Преследования Свидетелей Иеговы в России: Реабилитированные снова подвергаются репрессиям
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление неправительственных и правозащитных организаций России
Мы, представители гражданских организаций, поддерживая инициативу международной правозащитной сети в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих, выражаем глубокую обеспокоенность нарушениями прав религиозных общин Свидетелей Иеговы в Российской Федерации.
Обращение международной сети к этой проблеме объясняется, в том числе, тем, что именно Свидетели Иеговы были и остаются самыми последовательными отказниками от военной службы и составляют значительную часть альтернативнослужащих в тех странах бывшего СССР, где альтернативная гражданская служба (АГС) существует. Там же, где АГС еще нет, или где она мало отличается от военной, Свидетели Иеговы следуют своему учению вплоть до уголовного преследования и тюремного заключения.
Существенные ограничения вероисповедной свободы Свидетелей Иеговы, равно как и ряда других "нетитульных" религиозных сообществ, происходят в настоящее время не только в России, но и в Азербайджане, Армении, Беларуси, других государствах региона. В Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане деятельность Свидетелей Иеговы запрещена. Отказ от службы в армии используется при этом как одно из обоснований государственной борьбы с ними.
Защита верующих от противоправных преследований (пусть даже узаконенных и санкционированных небеспристрастным судом) актуальна всюду, где бы таковые ни происходили. Но сегодня мы считаем делом первостепенной важности обратить особое внимание на положение Свидетелей Иеговы в России, где сейчас складывается ситуация, переходящая из стадии многочисленных нарушений конституционных прав и свобод верующих этой конфессии в стадию настоящих гонений.
Основанием преследований Свидетелей Иеговы, придающим действиям российских властей видимость законности, стало обвинение в экстремистской деятельности, базирующееся исключительно на отнесении правоохранительными органами распространяемой Свидетелями религиозной литературы (журналов "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!") к экстремистским материалам. Признание материалов экстремистскими основывается на недобросовестных, "заказных" экспертизах, проводимых отобранными прокуратурой экспертами.
"Экстремистскими" объявляются утверждение Свидетелями Иеговы превосходства своей религии, критика ими других конфессий, наличие в текстах негативных оценок православных и иных священнослужителей. Свойственное всем аврамистическим религиям (иудаизму, христианству, исламу) утверждение своей исключительной истинности трактуется прокуратурой и судом как разжигание религиозной ненависти и вражды, пропаганда религиозного превосходства, оскорбление чувств верующих (что по Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" представляет собой признаки экстремизма).
Признание экстремистами превращает десятки тысяч верующих в преступников, подпадающих под статьи 280 и 282-2 УК РФ (этими статьями караются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и участие в деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о признании его экстремистским). Такие решения уже принимаются судами, одно вступило в законную силу. Уголовное преследование за веру в любой день может стать реальностью.
11 сентября 2009 года Ростовский областной суд по заявлению прокуратуры признал экстремистской религиозную организацию Свидетелей Иеговы в Таганроге и запретил ее деятельность. Экстремистскими признаны 34 наименования духовной литературы, изъятой в общине. 8 декабря 2009 года это решение было утверждено Верховным Судом РФ и вступило в законную силу.
Экстремистскими признаны такие тексты: "Ложные религии, в том числе и христианский мир, уже давно поддерживают недозволенные отношения с "царями земными", но это приведет к разорению ложной религии. […] Вот уже не одно десятилетие мы призываем людей выйти из ложной религии и принять истинное поклонение (Откровение 18: 4, 5)" ("Сторожевая башня", май 1999 года).
Вывод эксперта, положенный в основу судебного решения: "Создан негативный образ традиционного христианства, сформулирована мысль о необходимости дистанцироваться от этой религии, как и других религий, отличающихся от учения Свидетелей Иеговы. Следовательно, в тексте содержится пропаганда превосходства учения Свидетелей Иеговы и неполноценности иных религий".
Аналогичные процессы с подачи прокуратуры разворачиваются по всей стране.
Так, Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 1 октября 2009 года принято решение об отнесении к экстремистским еще 18-ти материалов Свидетелей Иеговы. Данное решение оспорено и на момент написания настоящего заявления не вступило в законную силу.
23 декабря 2009 года Теучежская районная прокуратура города Адыгейска Республики Адыгея по результатам проверки местной религиозной организации Свидетелей вынесла 11 предостережений о недопустимости экстремистской деятельности. Все предостережения относятся только к фактам распространения изданий, признанных экстремистскими Ростовским облсудом. Никаких иных "экстремистских" действий общине не вменяется.
28 декабря 2009 года аналогичное предостережение вынесено прокуратурой Архангельской области. Опять-таки весь обнаруженный "экстремизм" - изъятая у верующих религиозная литература, легально распространяемая по всему миру в демократических странах на 180 языках ежемесячным тиражом более 76 миллионов экземпляров.
