Изоляторы временного содержания Ростовской области не соответствуют требованиям закона
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокуратура Ростовской области требует через суд от областного ГУВД привести изоляторы временного содержания в соответствии с требованиями закона. Представитель независимого общественного контроля мест лишения свободы в то же время утверждает, что без финансовых вливаний из бюджетов этого сделать невозможно.
"Изоляторы временного содержания при ГУВД - это те, в которых содержат только двое суток до избрания меры пресечения. Они находятся при отделах внутренних дел, часто в этом же здании. Есть еще спецприемники - это уже не для административно задержанных. Туда попадают после суда наказанные приговором до 15 суток", - пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе областного ГУВД.
Прокуратура Ростовской области нашла многочисленные нарушения
"Прокуратурой области в ходе проверки изоляторов временного содержания (ИВС) было выявлено, что подозреваемые и обвиняемые содержатся в условиях, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности и лишены пользования определенными материальными благами", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" начальник пресс-службы областной прокуратуры Наталья Ахреева.
К примеру, добавила Ахреева, в ряде ИВС подозреваемые и обвиняемые не имели возможности пройти санитарную обработку, медицинский осмотр.
"В некоторых ИВС отсутствовали канализации или не было кранов с водопроводной водой. В других - не проводилась камерная дезинфекция постельных принадлежностей. В третьих - не хватало столов и скамеек, шкафов, необходимых нар и кроватей. Не в каждом ИВС имелись кнопки для вызова дежурного и, более того, некоторые помещения требовали ремонта. В большинстве ИВС не было комнат для свиданий. Из-за отсутствия прогулочных дворов арестанты в некоторых ИВС были лишены законных прогулок", - отметила начальник пресс-службы.
Также в ведомстве добавили, что в ходе проверки были выявлены массовые нарушения требований пожарной безопасности. Этой же проверкой выявлено, что не во всех отделах и подразделениях ГУВД области задержанные в административном порядке получали питание.
"И это далеко не весь перечень вскрытых проблем. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области в суд предъявлено исковое заявление к ГУВД по Ростовской области о признании их бездействия незаконным и понуждении устранить выявленные нарушения закона", - уточнила Ахреева.
Как она пояснила, в процессе рассмотрения дела, ряд нарушений уже частично устранен. "В настоящее время гражданское дело находится в производстве Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону. Первое заседание по этому делу суд назначил на первую декаду декабря", - добавила руководитель пресс-службы.
"Мы- поднадзорный орган. Поэтому комментировать опусы прокуратуры я не буду. Обратитесь лучше к независимым экспертам. Тем, которые проводили независимую оценку наших ИВС из общественной наблюдательной комиссии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель пресс-службы ГУВД по Ростовской области Алексей Полянский.
Общественная палата: ИВС области действительно не соответствуют требованиям закона
"То, что ИВС не соответствуют требованиям закона - это действительно так. Из более 50 ИВС и спецприемников при ГУВД области более половины нуждаются в ремонте или даже в строительстве новых зданий для подозреваемых и задержанных", - сообщил в телефонной беседе корреспонденту "Кавказского Узла" председатель Общественной Наблюдательной Комиссии по Ростовской области при Общественной палате РФ Федор Дериго.
Дериго добавил, что для устранения всех недостатков ИВС требуется огромная государственная поддержка.
Необходимы серьезные финансовые вливания. Причем, как из федерального, так и из областного бюджетов
"Необходимы серьезные финансовые вливания. Причем, как из федерального, так и из областного бюджетов. В настоящий момент это финансируется из федерального бюджета. Хотя администрация области тоже не должна оставаться в стороне", - пояснил председатель общественной наблюдательной комиссии.
По информации Дериго, органам внутренних дел не хватает средств на ремонты ИВС. "Когда мы их объезжали, видели всякое: и что нет прогулочных двориков, и что нет никаких санитарных условий. Некоторые ИВС вообще находились в полуподвальных помещениях, что категорически запрещено законом", - рассказал он.
