-политическом плане наша партия считает, что прямые очень тесные отношения с Россией является серьезным приоритетом. Сейчас, когда речь идет о таможенном союзе, о Евразийском союзе, я думаю, это всего лишь клубного характера система. В случае с Арменией, это не очень перспективно по тривиальной причине: если у страны нет сухопутных и морских границ с общим массивом этого объединения, его участие в таком объединении становится несколько уникальным, и действовать уже должны другие каноны. А пока такие каноны не разработаны, мы должны делать упор на прямые армяно-российские взаимоотношения.
Парламентская жизнь
"К.У.": Какой вам видится парламентская палитра?
В.О.: Идеальный вариант сегодня – это если ни одна из политических сил, за исключением АРФД, не наберет более 50%. В случае если АРФД наберет такой большой процент, то очень быстро мы изменим качество страны. Тогда коалиции и внутриполитические альянсы стали бы реальными альянсами. Парламент стал бы более жизнеспособным, реальным превратился бы в настоящую арену политических баталий.
"К.У.": С какими из политических сил вы готовы сотрудничать, в случае преодоления избирательного барьера?
В.О.: За всю предвыборную кампанию мы ни от кого не услышали готовности к кардинальным переменам. Все говорят какие-то обтекаемые фразы, а четко ломать создавшийся порядок готовы только мы. Если вдруг кто-то выплывет с такой готовностью, мы, конечно, обсудим возможность сотрудничества.
"К.У.": В случае победы, готовы ли вы сотрудничать с вашими политическими оппонентами по вопросу формирования кабинета?
В.О.: На этот вопрос я сейчас отвечать не могу, потому что мы не ставим вопрос о вступлении в коалицию – ни в правительственную, ни в оппозиционную. Если мы наберем большой процент, то сами будем формировать правительство.
"К.У.": По каким вопросам с вашими оппонентами у вас кардинально противоположные позиции?
В.О.: Практически со всеми крупными политическими силами у нас противоположная позиция. Мы ставим вопрос так: либо народ голосует за АРФД, либо ничего не изменится. По одним вопросам у нас могут быть какие-то общности с республиканцами, по другим – с кем-то еще, но идеологической общности и общей платформы нет ни с кем, потому что мы ставим четкие вопросы.
"К.У.": Какие первоочередные вопросы вы намерены поднять в случае прохождения в парламент?
В.О.: Вопросов много. К примеру, отказ от президентской системы и переход к парламентской системе, изменения в Конституцию в этом плане, предоставление права голосования соотечественникам, проживающим за рубежом, предоставление контрольной функции внутри государства оппозиции, изменение избирательного кодекса, отзыв армянской подписи из-под армяно-турецких протоколов. Это вопросы стратегического значения для Армении.
С Вааном Ованнисяном, руководителем фракции АРФД в Национальном собрании, беседовала корреспондент "Кавказского узла" Армине Мартиросян.
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31