В Баку полиция отказалась возбуждать дело по факту избиения журналистов в дачном поселке
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Главное управление полиции города Баку (ГУПГБ) направило в редакцию газеты "Ени Мусават" письмо об итогах расследования жалобы на избиение сотрудника этого издания Эльмина Бадалова и заместителя главного редактора газеты "Милли йол" Анара (Герайлы) Алиева в связи с инцидентом 28 июля в дачном массиве "Маяк" поселка Мардакян.
Полиция отказалась возбуждать уголовное дело по данному факту.
Согласно выводам полиции, насилия против журналистов не было, более того они сами являются виновными в инциденте, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Бадалов, представивший оригинал письма из ГУПГБ.
Полиция: доказательств избиения журналистов нет
По утверждению полиции, журналисты, взобравшись на ворота дачи предпринимателя Эмина Алескерова, делали фотосъемки. При этом хозяйственный работник дачи Ариф Мусаев, заподозрив молодых людей "в намерениях совершить кражу", сказал им, чтобы они спустились. Однако журналисты "проигнорировали" его требование, после чего Мусаев вызвал на помощь других работников из обслуживающего персонала этой и соседней дач. Совместными усилиями они привели журналистов в комнату охраны дачи.
Обо всем этом было доложено хозяину дачи Алескерову, однако он, узнав, что молодые люди "являются журналистами, не стал жаловаться в полицию", говорится в документе.
Из-за того, что журналисты вели съемку без разрешения, с их фотоаппарата удалили карту памяти, и в качестве компенсации для покупки новой карты молодым людям выплачено 20 манатов (около 24 долларов).
"В ходе процессуальных расследований не подтвердилось и применение насилия в отношении Бадалова и Алиева (Герайлы)", отмечается в письме столичной полиции в редакцию газеты "Ени Мусават".
Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы Хазарского района, "не нарушающие здоровье" телесные повреждения у Бадалова и Алиева (Герайлы) "могли быть различного происхождения, в том числе в результате падения с высоты и ударов о тупые предметы".
В письме столичной полиции также сказано, что Бадалову и Алиеву (Герайлы) разъяснили, что, согласно статье 32 Конституции, недопустимы сбор и распространение информации о личной жизни гражданина без его согласия, а в соответствии со статьей 60 закона о СМИ, "редакция СМИ, покушающегося на личную жизнь граждан, несет соответствующую гражданскую, административную и уголовную ответственность".
В связи с этим владельцу дачи Алескерову было разъяснено его право обратиться в прокуратуру или суд для возбуждения уголовного дела по статье 156 "о попытке вторжения в тайну семейной и личной жизни".
В ГУПГБ подтвердили, что действительно письмо подобного содержания было направлено в редакцию газеты "Ени Мусават", однако отказались от комментариев, заметив, что "в письме все и так написано".
Пострадавшие журналисты не согласны с выводами полиции
"Несмотря на то, что полиция отказалась возбудить уголовное дело, я продолжу борьбу и подам жалобу в суд для наказания виновных. Факт нашего избиения неоспорим. Синяки на нашем теле и лице зафиксированы и засняты на фото и видео нашими коллегами. Это не первый случай избиения журналистов в Азербайджане. Никого до сих пор не привлекли к ответственности за насилие против журналистов. Это порождает атмосферу безнаказанности и поощрения к новым физическим атакам на прессу", - заявил Эльмин Бадалов.
По словам Алиева (Герайлы), он изначально не верил в объективное расследование. "Те, кто нас избивал, и правоохранительные органы заодно. Хорошо, что мы еще живыми выбрались из виллы", - сказал Алиев.
Он также отметил, что после консультаций с адвокатом он примет решение об обращении в суд.
Независимый юрист, сотрудник Института прав медиа (ИПМ) Халид Агалиев полагает, что отказ органов полиции возбудить уголовное дело по факту избиения журналистов при осуществлении профессиональных обязанностей свидетельствует о "необъективности расследования".
Он называет "несостоятельным" обвинение журналистов в попытке нарушить тайны личной и семейной жизни. Агалиев обратил внимание на то, что, по словам и публикациям журналистов, они пытались делать фотоснимки особняка с внешней стороны, а не проникали на виллу. "То есть, они снимали то, что и так видно окружающим с улицы", - пояснил Агалиев.
