Вторая встреча представителей неправительственных правозащитных организаций и органов власти Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
28 февраля 2002 г. в селе Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики в помещении Бюро Специального представителя Президента РФ по обеспечению прав человека в ЧР состоялось очередное заседание Постоянной Рабочей группы. Решение о создании такой рабочей группы, состоящей из представителей как неправительственных организаций, так и органов государственной власти в ЧР, было принято на первом заседании 12 января 2002 г.
В выступлениях по пункту второму повестки дня "О причинах и обстоятельствах, приводящих к нарушениям прав человека в ходе проведения федеральными силами "специальных операций" ("исчезновения" и убийства людей)" представители правозащитных организаций утверждали, что:
на территории Чеченской Республики в законном порядке не введен какой-либо особый правовой режим, отменяющий действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ,
не предусмотрено и функционирование каких-либо особых мест содержания задержанных гражданских лиц, кроме изоляторов временного содержания.
Между тем, на территории Чеченской Республики сознательно создан правовой вакуум, благодаря произвольному и расширительному использованию Закона "О борьбе с терроризмом" здесь действует особый режим ограничения прав и свобод граждан России.
Массовые задержания гражданских лиц сотрудниками федеральных силовых структур в условиях правового вакуума и фактической бесконтрольности не могли не породить массовые нарушения прав человека: избиения, издевательства, пытки и исчезновения. За фасадом официальной системы мест содержания задержанных, дознания и следствия действует неофициальная система незаконных мест содержания в расположениях воинских частей и т. п.
По мнению представителей неправительственных организаций, предотвратить грубые и массовые нарушения прав человека в ходе "зачистки" населенных пунктов и "фильтрации" можно только приведя их в соответствие с нормами российского законодательства, в частности, Уголовно-процессуального кодекса, который формально продолжает действовать в зоне так называемой "контртеррористической операции".
Проведению любой "спецоперации" в населенных пунктах должно предшествовать создание план-схемы этой операции с четким указанием зон ответственности конкретных подразделений. Представители органов прокуратуры в обязательном порядке должны быть ознакомлены с план-схемой перед началом спецоперации. О любых изменениях, вносимых в план-схему в ходе операции, представители прокуратуры должны быть немедленно уведомлены в письменном виде руководством операции. По окончании "специальной операции" план-схема и подробный отчет о ходе спецоперации должен быть представлен в органы прокуратуры лицом, осуществлявшим руководство "специальной операцией".
Необходимым условием для соблюдения прав человека в отношении лиц, задержанных в ходе "специальных операций по проверке паспортного режима", является либо доставление их в районный изолятор временного содержания при районном отделе внутренних дел, либо приведение временных мест содержания в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ИВС, в частности:
- явное четкое письменное формулирование оснований для задержания и помещение туда;
- письменное оформление процедуры помещения задержанного во временные места содержания;
- учет задержанных в соответствии с правилами и инструкции, действующими в отношении ИВС;
- четкое и однозначное определение ответственности персонала временных мест содержания за жизнь, физическое состояние и безопасность задержанных;
- четкое и однозначное определение должностных лиц, ведущих дознание в отношении задержанного;
- организацию постоянного прокурорского надзора за временными местами содержания с момента начала спецоперации;
- предоставление списка людей, доставленных во временные места содержания задержанных, главе администрации населенного пункта.
Необходимо добиваться резкого расширения штатов органов военных и территориальных прокуратур на территории Чеченской Республики. Во время "спецопераций" представители прокуратуры должны постоянно находиться среди подразделений, проводящих операцию, постоянно контактировать с местным населением.
Необходимо создание специальных смешанных следственных бригад из сотрудников Генеральной, военной и территориальных прокуратур, занимающихся расследованием случаев исчезновений людей, задержанных представителями федеральных сил в ходе "спецопераций" и "адресных проверок".
Представители прокуратуры, в свою очередь, согласились с тем, что четкой правовой базы, регламентирующей проведение специальных операций или даже контртеррористической операции, в целом, не разработано. Имеется основной, базовый Закон "О борьбе с терроризмом", принятый "в сыром виде". Например, этот закон дает право задерживать лиц для выяснения личности, однако сроки задержания при этом не обозначены. Поэтому приходится задействовать также ряд иных нормативных актов - Кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное законодательство, Указ Президента РФ "О борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством" и др. В отношении лиц, доставляемых на временные пункты проверки ("фильтрационные пункты"), в настоящее время соблюдаются процессуальные требования - оформляется протоколы об их задержании в порядке статьи 122 УПК. Другое дело, что такие пункты проверки не соответствуют (и вряд ли будут соответствовать) требованиям, предъявляемым к ИВС.
В ходе последовавшей дискуссии выяснилось, что не существует никакого законного правового статуса у временных пунктов проверки ("фильтрационных пунктов"), создаваемых в ходе спецопераций у населенных пунктов. Не существует никакого нормативного акта, регламентирующего их функционирование.
Представители правозащитных организаций утверждали, что масштабные спецоперации по выявлению лиц, причастных к НВФ, как правило, сопровождаются грубыми и массовыми нарушениями прав человека, похищениями, исчезновениями и убийствами людей. Так называемые "эксцессы исполнителей" приняли системный характер. От этих операций, в первую очередь, страдают невинные люди. Виновные в совершении этих преступление наказываются чрезвычайно редко. В связи с этим было предложено отказаться от проведения масштабных спецопераций ("зачисток") в населенных пунктах и перейти исключительно к операциям, направленным против конкретных преступников.
По сообщению первого заместителя прокурора ЧР, на заседании Регионального оперативного штаба контртеррористической операции 10 февраля с.г. высказывались такие же предложения. Однако было принято решение, не отказываясь от проведения спецопераций, приступить к разработке инструкции по проведению спецопераций.
По мнению и.о. коменданта ЧР, проводить спецмероприятия следует только и исключительно под руководством местных районных комендантов. К проведению таких операций необходимо также привлекать местную милицию и глав администраций. Такие меры резко снизят вероятность совершения противоправных действий в отношении местных жителей.
источник: Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва)