Правозащитники просят власти Литвы разрешить уроженцам Чечни Гатаевым общение с приемными детьми
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Международная группа активистов по защите прав человека обратилась к руководству Литвы с открытым письмом в знак протеста против отказа в дальнейшем свободном общении между Хадижат и Маликом Гатаевыми и их приемными детьми из Чечни. Послание отправлено президенту Литвы Далии Грибаускайте, председателю комитета по правам человека в сейме Литвы и уполномоченному по правам детей Литвы.
Напомним, Хадижат и Малику Гатаевым, находящимся в Финляндии, руководство приюта не позволяет общаться с детьми, живущими в Литве, по телефону или посредством Интернета на чеченском языке. Как пояснил ранее корреспонденту "Кавказского узла" директор социальной деревни Даиниус Миецус, он готов был дать поговорить Малику Гатаеву с его воспитанниками, но поставил условие, чтобы разговор шел по громкой связи и был на русском языке.
"Мы, группа правозащитников, журналистов и представителей творческих профессий из разных стран, просим обратить Ваше внимание на нарушения прав человека в Литве, в частности, на преследование чеченской семьи, Малика и Хадижат Гатаевых. На многочисленные нарушения закона в ходе предварительного следствия и судебного процесса уже указал в своем решении 23 марта Верховный суд Литвы. Он дал указание устранить нарушения и повторно беспристрастно и всесторонне рассмотреть дело Гатаевых", - заявляют авторы обращения к руководству Литвы.
Они отмечают, что эти опасения разделяет Леонидас Донскис, один из представителей Литвы в Европейском парламенте, который недавно выразил свое мнение о тревожной тенденции в поведении литовских чиновников, участвующих в деле Гатаевых.
Правозащитники просят обеспечить беспрепятственную связь между Хадижат и Маликом Гатаевыми и шестью приемными детьми, которые были переданы под временную опеку в социальную деревню Вильнюса, считая препятствия, которые создает руководство деревни в общении между детьми в деревне и их приемной семей, неоправданными.
В обращении также сказано, что брату Гатаева Зауру и его супруге Юлии пришлось преодолеть многочисленные препятствия, чтобы получить временную опеку над троими родными детьми Хадижат и Малика Гатаевых, хотя никаких правовых оснований для отказа в этом им не существовало. "Родственники арестованных супругов выполнили все требования законодательства. Были представлены документы о постоянной работе и наличии литовского гражданства. Тем не менее требование предоставить детям возможность жить с родными тетей и дядей было проигнорировано", - отмечается в послании.
В документе также говорится, что получены официальные справки из психиатрической больницы Вильнюса, в которых сказано, что один из сыновей Гатаевых был подвергнут серьезному психиатрическому лечению.
"У 11-летнего мальчика наблюдались симптомы глубокого стресса из-за разлуки с семьей. И вместо того, чтобы передать его под опеку родным, и тем облегчить его горе, администрация деревни отправила его в лечебницу для душевнобольных. Юлии Гатаевой и троим ее племянникам было разрешено лишь в присутствии охраны встретиться с приемными детьми Хадижат и Малика только один раз за весь год. Это стало возможным благодаря широкой общественной поддержке семьи Гатаевых гражданами Финляндии, Литвы, России, Латвии, США и Соединенного Королевства", - сообщают правозащитники.
Авторы письма отмечают, что позже администрация соцдеревни сказала Юлии Гатаевой, что встречи с родными якобы травмируют детей - большинство детей плакали в течение всей недели после визита. "Они признали, однако, что слезы детей были вызваны простым фактом посещения их членами семьи. При этом управление деревни не сделало ничего, чтобы положение детей, находящихся под их защитой, стало менее "травмирующим", - заявляют авторы письма.
В обращении напоминается, что все эти дети являются гражданами Российской Федерации. "Разговаривая с детьми после визита в соцдеревню, мы были потрясены, узнав, что шесть несовершеннолетних почти забыли как чеченский, так и русский язык, так как их призывали общаться только на литовском языке. Мы были потрясены, узнав, что администрация деревни отчаянно пытается создать условия, при которых дети могут забыть о своих приемных родителях и других членах семьи", - отмечают правозащитники.
