"Дош": жители Дагестана считают, что местное население уходит к боевикам из-за произвола силовиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Многие жители Дагестана считают, что их земляки "уходят в лес" и присоединяются к боевикам из-за произвола силовиков, об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел журнал "Дош" в сентябре-октябре 2011 года. С данными опроса согласны и местные эксперты, отмечающие, что "репрессиями" силовики закрепляют в сознании сторонников "леса" убежденность в правильности насильственного метода сопротивления.
Большинство опрошенных дагестанцев считают, что люди уходят к боевикам, чтобы спасти свою жизнь
В общественном опросе, проведенном в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Кизилюрте, Тухчаре и Хутрахе журналистами журнала "Дош" совместно с межрегиональной общественной организацией "Центр кавказской инициативы", организациями "Матери Дагестана за права человека" и "Правозащита Дагестана", приняли участие 2117 человек в возрасте от 18 до 80 лет.
Респондентам был задан один вопрос "Почему, на ваш взгляд, дагестанцы уходят в лес?" и предложены четыре варианта ответа на него: "из-за религиозных убеждений, желая установить в Дагестане шариат", "из-за произвола силовиков, чтобы спасти свою жизнь, или отомстить за родственников", "из-за безработицы и невозможности легально зарабатывать", "по другим причинам".
Почти половина опрошенных - 49,4% - выбрали второй вариант ответа. По мнению 28,3% респондентов, основной причиной "ухода в лес" дагестанцев являются религиозные убеждения. 20,8% опрошенных считают основными причинами такого решения безработицу и невозможность легально зарабатывать.
В опросе принимали участие работники бюджетной сферы - врачи, учителя, соцработники (19,3% опрошенных), студенты (28%), пенсионеры (12%), предприниматели (5,9%), люди, работающие на частника (6,1%), безработные (18,7%). Организаторы опроса отмечают, что существенной разницы в ответах в зависимости от социального статуса респондентов не обнаружилось - она составила всего 2%.
Люди уходят в лес в знак протеста против беззакония властей
"Мы проводили эти опросы по просьбе журнала "Дош". Работали в основном с группой граждан, которые чаще других обращаются в нашу организацию с жалобами на беспредел силовиков - салафитами", - уточнила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Гюльнара Рустамова, руководитель дагестанской региональной общественной организации "Правозащита".
Эта категория граждан, по словам Рустамовой, единодушно называла причинами "ухода в лес" боязнь преследования, похищения и других неправомерных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов за религиозные убеждения: люди "уходят в лес" в знак протеста против беззакония властей. "Только за прошлую неделю силовики, по словам родственников пострадавших, похитили четырех человек - это люди, которые дома сидели, работали, никуда не ввязывались", - говорит Рустамова.
Она сообщила о записке одного участника НВФ, тайно подброшенной в ее офис. "Молодой человек, который находится в рядах НВФ, пишет о ситуации в Кизлярском районе, - рассказывает правозащитница. - Он пишет: "Вот, вы призываете людей выходить из леса. При этом власть никаких гарантий освобождения их от уголовной ответственности не дает - в Кизлярском районе более 50 человек посадили по сфабрикованным делам".
Люди "уходят в лес", боясь насилия, написано, по словам Рустамовой, в записке. "Не только мужчины, но и женщины подались в леса, спасаясь от беспредела силовиков. Автор записки написал, что его жена провела с ним в лесу два месяца из страха насилия, - продолжает Рустамова. - Но как только она вышла - женщине, все же, не место в лесу - ее тут же арестовали, и, как утверждает ее муж, мучили, били и возбудили против нее уголовное дело".
Рустамова собирается обратиться в Комиссию по адаптации бывших боевиков при президенте РД с тем, чтобы женщину освободили от уголовной ответственности, поскольку это, по ее мнению, могло бы стать хорошим примером для "лесных", решивших вернуться к мирной жизни.
"Эта женщина добровольно вышла "из леса" и подпадает под примечание статьи 208 Уголовного кодекса РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. – Прим. "Кавказского узла"), когда человек освобождается от уголовной ответственности. Ее освобождение могло бы стать стимулом для тех, кто еще не решился выйти из леса", - указывает Рустамова.
