27 октября 2010, 09:35

Журналист из Краснодара пожаловался в Евросуд на вмешательство таможенников в личную жизнь

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Фотожурналист из Краснодара Юрий Иващенко обратился в Страсбургский суд с жалобой о нарушении Россией Европейской конвенции по правам человека, считая, что  сочинские таможенники вмешались в его личную жизнь и нарушили тайну переписки.

Напомним, Анастасия Денисова, сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" в Краснодарском крае, член и корреспондент Молодежного правозащитного движения, а также фотожурналист Юрий Иващенко в августе 2009 года подверглись допросу со стороны российских таможенников и пограничников при въезде и выезде из Абхазии. Все их вещи были тщательно досмотрены, а информацию, хранившуюся на жестком диске ноутбука Иващенко, в том числе личную переписку журналиста, сочинские томаженники скопировали на цифровые носители. 

"Ко мне подошёл сотрудник сочинской таможни Боровиков с намерением скачать информацию с жесткого диска моего ноутбука. Они скачали 26 гигабайт. При этом он смотрел переписку, залезал в ICQ. Потом они прямо с моего ноутбука начали переписывать информацию на диски RW, то есть на носители, в которые можно вносить любые изменения – добавлять информацию или стирать её. Они сказали, что у них других нет. Получилось шесть дисков формата RW", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Юрий Иващенко.

Изучение информации, хранившейся в ноутбуке, а также её копирование заняло, по словам журналиста, около пяти часов. Всё это время его продержали на границе. Никаких претензий или обвинений фотожурналисту не предъявляли.

Личные вещи Анастасии Денисовой, являющейся также руководителем правозащитной общественной организации "ЭТнИКА", были досмотрены таможенниками в это же самое время в другом помещении пограничного поста Псоу на границе Абхазии.

Павел Чиков, председатель Межрегиональной правозащитной организации "АГОРА", считает, что досмотр вещей Денисовой и Иващенко связан с тем, что в начале 2009 года прокуратура проводила проверку Федеральной таможенной службы и внесла представление о том, что та плохо работает по противодействию экстремизму. 

Чиков также уверен, что Иващенко и Денисова являются фигурантами "чёрных списков", которые существуют в недрах силовых ведомств. "При пересечении границы таким людям предъявляются претензии со стороны силовиков, которые, правда, категорически отказываются признавать существование этиих списков", - отмечает Чиков.
 
О причинах копирования личных материалов, в том числе фотографий, и личной переписки фотожурналист узнал из письма, полученного через две недели после пограничного инцидента. В нем сообщалось, что вся скопированная информация направлена на экспертизу на предмет наличия материалов экстремистского характера. Юрий Иващенко посчитал, что его гражданские права были нарушены и обратился в суд с жалобой на действия таможенников. 

В начале 2010 года жалоба фотожурналиста была рассмотрена в Прикубанском районном суде Краснодара. Согласно изложенной на шести листах официальной позиции, представленной в суде, таможенники могут читать и копировать личную переписку граждан на основании Указа президента РФ Бориса Ельцина "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма" от 23 марта 1995 года.

"Нет такого права у сотрудников таможни – досматривать и копировать личную переписку", - утверждает Марина Дубровина, адвокат фотожурналиста. По ее мнению, неправомерные действия сочинских таможенников заключались в копировании личной информации. "Дело в том, что таможня имеет право проверять товары, а не информацию", - пояснила Марина Дубровина корреспонденту "Кавказского узла".

Кроме представленной в суде официальной точки зрения, представитель сочинской таможни Д. Пирцхалава заявил, что российские таможенники имеют право не только досматривать на границе ноутбуки, флешки и плееры, но и абсолютно законно скачивать любую информацию, причём в полном объеме, включая личную переписку, фотографии и прочие личные данные.

"Частично скачивать информацию не имеет смысла, - уточнил таможенник в ходе судебного заседания. – Скачиваем всё сразу, чтобы потом, например, была возможность направить на экспертизу на предмет наличия в этой информации признаков экстремизма".

Прикубанский районный суд города Краснодара, а вслед за ним и краевой суд Краснодарского края отказали в удовлетворении иска Юрия Иващенко. Фотожурналист, посчитав, что в его случае нарушены статьи 8 и 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, решил обратиться в Страсбургский суд по правам человека.

"Была нарушена тайна моей переписки, скопирована информация без каких-либо оснований. На меня не заведено уголовное дело. Получается, что таможенники могут абсолютно любого человека – ехал ли он со свадьбы и фотографировался, или отдыхал с друзьями, или родственников своих сфотографировал – остановить и изъять либо фотографии, либо частную переписку. Я  считаю, что мои права нарушены, поэтому я подал этот иск", - говорит Иващенко.

Павел Чиков полагает, что заявление российского фотожурналиста будет принято к рассмотрению Европейским судом по правам человека. "Я уверен, что суд признает как нарушение частной жизни, так и свободы слова. Думаю, что, когда дело дойдёт до переписки с российским правительством, то оно может стать в позицию, что, дескать, Иващенко не пострадал, и тем самым не является жертвой нарушения прав человека", - добавил Чиков. 

Адвокат Марина Дубровина, представляющая интересы Юрия Иващенко в суде, отмечает, что в заявлении говорится о нарушении Европейской конвенции по правам человека в России и уверена, что жалоба будет принята и рассмотрена.

Как сообщал "Кавказский узел", в январе 2010 года прокуратура Ленинского района Краснодара обвинила Анастасию Денисову в использовании контрафактного программного обеспечения на компьютерах, найденных в снимаемом ею помещении и в доме у ее друга. По мнению правозащитников, уголовное преследование Денисовой было связано с ее общественной деятельностью, и уголовное дело - один из эпизодов в целой цепочке случаев давления.

В феврале дело было направлено в суд, однако тот вернул обвинительное заключение прокурору, чтобы исправить фактические ошибки. 11 мая стало известно, что милиция за отсутствием состава преступления прекратила расследование уголовного дела.

Автор: Иван Фадеев источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 июля 2024, 02:28

29 июля 2024, 01:29

29 июля 2024, 00:30

  • Юристы сочли предпочтительным для Журавеля нахождение в СИЗО

    Отбывание наказания в СИЗО в качестве альтернативы колонии в ряде случаев может облегчить положение осужденного, в частности, он подвергается меньшему риску со стороны других осужденных, отметили опрошенные "Кавказским узлом" юристы и правозащитники, комментируя ситуацию с Никитой Журавелем. Правозащитник Оюб Титиев не согласен с такой точкой зрения, отметив, что условия содержания в СИЗО схожи с крытым режимом.

28 июля 2024, 23:31

28 июля 2024, 22:16

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей