Права политзаключенных в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитная организация Human Rights Watch недавно обнародовала ежегодный отчет по состоянию прав человека в Азербайджане. Названная правозащитная организация почти повторила проблемы с правами человека в Азербайджане, отраженные в недавнем отчете госдепартамента США, дополнив их новыми. Во второй половине апреля состоится также заседание мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая отслеживает состояние защищенности прав и свобод человека. Отчет НPW комментирует член парламентской комиссии по правам человека Маис Сафарли:
- Нuman Rights Watch является одной из тех правозащитных организаций, которые всегда держали Азербайджан в поле пристального внимания, что мотивируется желанием этой организации видеть Азербайджан демократическим, правовым государством. Поэтому я понимаю тот интерес, который проявляется экспертами-правозащитниками, представленными в этой авторитетной организации, к проблемам в области прав человека в Азербайджане. А ситуация в данной сфере оставляет желать лучшего, вовсе нецелесообразно скрывать существующие проблемы - надо только стараться их решать.
Надо отметить, что за последнее время парламент Азербайджана предпринял ряд ощутимых мер для укрепления законодательного фундамента, присоединившись к нескольким очень важным международным конвенциям по защите прав человека, приняв закон о создании института омбудсмена. Скоро мы станем свидетелями того, как этот институт проявит себя на деле.
Наряду с этим, факты грубого нарушения прав граждан Азербайджана имеют место на практике. В большинстве случаев принятые нормы в области прав человека не соблюдают должностные лица, что является следствием зависимости судебной власти от исполнительной. Выправлению ситуации способствовало бы восстановление парламентского контроля над деятельностью правительства. Вряд ли оправдано без всемерного общественного контроля над правительством рассчитывать на соблюдение норм законности и в будущем. Кроме того, считаю, что в Азербайджане назрела пора проведения конституционных преобразований, которые также должны быть направлены на упрочение базы для обеспечения прав человека.
- В отчете вновь говорится о наличии политзаключенных, между тем, согласия в данном вопросе в самом Азербайджане не существует. В чем вы видите выход?
- Как бы ни старались официальные лица опровергнуть наличие в Азербайджане политзаключенных, они в нашей стране имеются, и эта проблема остро стоит перед нами. Вместе с тем, некоторые международные организации нередко преувеличивают реальное число заключенных по политическим мотивам. Причина заключается не только в неверно полученной информации, но нередко и в преднамеренном искажении реального положения, за которым прослеживается "армянский след". Тут невозможно не указать и факт того, что местные правозащитные организации тоже иногда, выступая с позиции личных интересов, допускают неточность при составлении списка политзаключенных. В отчете Нuman Rights Watch конкретные имена и количество политзаключенных не приводятся, поэтому я не смогу сказать, насколько указанные факторы отразились на отчете, разработанном экспертной группой по Азербайджану.
Депутатская фракция оппозиции не отрицает наличия в Азербайджане политических заключенных и с парламентской трибуны перечисляет имена лиц, арестованных, как мы считаем, по политическим соображениям. Вместе с тем, мы против того, чтобы имена совершивших государственные преступления - Сурета Гусейнова, Аликрама Гумбатова или Рагима Газиева - фигурировали в отчетах правозащитников как политзаключенные. Этот вопрос нельзя превращать в предмет политических спекуляций.
Но выход есть. Для прояснения ситуации по вопросу политзаключенных необходимо создать отдельную комиссию, в которую вошли бы представители власти, а также оппозиционных и проправительственных партий. Мы сами должны разобраться между собой, кого можно считать заключенным по политическим соображениям, Затем в парламенте должны быть проведены слушания результатов работы этой комиссии. Если достигнем консенсуса, никакая иностранная организация не будет в силе оказать давление на Азербайджан. Кстати, сейчас совпадает позиция власти и оппозиции по некоторым лицам, считаемым за рубежом политзаключенными. К примеру, вышеприведенную тройку и они, и мы считаем преступниками.
- Как вы прокомментируете одно из главных отличий отчета Нuman Rights Watch, которая чуть ли не впервые среди международных организаций включила в официальный документ мнение о том, что нефтегазовые богатства Азербайджана сконцентрированы в руках небольшой группы людей, представленных во власти?
- Учитывая все эти мнения, власти должны обеспечить прозрачность Нефтяного фонда, обеспечив осуществление общественного надзора над расходами его средств. Кроме того, необходимо расширить полномочия законодательного органа, чтобы именно парламент производил контроль над правительством. В этом случае никакая группа не сможет использовать богатства страны в своих интересах.
Э. МАМЕДОГЛУ
источник: Веб-сайт "Политзаключенные Азербайджана"
-
13 ноября 2024, 13:52
Суд ужесточил наказание сочинскому блогеру по делу о гибели ребенка
-
13 ноября 2024, 09:50
-
13 ноября 2024, 06:38
-
13 ноября 2024, 00:44
-
12 ноября 2024, 14:07
-
12 ноября 2024, 13:56
Житель Карачаево-Черкесии получил 12 лет колонии за хранение взрывных устройств