Сейчас Хадижат и Малик Гатаевы находятся на свободе, ожидая решения по их просьбе о предоставлении убежища в Финляндии. "Малик остается опекуном всех несовершеннолетних из приемной семьи, его не лишали опеки над детьми. В апреле 2010 года Гатаев предпринял еще одну попытку связаться с ними. Он призвал директора соцдеревни Даниуса Миецуса предоставить ему возможность провести видеосессию с детьми по Skype. Однако директор поставил условие: общаться на русском в его присутствии. Это позволяет предположить, что на директора оказывают влияние спецслужбы Литвы, которые не позволяют ему соблюдать интересы детей, то есть, выполнять его главную обязанность", - полагают правозащитники.
Авторы письма заключают: "Мы не видим каких-либо правовых или моральных оснований для такого ограничения. Семья Гатаевых уже пострадала от постоянных преследований различных правоохранительных органов Литвы. Мы призываем Вас гарантировать, что эти нарушения будут устранены, и что любые дальнейшие нарушения в отношении этой семьи будут предотвращены в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций".
В числе подписавших обращение: журналист финского Пен-центра Оксана Челышева, антрополог Оксфордского университета Иева Раубиско, генеральный секретарь Финского комитета защиты мира Теему Матинпуро, режиссер Андрей Некрасов, журналист, лидер Движения "13 января" (Латвия) Владимир Линдерман, председатель общества русско-чеченской дружбы Станислав Дмитриевский, журналист из Норвегии Анзор Масхадов, журналист Ася Умарова и другие общественные деятели, ученые и писатели.
Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" правозащитница Оксана Челышева, обращение к властям Литвы было направлено 24 апреля. Реакции на него пока не поступало.
Гатаевы в 1997 году учредили в Грозном некоммерческую организацию "Родная семья", которая занималась чеченскими детьми, потерявшими родителей. Позже Малик и Хадижат вместе с собственными детьми и десятью приемными сиротами переехали в Литву, где были приговорены к лишению свободы. Причиной указывалось, в том числе, жестокое обращение с детьми. Сами супруги утверждают, что получили сроки по сфабрикованным обвинениям.
В марте Министерство юстиции Литвы отозвало европейский ордер на арест супругов Гатаевых. Финляндия, где в прошлом году Гатаевы попросили политического убежища, отказалась выдавать их Литве, власти которой требовали их возвращения. Вплоть до решения Верховного суда Литвы о пересмотре дела и отзыве ордера на арест, супруги находились в заключении.
16 марта супругам Хадижат и Малику Гатаевым было отказано в предоставлении политического убежища в Финляндии. Гатаевы приняли решение обжаловать решение этого ведомства в административном суде Хельсинки. В тот же день в Вильнюсе состоялось заседание Верховного суда Литвы по поводу обжалования приговора в отношении супружеской пары из Чечни. Судебное решение было отложено.
Кроме того, правоохранительные органы Литвы заинтересовались братом Малика Зауром, проживающим в Каунасе. Чтобы его разыскать, полиция пришла в дом к сестре его супруги Юлии Людмиле Комисаровой, не обнаружив Заура, полицейские 17 апреля обыскали дом.
Позднее депутат от Литвы в Европарламенте Леонидас Донскис обратился к миграционным властям Финляндии и административному суду Хельсинки с открытым письмом в поддержку прошения о политическом убежище для Малика и Хадижат Гатаевых. Депутат мотивировал свое обращение давлением на супругов со стороны литовских правоохранительных органов.
В их семье сейчас шестнадцать несовершеннолетних детей - трое родных и тринадцать приемных. Шестеро из них находятся в Вильнюсе, в социальной деревне. Это близняшки Амина и Танзила Зайцевы, им по десять лет, сестры Раиса и Галина Ларионовы (10 и 6 лет), Хеда Чинхоева (11 лет) и Сулейман Изигов (14 лет). Их поместили в это место по решению суда после того, как родители были арестованы.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38