Политологи продолжают спорить о решении проблем Северного Кавказа посредством создания СКФО (видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проблемы Кавказа не экономические, а политические, и "нагружать" полпреда СКФО Александра Хлопонина надо политическим функционалом, который у него "недозагружен", считает российский политолог Сергей Маркедонов. По мнению же польского аналитика Войцеха Гурецки, создание Северо-Кавказского федерального округа является проявлением новой тактики Москвы по отношению к Северному Кавказу.
"Никакой инвестор, у которого есть свободные деньги, не придет в регион, где похищают людей, где есть насилие, причем двухстороннее. Это насилие со стороны радикалов и определенное насилие со стороны государства, не всегда адресное и не всегда качественное. Это дичайший уровень коррупции. Это похоже на замечательные точки земного шара типа Корсики или Швейцарии, но века так 16-го или 17-го. Поэтому говорить о том, что это проблемы экономические, что придет не генерал-губернатор, а корпоративный грамотный мальчик с английским языком и все изменит - невозможно", - заявил Сергей Маркедонов на прошедшей в Москве в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова на расширенной дискуссии "Конфликты на Кавказе" из цикла дискуссий "Война и мир".
Политолог считает, что проблемы на Северном Кавказе политические. "И нагружать Александра Хлопонина надо политическим функционалом, который у него недозагружен. Например, Северокавказский военный округ, фактически воюющий, его штаб находится в Ростове. В Пятигорск его никто не перевезет. У Хлопонина нет контроля над этим округом. Скажем, в имперские времена наместник на Кавказе был главноначальствующий над всей армией. Он был сам генералом, мог кого-то вызвать и "построить". Такой "стройки" не может сделать Хлопонин. С силовиками то же самое, поскольку их основные структуры находятся в Ростове", - говорит Сергей Маркедонов.
По мнению аналитика Войцеха Гурецки, новый федеральный округ, образованный 19 января этого года указом президента Медведева, - это и есть "проявление новой тактики Москвы по отношению к Северному Кавказу".
"Можно охарактеризовать эту новую тактику, если она на самом деле есть, как экономический рост вместе с силовым методом управления регионом. Свидетельство тому - два очень важных заявления ведущих политиков РФ: во-первых, президента Дмитрия Медведева, который 24 января в беседе с журналистами заявил, что Кавказу нужен не диктатор, а менеджер. И еще он сказал, что время генерал-губернаторов прошло. А днем раньше, 23 числа, премьер-министр РФ Владимир Путин, тоже говоря на эту тему во время заседания с главами регионов нового федерального округа, высказывался подобным же образом и подчеркнул, что одной из самых главных задач нового полпреда округа Хлопонина будет поддержка НПО", - заявил в ходе той же дискуссии Войцех Гурецки.
По его мнению, в этих заявлениях говорилось, что задача нового федерального округа и нового полпреда - это экономический подъем региона, борьба с экономическими проблемами, подъем социально-экономических показателей до среднероссийского уровня, привлечение иностранных и отечественных инвестиций, развитие туризма и так далее.
"Говоря о проблемах Кавказа, любопытно, что они, в первую очередь, подчеркивали именно социально-экономические проблемы, и только потом высказывалось, что в регионе есть проблемы, связанные с преступностью и надо продолжать вести борьбу с терроризмом. То есть то, что раньше занимало первое место, сейчас как бы отошло немного в сторону", - отметил польский аналитик.
По его мнению, власти России признали провал прежней политики на Кавказе. "За последние 20 лет политика федерального центра носила по отношению к этому региону чисто реакционный характер. Власти реагировали на события, но не предлагали никакой общей концепции, общего подхода к позитивным предложениям для региона с перспективой хотя бы на пару лет", - сказал Гурецки.
"Конечно, были разные этапы в этой политике. Во время правления Бориса Ельцина там, можно сказать, было больше пряника, а во время Путина - больше кнута, но все равно отсутствовала концепция - что делать с этим регионом", - считает Войцех Гурецки.
По его мнению, нынешнее образование нового федерального округа, возможно, и есть попытка начать планомерную работу, больше развивая экономику и поднимая уровень жизни, чтобы такой подход позволил решить кавказские проблемы.
"Также можно сказать, что цель образования этого нового округа - это осуществление контроля над президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, который является очень самостоятельным политиком. И, по моей оценке, у него больше независимости, чем у Масхадова и Дудаева вместе взятых", - считает польский аналитик.
Во-первых, по его словам, Кадыров контролирует прочно всю территорию Чечни, что не удавалось ни Дудаеву, ни Масхадову. "Он с согласия федерального центра, можно сказать, уничтожил внутреннюю оппозицию. Конечно, благодаря ему в республике сохраняется определенный уровень стабильности, но в то же время можно сказать, что до какой-то степени Москва является заложником Рамзана Кадырова. Хотя и Кадыров тоже является заложником Москвы. Эта ситуация создает определенные проблемы. Но я думаю, что легче все-таки контролировать Рамзана Кадырова из Пятигорска, чем из Ростова-на-Дону, где находится центр ЮФО", - говорит Войцех Гурецки.
