ОБСЕ настаивает на прекращении уголовного преследования журналистов в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня в Баку состоялись обсуждения по вопросу отмены уголовного наказания в Азербайджане за диффамацию с участием представителей правительства Азербайджана и журналистского сообщества, а также дипломатов и экспертов из ОБСЕ.
Дискуссия с участием находящейся в Баку с официальным визитом спецпредставителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович прошла в рамках конференции на тему "Декриминализация диффамации путем реформы законодательства", организованной Советом прессы Азербайджана и местным офисом ОБСЕ.
Проблема уголовного и гражданского преследования журналистов в Азербайджане сохраняет свою остроту. В 2007 году Азербайджан лидировал по количеству журналистов, находящихся в тюрьмах по обвинениям в клевете и оскорблениях на пространстве ОБСЕ. Тогда в тюрьмах страны находились 10 журналистов, осужденных за диффамацию. Кроме того, в период с 2005 по 2010 год против газет и журналистов было подано 350 судебных исков, из которых 280 жалоб поступили от чиновников. Подавляющее большинство из них были удовлетворены, на газеты и журналистов были наложены крупные денежные штрафы.
Такая ситуация вызвала озабоченность международного сообщества. Для содействия в решении этой проблемы Бакинский офис ОБСЕ в сотрудничестве с местным Советом прессы разработал законопроект "О диффамации", предусматривающий отмену тюремного наказания за оскорбление и клевету.
По мнению руководителя Бакинского офиса ОБСЕ Бильге Джанкореля, принятие этого закона "поможет обеспечить устойчивость краеугольного камня демократического общества - свободы слова".
Представители СМИ предназначены для исполнения миссии общественного контролера на воле, а не за тюремной решеткой
"По мнению ОБСЕ и других международных организаций, свобода слова обязана служить демократии, а роль средств массовой информации в процессе доведения точной и объективной информации до общественности должна быть выделена особо. Представители СМИ предназначены для исполнения миссии общественного контролера на воле, а не за тюремной решеткой", - в свою очередь заявила Дунья Миятович.
По мнению Миятович, журналисты должны иметь возможность критиковать официальные лица, и делать это профессионально, а публичные деятели должны быть более толерантными к критике.
Миятович считает необходимым не только прекратить уголовное преследование журналистов за диффамацию, но и как можно скорее положить конец прекращению практики ареста их по другим обвинениям.
Представлявший на конференции правительство Азербайджана заведующий общественно-политическим отделом администрации президента страны Али Гасанов заявил, что официальный Баку, следуя демократическому пути развития не против принятия закона, однако у властей есть определенная обеспокоенность по поводу последствий такого шага.
"Декриминализация не означает, что журналист может сказать слово, не думая о его последствиях и ответственности. Когда, в 1998 году цензуру отменяли, тоже говорили, что "теперь все проблемы решены". Но, напротив, после этого возросло число судебных процессов против журналистов и медиа", - отметил Гасанов.
Гасанов предупредил, что "если до принятия закона на редакции и журналистов подавались судебные иски, то с принятием закона они будут привлекаться также и к административной ответственности".
По мнению Гасанова, отмена уголовного наказания за диффамацию потребует от редакций и журналистов быть чрезвычайно ответственными. С учетом менталитета Азербайджана это очень щепетильный вопрос, поскольку нанесение словесных ран, клевета противоречат нравственным нормам в азербайджанском обществе и могут повлечь крайне болезненную реакцию, полагает Гасанов.
Гасанов настаивает, что в законодательстве необходимо ясно и четко дать определение понятию "журналист". "Каждый может открыть личный блог и писать, что хочет в Интернете. Можно ли считать их журналистами?", - спрашивает он.
Бремя поиска диалога со СМИ лежит на государственном аппарате, у которого сосредоточены рычаги власти
Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана считает, что журналист должен подписать Кодекс профессиональной этики Совета прессы.
В свою очередь главный адвокат Парижской коллегии адвокатов Фредерик Грас, отметил, что "бремя поиска диалога со СМИ лежит на государственном аппарате, у которого сосредоточены рычаги власти". По его мнению, "даже в случаях нарушения журналистом статьи 2 Европейской конвенции прав человека, предусматривающей ответственность за раскрытие некоторых видов гражданских и государственных тайн, к автору "откровений" должны быть применены адекватные меры порицания, "но никак не арест".
Для журналиста запрет на свободное слово равносилен мгновенной смерти, для общества же этот запрет означает поэтапное разложение
Глава Объединения журналистов Азербайджана, главный редактор газет "Айна"-"Зеркало" Эльчин Шихлы отметил, что если журналисты в целом не могут исполнять функцию защитников демократии, это не их проблема, а общества в целом. При авторитарных режимах модно ссылаться на то, что журналисты не компетентны и не серьезны, однако наступает момент, когда в глазах власти "некомпетентными" становятся все слои общества, за исключением ее самой, констатирует Шихлы. "Для журналиста запрет на свободное слово равносилен мгновенной смерти, для общества же этот запрет означает поэтапное разложение", - подчеркнул он.
