В Грузии гости праздника, посвященного Пиросмани, познакомились с неизвестными страницами о жизни художника
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Традиционный народный праздник "Пиросманоба", посвященный известному грузинскому художнику Нико Пиросмани (Пиросманашвили), прошел 22 октября в родном селе художника – Мирзаани Дедоплисцкаройского района Грузии. Участники праздника традиционно смогли посетить дом-музей художника, ознакомиться с его картинами.
В этом году посетители Мирзаани также смогли познакомиться с новыми экспонатами в музее Пиросмани, относящимися к его трудовой деятельности в качестве тормозного кондуктора на железной дороге.
По словам организаторов, участников праздника и в этом году ждало много интересного: выставки, спортивные мероприятия, концерт с участием фольклорных коллективов из разных регионов Грузии, выступления современных музыкальных групп и исполнителей. В рамках праздничных мероприятий были организованы также выставка-продажа предметов рукоделия, церемония традиционного кахетинского угощения.
"Пиросманоба" начинается с посещения дома-музея Нико Пиросмани
Традиционное народное торжество "Пиросманоба" началось в полдень с посещения дома-музея Нико Пиросмани. Многочисленных гостей праздника, с утра съезжавшихся в живописное село Мирзаани с видом на Алазанскую долину, встречали дети, одетые в национальные костюмы.
Смотритель дома-музея Нино Багашвили ознакомила посетителей с жизнью и творчеством гениального художника-самоучки.
"Нико Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Когда Нико было восемь лет, умер его отец, а затем мать и старший брат. Он и сестра Пепуца остались одни. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Нико попал в семью помещика, в которой работал его отец. Нико столкнулся с лишениями и трудной жизнью, но это не сломило его дух. Несмотря на то, что он так и не получил формального образования, тяга к прекрасному осталась в его детской душе. Как он говорил, "моя кисть пишет сама" – желание творить было для Пиросмани естественным", - рассказала Нино Багашвили.
По ее словам, дом, в котором родился Нико Пиросмани, не сохранился.
"Дом-музей, в котором мы с вами находимся, художник построил для своей сестры в 1898 году. И часто приезжал сюда в гости", – пояснила смотритель музей.
Она поведала посетителям, что, несмотря на свою бедность, Нико Пиросмани удалось скопить некоторую сумму в Тифлисе (прежнее название Тбилиси), работая тормозным кондуктором на железной дороге, а также торговлей молочными продуктами. К этой сумме художник добавил и деньги, вырученные за рисование вывесок, и построил в Мирзаани дом и даже покрыл его железной крышей. Характерно, по словам Багашвили, что это был первый в селе каменный дом.
"Вряд ли Пиросмани мог предположить, что в этом доме будет когда-нибудь его музей. Нико был горд, что смог помочь своей сестре – в семье было десять детей", - добавила смотритель.
В доме-музее сохранился интерьер XIX века: встроенный шкаф "ганджина", застеленная тахта с подушками "мутаками", люлька "аквани", глиняная посуда, чайник на керосинке, лампа, котелок на треножнике, тканевые аппликации на стенах, которыми женщины в то время украшали свои скромные жилища.
"У окна на деревянном столике были выставлены мольберт, палитра и ящик с красками, символизирующие принадлежность дома к миру прекрасного. Хотя у художника часто не было денег ни на холсты (и он писал на клеенке), ни на краски, и он сам делал их, соскабливая сажу с закопченных стекол… Среди предметов быта в доме-музее имеются и подлинные вещи, принадлежавшие семье Пиросмани", – сообщила экскурсовод.
Среди таких вещей она назвала старый семейный сундук, привезенный художником из Тифлиса, швейную машинку фирмы "Зингер", которую художник купил для сестры: "Это было хорошим подспорьем для семьи – на ней сестра шила одежду для своих десятерых детей. Оригинальный безворсовый ковер "пардаги", вытканный руками матери Пиросмани, висит, как и в те времена, на передней стене комнаты, застилая часть тахты".
По ее словам, дом-музей художника был учреждён в 1982 году, и с тех пор село Мирзаани посещают довольно много поклонников творчества Пиросмани. Наплыв посетителей особенно увеличивается осенью, в дни празднования "Пиросманобу". Это, в основном, экскурсии школьников, хотя бывает и немало иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья, интересующихся жизнью и творчеством гениального грузинского художника-самоучки.
Участники праздника ознакомились во дворе дома-музея с экспозицией этнографической выставки предметов рукоделия, рассмотрели детские рисунки, посвященные Нико Пиросмани.