Более того, по его словам, следствие не представило доказательств того, что журналисты сняли на фото внутреннюю часть виллы.
Что же касается утверждения следствия о том, что журналисты забрались на ворота виллы, то это весьма сомнительно с учетом высоты ворот, считает эксперт.
С другой стороны, продолжил он, следствие и работники виллы фактически не отрицают применение насильственных действий в отношении журналистов. В частности, признается привод их в комнату охранников виллы, изъятие карты памяти из фотоаппарата. "Все это показывает, что в действительности имели место факты воспрепятствования законной деятельности журналистов, что влечет уголовную ответственность", - резюмировал Агалиев.
Полиция признает и наличие телесных повреждений у журналистов, однако при этом судмедэкспертиза фактически отрицает следы насилия, утверждая, что травмы могли произойти "в результате падения с высоты", и это еще одно свидетельство необъективного расследования, заметил Агалиев.
По поводу "разъяснения" владельцу виллы его права обратиться в прокуратуру и суд для возбуждения уголовного дела "по факту попытки вмешательства в тайну личной и семейной жизни", Агалиев сказал, что "эти нормы законодательства идут вразрез с требованиями международных конвенций".
"Когда в прошлом году в Конституцию, а потом в законодательство вводилась норма о недопустимости ведения фото- и видеосъемок без разрешения лица, высказывались опасения, что это будет использовано против профессиональной деятельности журналистов. Но власти заверяли, что этого не произойдет. Однако теперь становится ясным, что эта норма нацелена именно на ограничение деятельности журналистов", - констатировал Агалиев.
В любом случае, по мнению юриста, применение указанных норм законодательства против Бадалова и Алиева недопустимо, поскольку оно противоречит статье о свободе выражений Европейской Конвенции о защите прав человека.
"По Конституции Азербайджана, если нормы национального законодательства идут вразрез с международными правовыми нормами, то приоритетны последние", - подчеркнул Агалиев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", корреспондент газеты "Ени Мусават" Эльмин Бадалов и заместитель редактора газеты "Милли йол" ("Национальный путь") Анар Герайлы сообщили об избиении 28 июля в так называемом "в квартале богачей" поселка Мардакян. Это произошло, когда журналисты снимали на фото, расположенные здесь роскошные особняки.
Мужчины спортивного телосложения, вышедшие из остановившихся рядом с журналистами автомобилей, стали избивать их. Избиение журналистов продолжилось после того, как сотрудников газет завели на одну из вилл. При этом у Бадалова отобрали и разбили редакционный фотоаппарат. Журналистам сказали, что их вопрос "будет решен", после того как придет шурин министра транспорта Зии Мамедова. Затем прибыл человек в костюме, который заявил Бадалову и Герайлы, что они незаконно вели съемку. Потребовав никуда не жаловаться, их отпустили.
В свою очередь пресс-секретарь Министерства транспорта Азербайджана Намик Гасанов опроверг принадлежность виллы, где произошел инцидент, главе этого ведомства Мамедову.
Отметим, что Бадалова в начале 2010 г. отчислили с четвертого курса Азербайджанской государственной нефтяной академии (АГНА). Он считает, что причиной исключения его из вуза стала публикация им на сайте "Полигон" (www.pia.az) статьи под названием "Репортаж из Нефтяной академии". В интервью корреспонденту "Кавказского узла" он рассказал, что на основе личных наблюдений и свидетельств других студентов он описал факты вымогательства у студентов взяток на нефтемеханическом факультете и других факультетах АГНА за сдачу экзаменов и зачетов.
В Азербайджане и ранее журналисты подвергались физическому насилию.
Напомним, 3 июля в Баку репортер интернет-издания Media Forum во время акции протеста партии "Мусават" был задержан неизвестными лицами в штатском, которые порвали его удостоверение и насильно усадили в автобус. Журналиста отвезли в другую часть города, где освободили.
Ранее физическому насилию подвергся сотрудник оппозиционной газеты "Азадлыг" ("Свобода") Натик Гюльахмедоглу. 16 июня журналист стоял на обочине дороги, как вдруг на него напал неизвестный спортивного телосложения и стал избивать под предлогом того, что Гюльхамедоглу нанес урон окружающей среде, оторвав лист от дерева.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08