Комментируя подготовленный при содействии Бакинского офиса ОБСЕ законопроект "О диффамации" эксперт программы Pro media американской международной организации IREX Алескер Маммедли заметил, что документ "подготовлен в духе Европейской конвенции по правам человека, правового поля Европейского суда и способен защитить журналистов от уголовных преследований". В частности, законопроект предусматривает отмену ареста журналистов по статьям 147 (клевета) и 148 (оскорбление) Уголовного кодекса. Однако он добавил, что принятие закона о декриминализации законодательства в области свободы слова не дает полной гарантии защиты журналистов от арестов.
"Сохраняются другие конституционные и законодательные ограничения, которые могут быть использованы в будущем с целью уголовного преследования журналистов", - заявил Маммедли.
В частности, в Конституцию и законы были приняты поправки, допускающие различные толкования нормы, которые запрещают вести фото- и видеосъемки и аудиозапись лица без его разрешения.
Эксперт также обратил внимание на то, что в последние годы для уголовного преследования журналистов и блогеров использовались сфабрикованные обвинения по статьям "хулиганство", "причинении телесных повреждений", "незаконное хранение наркотиков".
Законопроект о диффамации планируется вынести на обсуждение осенней сессии парламента. Глава Бакинского офиса ОБСЕ, посол Джанкорель выразил надежду, что в ходе его рассмотрения депутаты не будут вносить изменения в документ, который прошел основательную экспертизу международных и местных специалистов.
Отметим, что в ходе визита 9 мая в Баку спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Миятович провела встречи с руководителями ведущих СМИ Азербайджана и была принята президентом Ильхамом Алиевым. Содержание этих встреч в соответствии с требованиями дипломатического протокола не раскрываются. Однако 13 мая Миятович намерена провести пресс-конференцию по итогам визита в Азербайджан.
10 мая она посетила в колонии № 1 заключенного журналиста Эйнуллу Фатуллаева. Однако отец журналиста Эмин Фатуллаев не верит, что этот визит будет способствовать освобождению его сына из тюрьмы.
"Мы, конечно, очень благодарны госпоже Миятович. Но таких встреч с Эйнуллой представителей Совета Европы, ОБСЕ, Евросоюза было очень много", - говорит Эмин Фатуллаев.
Постоянный прессинг лишает власти возможностей маневров и как бы они не демонстрировали упорство, шаг за шагом им приходится уступать
По мнению же эксперта Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Расула Джафарова, визиты спецпредставителя ОБСЕ по свободе СМИ и других международных миссий по правам человека и свободе медиа имеют важное значение с точки зрения поддержки демократии в Азербайджане. "Постоянный прессинг лишает власти возможностей маневров и как бы они не демонстрировали упорство, шаг за шагом им приходится уступать", - констатирует эксперт.
Вместе с тем, представитель ИСБР считает, что само азербайджанское общество также должно проявлять гражданскую активность и добиваться соблюдения всех прав.
Специальный представитель ОБСЕ по свободе СМИ не раз выражала обеспокоенность по поводу проблем со свободой прессы в Азербайджане. Она осудила похищение и избиение обозревателя газеты "Азадлыг" Сеймура Хазиева в феврале этого года. Ранее Миятович призвала правительство Азербайджана прекратить систематическое запугивание заключенного журналиста Эйнуллы Фатуллаева, выполнять свои обязательства о свободе СМИ перед ОБСЕ и удовлетворить решение Европейского суда по правам человека, требующего его немедленного освобождения.
Международные журналистские и правозащитные организации также неоднократно критиковали ситуацию в Азербайджане со свободой прессы.
Правозащитная организация Freedom House ("Дом свободы") в преддверии Всемирного дня свободы прессы, отмечаемого 3 мая, обнародовала ежегодный отчет о состоянии свободы прессы в 196 странах мира. Азербайджан признан этой организацией несвободной страной, где регулярно и грубо нарушаются свобода слова и выражений и права журналистов, страна помещена на 171 место. Особой критике подвергается содержание в тюрьме в течение четырех лет журналиста Эйнуллы Фатуллаева.
Однако официальный Баку отвергает критику международных организаций. По мнению представителя администрации президента Азербайджана Али Гасанова, "целями таких организаций как Freedom House, "Репортеры без границ" отнюдь не является классификация в мире свободы прессы на лучшие и худшие примеры". "Они выполняют иные "цели и заказы" для оказания давления на азербайджанское государство и ответственны перед структурами, финансирующими их деятельность", - заявил он.
Как сообщал "Кавказский узел", в настоящее время в заключении в Азербайджане находится главный редактор и учредитель газет "Реальный Азербайджан" и "Ежедневный Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев, несмотря на то, что Евросуд признал незаконными приговоры в отношении него и потребовал его освобождения и выплаты материальной компенсации. Под арестом в Азербайджане содержатся также двое активных пользователей Facebook, молодежные активисты Бахтияр Гаджиев и Джаббар Савалан.
Примечание редакции: см. также новости "Бакинский апелляционный суд отклонил жалобу журналиста Фатуллаева", "В Азербайджане отклонен отвод заключенного журналиста Фатуллаева составу суда", "Баррозу призвал власти Азербайджана освободить журналиста Эйнуллу Фатуллаева".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08