Считаем необходимым особо отметить фигурирующее в решении по Таганрогскому делу обвинение Свидетелей Иеговы в побуждении членов организации к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Такие действия не отнесены к экстремистским, но влекут согласно статье 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" ликвидацию религиозной организации и запрет ее деятельности.
По мнению суда, доказательством "побуждения" служит уклонение одного из верующих от прохождения альтернативной гражданской службы. При этом сотни Свидетелей Иеговы, ежегодно направляемых на АГС, в том числе, из Ростовской области, безотказно служили и служат, не взирая на тяготы и низкую заработную плату.
Случаи отказа от прохождения АГС действительно есть, но они обусловлены несовершенством Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", допускающего ее прохождение в организациях военной подведомственности. Свидетели Иеговы, направленные на военные заводы, пусть даже в подразделения, не связанные с оборонным производством, принимают решение, следуя голосу совести. Они не отказываются от АГС, но требуют подлинно гражданской службы, а не ее профанации (тем более что закон не запрещает учитывать волеизъявление направляемого на АГС гражданина в пределах утвержденного перечня мест прохождения службы).
Помимо судебного и прокурорского Свидетели Иеговы испытывают жесткое давление региональных и местных органов исполнительной власти. В нарушение статьи 28 Конституции России, гарантирующей право каждого исповедовать свою религию, включая право распространять вероучение и действовать в соответствии с ним, власти препятствуют верующим в проповедническом служении, проведении конгрессов, вынуждают арендодателей расторгать с общинами арендные договоры, изымают выделенную раньше для строительства землю, угнетают бесчисленными проверками, устраивают облавы и прерывают собрания. Такие действия властей с позиций международного антидискриминационного права могут быть квалифицированы как унижающее достоинство обращение, так как создают вокруг "неугодного" верующего угрожающую, враждебную, унижающую, оскорбительную или запугивающую атмосферу.
Утверждение Верховным Судом РФ решения о ликвидации таганрогской организации перевело расправу со Свидетелями на новый уровень. Теперь их можно законно задерживать – не только в Ростовской области, но и по всей стране – за распространение "экстремистских материалов". Сообщения о таких фактах уже поступают. Например, 8 января 2010 года в городе Почеп Брянской области двое верующих были задержаны и доставлены в ОВД за "незаконную проповедь" и "распространение экстремистской литературы".
Свидетели Иеговы были жертвами преступного государственного насилия и в гитлеровской Германии, и в СССР. Тысячи семей советское государство подвергло ссылке в Сибирь и Казахстан, множество верующих было арестовано и прошло через лагеря за принадлежность к "изуверской антисоветской секте". После принятия в 1991 году Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Свидетели Иеговы были реабилитированы. Закон объявил судебные и внесудебные преследования Свидетелей Иеговы произволом тоталитарного государства.
Тот Закон не отменен. Но верующих, среди которых многие имеют удостоверение реабилитированных, вновь тащат в суд. Только устаревшее слово "антисоветская", которым была заклеймена их вера, заменено современным "экстремистская".
Российские правозащитные организации приложили немало усилий для принятия Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", для улучшения условий ее прохождения и правового просвещения призывников. Сегодня, когда срок АГС составляет 21 месяц, все больше молодых людей выбирает гражданскую службу по убеждениям, не связанным с религией. Но до 2007 года, пока срок АГС был самым продолжительным в мире – 42 месяца, правозащитники не считали себя вправе рекомендовать такую альтернативу, бывшую скорее наказанием за отказ от военной службы.
Свидетели Иеговы не побоялись такого срока.
Граждане России должны быть благодарны им, выдержавшим и вытянувшим на себе первый, самый тяжелый период становления АГС в России.
Мы призываем все ветви и уровни российской власти увидеть, сколь безобразно и кощунственно после всего пережитого Свидетелями Иеговы в ХХ веке вновь разворачивать против них религиозные гонения.
Обращаемся к Президенту России с призывом использовать имеющиеся у него правовые и политические возможности для прекращения расправы над верующими гражданами России, выступить гарантом их религиозной свободы.
Обращаемся к Генеральному прокурору РФ с призывом остановить превращение подчиненного ему ведомства в духовную инквизицию, признать приоритет прав и свобод человека и внести надзорные представления на заведомо неправосудные судебные решения, запрещающие людям совместно изучать Библию без санкции более влиятельных огосударствленных конфессий.
Обращаемся к Уполномоченному по правам человека в РФ, Общественной палате РФ, Совету при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с призывом приложить усилия к прекращению государственной травли религиозных меньшинств.