Председатель Общественной Наблюдательной Комиссии рассказал, что после мониторинга доклад о необходимости государственной поддержки для ИВС они направляли и в Общественную Палату, а оттуда он попал и к президенту, и к министру внутренних дел.
"Нужно добиваться средств для приведения ИВС в нормальное состояние. Ведь только после этого можно говорить об ответственности сотрудников органов внутренних дел. На данный момент они ни при чем - все дело в отсутствии средств", - считает Федор Дериго.
Подследственные недовольны условиями содержания в ИВС
Своими впечатлениями о содержании в ИВС корреспонденту "Кавказского узла" рассказали и бывшие подследственные, которые побывали в камерах временного содержания.
"Пользуясь незнанием задержанных своих прав, начальство и персонал ОВД "забывают" некоторые правила. Так, согласно закону, отбывающий административный арест один раз в течение срока ареста имеет право пользоваться телефоном до трех минут для связи с родственниками и близкими, о чем никому не сообщается. Также арестанты имеют право на полноценные постельные принадлежности на время сна, в большинстве же "заведений", в лучшем случае, выдаются матрасы не первой свежести", - рассказал неоднократно ранее задерживаемый милицией участник движения "Левый Фронт" Владислав Рязанцев.
По его словам, норма санитарной площади в камере на одного человека - 4 кв. метров. "Весной, на период моего ареста в ростовском спецприемнике из первой камеры нескольких человек "переселили" во вторую, "так как ждали много политических". В итоге, в меньшей по размерам второй камере находилось около 12 человек, что уж точно никак норме не соответствовало", - пояснил Рязанцев.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" активист оппозиционного движения в Ростове-на-Дону Максим Слипченко, он "неоднократно побывал в спецприемнике в городе Шахты". "Камера - это небольшая комната на 6 человек. Утром, в обед и вечером дают еду. Правда, по утрам только кипяток. Матрасы грязные и вонючие. Никакого постельного белья. В первый раз в окне не было стекла, поэтому мы спали в куртках на голых досках. И все равно замерзли", - отметил он.
Во второй раз, по словам Слипченко, когда его "приговорили к 10 суткам задержания", его "в камере меня напрочь покусали клопы". "Медицинского обслуживания не было никакого. На прогулки нас тоже не выводили. Заняться было нечем. Разрешалось только читать книги, если их вам кто принесет", - рассказал он.
"Еще в 2008 году я попал в изолятор временного содержания при Первомайском ОВД города Ростова-на-Дону. При нахождении под стражей меня не поили и не кормили. Мне не было предоставлено спальное место. Лежать приходилось на деревянных скамьях, также отсутствовали какие-либо матрасы. Ширина скамьи составляла не более 40 см.", - заявил ростовчанин Павел Нагибин.
По его словам, он "подал в суд на УВД в связи с незаконным задержание и содержанием под стражей". "Суды первого уровня и кассация я, конечно же, проиграл. Все они были в Ростовской области. Только Верховный суд РФ отменил решение прежних судов. Однако сути это не изменило: ведь в изоляторах до сих пор продолжается та же канитель", - заключил Нагибин.
Правозащитники Ростовской области еще в январе начали обсуждать тему общественного контроля за местами принудительного содержания.
По словам одного из организаторов семинара "Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания: возможности гражданского контроля", главы Союза "Женщины Дона" Валентины Череватенко, в тюрьмах, ИВС и отделениях милиции, где содержатся арестованные люди, должны соблюдаться их права.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что больше всего обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека Ростовской области за 11 месяцев прошлого года поступило от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подсудимых и обвиняемых в совершении преступлений - 585 из 3050. Лидирующее место занимали обращения по вопросам необоснованного привлечения к уголовной ответственности и незаконного осуждения - 307.
На втором месте - исполнение наказания, права осужденных - 296 обращений, поступивших от осужденных, подсудимых, обвиняемых. Жалобы были связаны с условиями содержания в местах лишения свободы, нарушением прав на переписку, оказанием помощи в получении копий судебных материалов, нормативных документов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"