Праздник проходил у музея, где хранятся картины художника
Сам праздник проходил у музея Пиросмани, где хранятся картины художника. На импровизированной сцене перед музеем, сменяя друг друга, фольклорные коллективы исполняли национальные песни и танцы. Многочисленные зрители тепло приветствовали выступления участников детских ансамблей, которые приехали в Мирзаани со всех уголков Грузии.
По окончании концерта распахнулись двери музея Пиросмани, куда пригласили гостей праздника.
Искусствовед Ламара Узунашвили – главный смотритель фонда музея Пиросмани, провела для гостей пространную экскурсию по залам музея.
"Нико Пиросмани – художник-самоучка, известнейший грузинский художник конца XIX - начала XX века, один из мастеров мирового "наивного искусства". Родившийся в крестьянской семье, Нико рано лишился родителей, был пастухом, перебивался случайными заработками. В 1890 – 1894 годах работал кондуктором на железной дороге. Значительную часть его живописного наследия составляют расписные вывески и картины-панно, украшавшие стены духанов (духанами назывались небольшие рестораны трактиры в прошлом на Кавказе. – Прим. "Кавказского узла")", - рассказала Узунашвили.
"Сюжеты своих произведений Пиросмани брал из окружавшей его жизни (сцены застолий, сбора винограда), писал наивные и трогательные портреты. Пиросмани писал красками собственного изготовления, а основой, как правило, была дешевая чёрная клеенка", – продолжила искусствовед.
По ее словам, в музее хранятся 14 оригиналов картин Пиросмани, среди которых портреты Шоты Руставели и царицы Тамары, бытовые картины, изображения животных, вывески для лавок и духанов.
Однако в настоящее время в музее выставлено только 11 картин. Одна картина находится на реставрации в Государственном музее искусств Грузии, а два оригинала еще в 2007 году были временно выставлены в галерее города Сигнахи, и до сих пор не вернулись в Мирзаани.
Экскурсовод выразила озабоченность этим обстоятельством и отметила, что работники музея Пиросмани в Мирзаани и искусствоведы также тревожатся, соблюдаются ли правила хранения бесценных картин – какова влажность, температура помещения галереи, обеспечены ли условия их невредимости.
В центре зала Узунашвили обратила внимание посетителей на круглый деревянный стол с самоваром и чайными принадлежностями.
"Этот экспонат мы назвали "мечта Пиросмани", – сказала она. – Это не его стол. Но художник всю жизнь мечтал иметь круглый стол и самовар. Обращаясь как-то к художникам, он сказал: "Вот, что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи и об искусстве..." Хотя Пиросмани был замкнутым по натуре, но художников он считал своими братьями по искусству", – отметила Узунашвили.
В нынешнем году гости Мирзаани смогли познакомиться с новыми экспонатами в музее Пиросмани
Вместе с известными работами Пиросмани в одном из выставочных залов состоялась выставка новой экспозиции. Специально к нынешнему празднику, по инициативе и при финансовой поддержке Национального агентства культурного наследия Грузии, в музее Пиросмани открылось новое экспозиционное пространство, в котором появились неизвестные до этого материалы.
В музее представлено личное дело Нико Пиросманашвили, которое охватывает 1890 - 1894 годы, когда он работал на Закавказской железной дороге. Это формулярный список, различные рапорты, донесения, форменные бланки, подписки с обязательством выполнять все правила и подчиняться денежным взысканиям по службе.
"Мы знаем о Пиросмани очень мало, – отметила смотрительница музея, – и эти документы дают нам информацию о четырех годах службы художника на железной дороге. Архив сохранил в полном порядке его личное дело, по которому можно проследить официальную сторону его существования, хотя нам мало что известно о его личной жизни".
Согласно информации Узунашвили, 18 апреля 1890 года началась служба Пиросмани в качестве тормозного кондуктора товарных вагонов – сначала на станции Михайлове (ныне Хашури), а с 14 октября – на станции Елисаветполь (сейчас Ганджа).
"Служба была ему не в радость. Работа тяжелая, на площадке надо было находиться безотлучно. Летом некуда было деться от солнца, зимой – от холода, осенью – от дождя, весной – от ветра. Служба протекала беспокойно. В формулярном списке Пиросмани мы находим частые записи о штрафах: "За опоздание на дежурство – 50 копеек", "За проезд безбилетного пассажира – 3 рубля", "За неявку к поезду – 2 рубля", "За неисполнение приказаний дежурного – 3 рубля", "За ослушание главного кондуктора – 3 рубля". Эти штрафы были безжалостны для человека, который получал всего 15 рублей в месяц", - рассказывает искусствовед.
