Кубанская экономика выходит из тени
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На заседании расширенной коллегии департамента по финансам, бюджету и контролю, которое провел губернатор края Александр Ткачев, с основным докладом выступил его заместитель Александр Ремезков. После коллегии корреспондент встретился с Александром Александровичем и заодно с его предшественником, ныне советником главы администрации края Валерием Ярошенко. Беседа касалась подлинно важных для Кубани вопросов: как наполнить бюджет, где искать точки роста кубанской экономики, как экономно расходовать бюджетные средства и т. д.
- Александр Александрович, как мы прожили прошлый, 2001-й финансовый год?
- Я думаю, что он в целом был успешным для бюджетной системы края. Собственные доходы консолидированного бюджета выросли на 37% и составили 20,4 миллиарда рублей. Это хороший результат, учитывая, что предыдущий 2000 год не был провальным для кубанской экономики. В прошлом году бюджетообразующими отраслями экономики края стали предприятия машиностроения, пищевой промышленности, а также транспорт, строительство, торговля и общественное питание. На их долю приходится 61% от налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.Самым же большим успехом кубанской экономики в прошлом году я бы назвал рекордный в последние десять лет восьмимиллионный урожай зерновых, а также заметное наращивание объемов в машиностроении, металлообработке и в легкой промышленности.
- Сегодня довольно часто приходится слышать о так называемой "нерегистрируемой" экономике. Об этом шла речь и на недавней коллегии. А как ее "зарегистрировать", как вывести из тени?
- Работать в этом направлении мы начали еще в прошлом году. Сначала нужно было хотя бы получить общее представление о том, каков объем этой нерегистрируемой экономики. Вообще, точно обсчитать это сложно, такой учет не ведется. Но мы делаем выводы из сопоставления темпов прироста по основным отраслям промышленности, по приросту валового регионального продукта в сравнении с прошлым годом. Прирост бюджета составил 37 процентов. Понятно, что количество налогоплательщиков в такой пропорции не увеличилось. Значит, они просто стали больше платить. Они как бы достали то, что раньше клали в карман и никому не показывали.
Для просчета нерегистрируемой экономики проводилась и паспортизация отраслей, паспортизация нашей налогооблагаемой базы. И тут мы шли по двум направлениям - отраслевому и территориальному. Это делалось выборочно, "квадратно-гнездовым методом". Мы делали обходы субъектов хозяйственной деятельности. Затем выясняли, где, в каких налоговых инспекциях эти производства поставлены на учет, сверяли обороты предприятий. То есть мы переписывали все те предприятия, что должны платить нам в бюджет налоги. Сегодня мы можем сказать, что в общем эта работа выполнена. Сейчас идет ее детализация. Весь год работали и продолжают работать мобильные группы из числа работников финорганов, экономических, территориальных, фискальных служб. По результатам этой работы, а также исходя из недозагрузки мощностей муниципальные образования должны обосновать и разместить дополнительное задание. Мы также пошли на такую меру, как назначение кураторов, помогающих территориям собирать налоги, изыскивать возможности получения прибавки к местным бюджетам.
- А какие существуют способы ухода от налогообложения?
- Их много, они могут быть законными и незаконными. К примеру, предположим, что предприятие стоит, а электроэнергия потребляется так, как будто оно, это предприятие, загружено на 70 процентов. Что это может означать? Это может означать, к примеру, что предприятие все, что есть, сдало арендаторам, а те зарегистрированы или за пределами края, например, на фирмы-однодневки в Москве, или в оф-фшорных зонах, либо вообще не зарегистрированы. Это одна из наиболее распространенных форм ухода от налогообложения.
Второе направление нашей работы, как я уже говорил, - выявление нерегистрируемой, ненаблюдаемой экономики. Это, когда мы видим, что монополия или какое-то производство применяет так называемые толлинговые схемы обеспечения себя сырьем, выводит налогооблагаемую базу зa пределы края. То есть регистрируются, например, в Москве, а у нас создают филиал без образования юридического лица. Вся их деятельность проходит тут, а налоги они вроде бы платят там. А может, и не платят вовсе. Мы и хотим все это выяснить, понять, насколько законной является такая деятельность в каждом конкретном случае.
- Достаточно ли справедливы, по вашему мнению, сложившиеся на сегодня взаимоотношения между краевым и федеральным бюджетами?
- Те межбюджетные отношения, которые сейчас существуют, не стимулируют территории к действиям, направленным на рост собственных доходов. Тем не менее мы повышаем свои доходы.
Недавно я приезжал в Минфин для того, чтобы определить сумму трансфертов. Минфин ее снижает, нам сообщают: у вас выросли доходы, поэтому мы трансферты снизили. Если бы в межбюджетных отношениях как-то стимулировался рост наших доходов, то это привело бы и к повышению доходов федерального уровня. Упрощенно - какой тут должен быть принцип? Вмените нам доход. Скажите: вам надо отдать в этом году вот такой объем средств с территории. Все, что сверх тогo, мы даже готовы делить пополам. Скажем, мы получили доход на сто миллионов рублей больше. При этом мы знали бы, что 50 из них останутся наши.
И второй момент - это постоянные изменения налогового законодательства, нормативов отчислений по федеральным регулирующим налогам. В этом году мы прирастили доходы, нам изменили налоговое законодательство, а расходы-то остались те же. Плюс только по зар-плате мы получили 4,2 миллиарда расходов, которых не было в 2001 году. Из-за изменения налогового законодательства - 2,7 миллиарда потеряли. Итого: семь миллиардов, где хочешь, там и найди. При объеме в прошлом году 20,5 миллиарда рублей общего сбора. Выходит, третью часть бюджета нужно сегодня изыскать дополнительно. Это значит, надо "нажать" сильней. А на кого, ведь база осталась та же?
- Можно ли добиться повышения собираемости налогов только фискальными методами?
- Разумеется, нет. В будущем рост поступлений в бюджет мы сможем получить только за счет количественного и качественного расширения налогооблагаемой базы, увеличения количества предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, и губернатор края поставил перед нами такую задачу. А для всего этого нужно создать предпосылки: убрать административные барьеры, выработать механизм стимулирования развития бизнеса. Тут есть два пути: льготирование приоритетных отраслей экономики по видам налогов (местных и региональных) и льготное кредитование. И то и другое мы сегодня практикуем, все это заложено в бюджет. Как вы знаете, у нас выделено около 500 миллионов рублей на субсидирование ставок по коммерческим кредитам, что позволяет такой кредит получать, скажем, под 6 - 8 процентов годовых в рублях. Это очень дешевый кредит. Ну и еще один очень важный момент - привлечение инвестора за счет повышения инвестиционной привлекательности края. Это работа, которая требует времени. Но результаты этой работы пойдут на пользу всей Кубани, всем жителям Краснодарского края!
источник: Газета "Кубанские новости"
-
27 декабря 2024, 06:58
-
27 декабря 2024, 04:04
-
26 декабря 2024, 23:11
-
26 декабря 2024, 20:32
-
26 декабря 2024, 15:07
-
26 декабря 2024, 13:10
1Комментарии в сети обернулись для волгоградцев обвинением в поддержке терроризма