Среди "лесных" есть люди, которые таким образом выражают социальный протест
Зубайру Зубайруев, и.о. начальника управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, считает, что люди уходят в подполье по разным причинам, и трудно понять, какая из них главная. "Среди "лесных" много тех, кто не вписался в жизнь, не получил образования, не имеет работы и не знает, как работать, как кормить семью. Для таких война проще, чем мир - кто-то обманут, кто-то мстит", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Зубайруев.
Еще одной причиной "ухода в лес", по его мнению, является "стремление завязать с водкой или анашой - в лесу это сделать проще".
Среди "лесных", говорит Зубайруев, много неофитов, которые пришли в религию год назад. "Молодые люди, которым впервые дали стройную конструкцию мироздания, простое объяснение сложного мира. За этот порядок и вечную жизнь они готовы бороться с оружием в руках", - отмечает чиновник.
Он также предполагает, что есть среди "лесных" люди, которые таким образом выражают социальный протест: "Многие из них - из неблагополучных семей, которые раньше занимались бы рэкетом, а теперь называют это борьбой за шариат".
В "лес" уходят молодые люди, выросшие в условиях отсутствия государственной идеологии
Светлана Исаева, председатель организации "Матери Дагестана - за права человека" занимается правозащитной деятельностью четыре года. Каждый день она общается "с массой людей, в том числе и с родственниками тех, кто ушел в лес". Исаева согласна с тем, что жители Дагестана часто примыкают к боевикам из-за произвола силовиков.
"Для меня вне всяких сомнений, что люди уходят "в лес" из-за произвола силовиков - я каждый день сталкиваюсь с такими примерами. Чем раньше правоохранительные органы начнут работать по закону, по Конституции, тем меньше будет таких уходов и протестных акций", - убеждена правозащитница.
Все опрошенные эксперты согласны с тем, что существует три причины оттока мусульман "в лес": религиозные убеждения, нарушения прав граждан со стороны силовиков и безработица с социальной неустроенностью. По мнению дагестанской независимой журналистки, бывшего главного редактора газеты "Черновик" Надиры Исаевой, доминирование в ответах второго варианта неслучайно.
"Общественный класс людей, а в России пора признавать силовиков отдельным классом общества, заявляющих о себе, что именно они спасают Россию от разгула терроризма, ваххабизма и прочего экстремизма, сам есть генератор этих сопротивленческих "-измов" сначала в сознании людей, а затем в их действиях. Подтвердят вам достоверность этого тезиса практикующие адвокаты - свидетели того, как ломают судьбы молодых мусульман и опустошают кошельки их близких карательная машина силовиков", - заявляет Надира Исаева.
Массовые нарушения прав человека со стороны силовиков и социальный беспросвет не имеют той силы внушения, убеждения и идейного обоснования, которым обладает вера для человека, считает журналистка.
В Дагестане "в лес уходят" преимущественно молодые люди 1980 - 1990-х годов рождения, выросшие в условиях отсутствия государственной идеологии. "Идеологией для себя эти люди избрали ислам и поиск справедливости с оружием в руках", - утверждает Исаева.
"Чем яростнее будут беспредельничать силовики, и чем коррумпированнее будет руководство республики, тем интенсивнее будет влияние фактора религиозных убеждений на отток "в лес", - уверена дагестанская журналистка. - Своими репрессиями они подпитывают сторонников "леса" и людским ресурсом, и идейно, закрепляя в их сознании убежденность в правильности избранного ими метода сопротивления".
С результатами общественного опроса и комментариями политических и общественных деятелей можно ознакомиться в №3 (33)/2011 журнала "Дош", выпуск которого намечен на начало ноября.
Ранее "Кавказский узел" писал о серии похищений жителей Дагестана неизвестными вооруженными людьми в октябре этого года. Как минимум в четырех случаях похищенными являются строго практикующие мусульмане. Также сообщалось о жалобе жителя Дербента о том, что полицейские заставляют его сбрить бороду.
Стоит также отметить, что власти Дагестана ведут работу по возвращению участников незаконных вооруженных формирований в мирную жизнь. Для этого год назад указом главы республики Магомедсалама Магомедова была создана Комиссия при президенте РД по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. Такие же комиссии созданы и на территории городов и районов республики. В работе комиссий принимают участие и представители правоохранительных органов. Одно из последних решений такой комиссии - решение содействовать пятерым жителям города Дербента, в том числе и сдавшемуся во время спецоперации в Махачкале Тельману Гаджимустафаеву, в их просьбе отбывать наказание на территории Дагестана.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38