Ссылаясь на хронический насморк и "грудную болезнь", полученную на службе на товарных поездах, Пиросмани просил уволить его и уплатить пособие за ущерб здоровью. Через три года службы художник уволился с железной дороги, а на выходное пособие – всего 45 рублей – открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".
"Но сам особенного интереса к торговле не проявлял – натура художника брала свое. Примерно в 1900 году Нико окончательно порвал с лавкой и стал бродячим живописцем. За свой труд художник получал до чрезвычайности мало – чаще с ним расплачивались вином и хлебом. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Работал он быстро, несколько часов уходило у художника на обычные картины и два-три дня - на большие работы. Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни", - закончила повествование Узунашвили.
Она добавила, что за свою жизнь Пиросмани предположительно написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Работы Пиросмани находятся в Государственном музее искусств Грузии, музее искусства народов Востока и Третьяковской галерее в Москве, частных собраниях.
На выставке в музее Пиросмани посетители также ознакомились с экспозицией фотографий Закавказской железной дороги XIX века.
Завершился праздник поздно вечером традиционным кахетинским застольем.
Участники праздника говорят, что приезжают на родину художника, чтобы прикоснуться к его жизни и творчеству
"Мы приехали из Тбилиси целым автобусом специально на этот любимый всеми праздник вместе с детьми, внуками, родственниками, друзьями", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель общества "Амагдари" ("Попечитель") Вахтанг Кизикурашвили.
По его словам, члены общества – частые гости в Мирзаани, где бережно сохраняют память о Нико Пиросмани. "Мы ценим величайшего гения нашего народа и с удовольствием приезжаем на его родину, чтобы воочию увидеть его творения и прикоснуться к его жизни и творчеству", - говорит Кизикурашвили.
Члена правления общества "Амагдари" Нелли Джанелидзе потрясла новая экспозиция музея Пиросмани, которая раскрывает неизвестные до сих пор широкому зрителю факты биографии великого художника.
"Как жаль, что Пиросманашвили вынужден был служить тормозным кондуктором на железной дороге, получать мизерное жалование и не иметь возможности покупать краски и холсты! Одаренный художник вынужден был бродяжничать и получать за свои картины гроши, тогда как сейчас этим полотнам нет цены", – сетует Джанелидзе.
Она выразила благодарность работникам музея, организовавшим прекрасную экспозицию как подлинных картин Пиросмани, так и качественных компьютерных фотографий полотен художника, хранящихся в других музеях Грузии.
Среди участников праздника в Мирзаани были и гости из скандинавских стран.
Питер Рунеборгу, ученому из Швеции, выставка очень понравилась: "У нас была возможность увидеть необычные и оригинальные работы, выполненные грузинским художником Пиросмани. Я в Грузии впервые и рад побывать на таком празднике".
Он также поделился своими впечатлениями о духе праздника "Пиросманоба": "Меня впечатлило коллективное отношение к этому празднику – на этом представлении все были рады. Особенно мне понравилась молодежь. Это фантастика! Такие маленькие дети так великолепно танцуют, и как они хранят культуру!"
"До сегодняшнего дня я вообще ничего не знал о Пиросмани, его трагической жизни и творчестве. Я благодарен судьбе, что мои грузинские друзья привезли меня на этот праздник, в это чудесное место Грузии – в Кахетию, откуда можно любоваться великолепной природой Большого Кавказа", - заявил в свою очередь Шапил Хансен из Норвегии.
Он работает в области технологии музыки. "И я вижу, что у вас в Грузии чтят свои корни. К сожалению, в нашей стране это не так. Мне очень понравилось, как участники праздника пели народные песни. И еще мне понравилась интегрированность – как старая музыка вплетается в новую. Это замечательно!" - отмечает норвежец.
Как сообщал "Кавказский узел", в 2009 году картины грузинского художника Пиросмани оказались в центре громкого скандала - охрана президента Грузии Михаила Саакашвили забрала из музея работу "Гиоргоба (День Святого Георгия) в Болниси" и перевезла в канцелярию главы Грузии. В мае 2011 года сотрудники прокуратуры Грузии во время следственных мероприятий по расследованию уголовных дел обнаружили неизвестную ранее картину Пиросмани "Раненый солдат". 19 октября Тбилисский городской суд вынес приговор в отношении пяти лиц, пытавшихся вывезти за границу работу известного грузинского художника "Грузинское вино" ("Кахетинское вино") для продажи за 500 тысяч долларов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"