По его словам, немаловажным фактором образования нового федерального округа являлся также и" психологический момент", связанный с предстоящими в 2014 году в Сочи зимними Олимпийскими играми.
"И сейчас Сочи находятся в другом федеральном округе, в отдельности от самых "опальных" республик Северного Кавказа. И можно сказать, что Сочи - это не Кавказ, что это другой федеральный округ. И если будут вопросы насчет безопасности Олимпийских игр, можно всегда ответить, что это другой федеральный округ", - заявил Войцех Гурецки.
Сергей Маркедонов его поправил, заявив, что на самом деле СКФО уже создавался ранее.
"Войцех был не по-польски оптимистичен в отношении СКФО. Одна маленькая поправка – Северо-Кавказский округ не создан, это не истеблишмент, это реистеблишмент. Потому что 13 мая 2000 года указом 849 Владимира Путина уже создавался такой Северо-Кавказский округ в составе 13 субъектов. Это просто было наложение Северокавказского военного округа на СКФО. Потом СКФО убрали из названия, поскольку звучит неблагоприятно - там Чечня всякая, правозащитники лезут - и назвали "югом России", - говорит политолог.
Он отмечает, что сейчас СКФО воссоздали в новых границах. "Но концептуального осмысления, на мой взгляд, от этого не прибавилось. Потому что то, что сейчас говорит Хлопонин, во-первых, выдается за новшество. Дескать, это новая экономическая политика, экономический менеджер пришел. Но знаете, ассоциация "Северный Кавказ" была создана еще указом президента Ельцина в ноябре 1991 года", - рассказал Сергей Маркедонов.
"Почитайте на сайте ассоциации "Северный Кавказ". Все то, о чем сейчас говорит Хлопонин, ассоциация уже предложила. Ничего не получилось. Не потому, что плохая ассоциация, или будет плохим Хлопонин - проблемы не те. Неактуальными задачами занимается человек", - заявил политолог.
По его мнению, у нового полпреда Хлопонина и нового федерального округа появится больше проблем, чем возможностей.
"У южной таможни нет ресурсов, чтобы открыть новые пункты - создать Северокавказскую таможню. Это создает серьезные проблемы - и логистические, и управленческие. Кроме этого, двухглавое подчинение Хлопонина аппарату кабинета министров и одновременно аппарату президента - это сложнейшая проблема", - уверен Маркедонов.
"Чтобы там нам ни говорили по телевизору про двух участников тандема, но это же два аппарата, понимаете? Кому первым занес доклад, кому первым принес, так сказать, ревность идет и так далее, что делает функционально человека, в общем-то, не очень эффективным", - считает Сергей Маркедонов.
По его мнению, также возникают проблемы с тем, что в СКФО не попала Адыгея. "Замечательно, но проблемы-то Адыгеи все равно на Кавказе останутся. Кстати, одной из серьезных проблем пятидневной войны 2008 года в Южной Осетии стал серьезный подъем адыгского движения, которое до 2008 года было в весьма спящем состоянии", - отметил политолог.
Он добавил, что не считает, что это прямое последствие признания Абхазии, но косвенно это оказало влияние. "И мы видим выходцев из Абхазии, которые появляются на различных акциях, которые проходят в Карачаево-Черкесии, и выходцев с Майкопа тоже. И от того, что они не входят в СКФО, они не перестанут участвовать в этих акциях. Проблемы-то останутся. Поэтому в плане компоновки округа здесь возникает больше вопросов", - заявил Сергей Маркедонов на прошедшей в Москве дискуссии, в которой принимал участие и корреспондент "Кавказского узла".
Напомним, что руководство регионов, вошедших в новый федеральный округ, одобрило идею президента РФ. Общественность субъектов СКФО, между тем, отнеслась к созданию нового федерального округа неоднозначно. Так, общественная организация "Адыгэ Хасэ" 20 января приняла решение провести акции протеста. Члены организации намерены добиваться вхождения в СКФО Республики Адыгея и Краснодарского края, так как эти регионы, по словам представителей организации, расположены на исторических черкесских землях.
Расширенная дискуссия "Конфликты на Кавказе", входящая в цикл дискуссий "Война и мир", состоялась 16 марта в Москве в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. В дискуссии с начальным словом выступили правозащитница, председатель Комитета "Гражданское содействие", член совета Правозащитного центра "Мемориал", Совета по правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина, аналитик, специалист по странам Северного и Южного Кавказа, автор книги "Планета Кавказ" (Польша) Войцех Гурецки, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, политолог, заместитель директора Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Виктор Митин.
Основными дискуссионными вопросами на встрече были обозначены: "Вооруженные конфликты на Кавказе за последние 2 десятка лет", "Северный и Южный Кавказ, территория без войны и мира?" и "Перспективы Северокавказского федерального округа".
источник: корреспондент "Кавказского узла"