20 января 2010 года
Лев Левинсон, эксперт Института прав человека, заведующий Библиотекой правозащитной литературы, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ (Москва)
Елена Тонкачева, председатель правления Фонда развития правовых технологий (Киев, Украина)
Ольга Смолянко, директор Просветительского учреждения "Центр правовой трансформации" (Минск, Беларусь)
Алекс Постика, директор Ассоциации "Promo-LEX" (Кишинев, Молдова)
Эльдар Зейналов, директор Правозащитного центра Азербайджана (Баку, Азербайджан)
Дилафруз Самадова, Ассоциация Молодых Юристов "Ампаро" (Душанбе, Таджикистан)
Хуршеда Рахимова, Ассоциация Молодых Юристов "Ампаро" (Душанбе, Таджикистан)
Арсений Рогинский, председатель Правления Международного Историко-Просветительского, Правозащитного и Благотворительного общества "Мемориал" (Москва)
Сергей Кривенко, член Правления Международного Историко-Просветительского, Правозащитного и Благотворительного общества "Мемориал", член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Москва)
Светлана Ганнушкина, председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", член Правления Международного Историко-Просветительского, Правозащитного и Благотворительного общества "Мемориал" (Москва)
Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" (Москва)
Елизавета Джирикова, директор Гуманитарно-благотворительного центра "Сострадание", член Международного совета центров реабилитации жертв пыток, член Правления Региональной общественной организации "Московский Мемориал" (Москва)
Людмила Вахнина, член Совета Правозащитного центра "Мемориал" (Москва)
Владимир Шнитке, председатель Санкт-Петербургского отделения общества "Мемориал"
Александр Калих, председатель Пермского краевого отделения Международного общества "Мемориал"
Ирина Кизилова, руководитель общественной правозащитной приемной Пермского Молодежного "Мемориала"
Игорь Сажин, председатель Коми правозащитной комиссии "Мемориал" (Сыктывкар)
Вячеслав Битюцкий, председатель Воронежской городской общественной историко-просветительской организации "Мемориал"
Анна Пастухова, руководитель Городской общественной организации "Екатеринбургское общество "Мемориал"
Елена Макей, эксперт Городской общественной организации "Екатеринбургское общество "Мемориал"
Виктор Кучериненко, член Правления Международного Историко-Просветительского, Правозащитного и Благотворительского общества "Мемориал" (Москва)
Ольга Смоленчук, заместитель председателя Совета Хибинского общества "Мемориал" (Апатиты, Мурманская область)
Лидия Графова, журналист-правозащитник (Москва)
Юрий Джибладзе, президент Автономной некоммерческой организации "Центр развития демократии и прав человека", член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Москва)
Андрей Калих, координатор программ Автономной некоммерческой организации "Центр развития демократии и прав человека" (Москва)
Александр Верховский, директор Информационно-аналитического центра "Сова" (Москва)
Галина Кожевникова, заместитель директора Информационно-аналитического центра "Сова" (Москва)
Герман Алеткин, директор Центра миротворческих и правозащитных действий (Казань)
Элла Полякова, председатель Региональной общественной правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга"
Татьяна Михайлова, председатель Комитета солдатских матерей Орловской области (Ливны)
Нина Терехова, председатель Костромской областной общественной организации "Комитет солдатских матерей"
Валентина Старовойтова, председатель Орловской региональной общественной организации "Совет солдатских матерей"
Татьяна Котляр, депутат Законодательного Собрания Калужской области (Обнинск)
Александр Никитин, председатель Саратовского правозащитного центра "Солидарность"
Ольга Гнездилова, адвокат, правовой советник Межрегиональной правозащитной группы (Воронеж)
Наталья Караваева, директор Регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан (Уфа)
Эмма Фельдштейн, директор региональной общественной организации "Дзержинский правозащитный центр Нижегородской области"
Татьяна Харук, консультант региональной общественной организации "Дзержинский правозащитный центр Нижегородской области"
Василий Адрианов, правозащитник (Калининград)
Кирилл Шулика, ответственный секретарь общественного объединения МГО СПС (Москва)
Алексей Козлов, директор Благотворительного Фонда "За экологическую и социальную справедливость", член исполнительного комитета Европейской Федерации Зеленых (Воронеж)
Наталья Звягина, Межрегиональный общественный фонд "Голос" (Воронеж)
Нина Таганкина, исполнительный директор Московской Хельсинкской группы (Москва)
Владимир Ойвин, заместитель председателя правления Общественного фонда "Гласность" (Москва)
Наталья Гусева, председатель Совета Златоустовской городской женской общественной организации "Гражданская инициатива"
Артур Сакунц, президент Ванадзорского офиса Хельсинкской Гражданской Ассамблеи (Ванадзор, Армения)
Уча Нануашвили, директор Правозащитного центра Грузии (Тбилиси, Грузия)
Представители общественных организаций могут присоединиться к заявлению, направив сообщение по адресу levlev@yandex.ru с указанием имени, должности и организации.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38