Дагестан в ожидании нового президента: напряжение растет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ситуация вокруг назначения нового президента Дагестана, кандидатура которого должна быть представлена Дмитрием Медведевым в Народное Собрание республики до 21 января, продолжает накаляться. Напряжение в обществе поддерживается предоставляемой СМИ противоречивой информацией о кандидатах, а эксперты расходятся в интерпретациях происходящего.
Срок полномочий 69-летнего президента Дагестана Муху Алиева заканчивается 20 февраля 2010 года (Парламент Дагестана утвердил Муху Алиева в должности президента республики по представлению президента РФ В.Путина 20 февраля 2006 г.). 19 декабря 2009 года единороссы предложили президенту список претендентов, в который, кроме Алиева, вошли зампред правительства республики Магомед Абдуллаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Магомедсалам Магомедов (сын экс-главы республики Магомедали Магомедова) и руководитель управления Федерального казначейства по республике Сайгидгусейн Магомедов.
Источник: фаворит Кремля - юрист Абдуллаев
В средствах массовой информации в преддверии объявления фамилии нового главы Дагестана появляется все больше "острых", иногда провокационных публикаций. В частности, скандальные материалы о кандидате на пост главы Дагестана Магомедсалама Магомедова и депутате Госдумы Хизри Шихсаидова были размещены на официальном сайте республики РИА "Дагестан". А 14 января появился материал "Хунзахский гамбит", опубликованный на сайте "АПН Северо-Запад". В нем говорилось о том, что, "чтобы сохранить контроль над Дагестаном, родственники Муху Алиева собрали 30 миллионов долларов". При этом текст был доступен с 12 часов дня до вечера, а потом был удален.
Газета "Ведомости" сегодня опубликовала материал "Ставка на юриста", где анализирует встречу президента России Дмитрия Медведева с президентом Дагестана Муху Алиевым 11 января. По официальной версии, на встрече обсуждалась социально-экономическая ситуация в регионе, но источники в руководстве республики и "Единой России" заявляют, что разговор шел и о выборе главы республики. Пресс-секретарь президента Дагестана Расул Хайбуллаев отметил, что Алиев остался доволен встречей с президентом.
Источник, близкий к замруководителя администрации президента Владиславу Суркову, рассказал изданию, что федеральные власти не хотят видеть во главе республики Алиева и Магомеда Магомедова, представляющих один клан ("хунзахский": оба из села Хунзах), а фаворитом Кремля является 48-летний Абдуллаев, выпускник юрфака Дагестанского госуниверситета, в 1998-2000 годов, преподававший теорию права и государства в Санкт-Петербургском университете МВД. Он был назначен в правительство Дагестана в 2009 году с подачи Медведева и быстро сделал карьеру: стал советником президента, затем вице-премьером. По данным единоросса, Абдулаев учился в аспирантуре СПбГУ, когда Медведев там преподавал.
По данным газеты, федеральную власть якобы не устраивает неумение Алиева консолидировать местные группы влияния. Кроме того, источник в "Единой России" рассказал, что к обсуждению вопроса президентства в Дагестане привлечен член Совета Федерации, владелец компании "Нафта-Москва" Сулейман Керимов. В январе в Сочи с ним встретился Медведев, и Керимов сказал, что поддержит всех кандидатов, кроме Алиева и Магомеда Магомедова, отмечает газета. В свою очередь, представитель Керимова отрицает факт такой встречи. По его словам, Керимов не участвует в политической жизни республики, являясь лишь инвестором.
Гончаренко: "Всех устроить в Дагестане невозможно - слишком много групп влияния"
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко в своем комментарии на сайте "Актуальных комментариев" отмечает, что "этот выбор не исключен", но не гарантирован. "Логика смены власти в Дагестане может быть связана с тем, что очень ухудшилась ситуация в сфере безопасности за последний год, - подчеркивает она. - Число терактов там возросло процентов на 30, что является весьма негативным показателем для действующей администрации. Даже то, что Муху Алиев стремился показать успехи в социально-экономическом развитии республики, не компенсирует высокий уровень преступности. Плюс Алиев - кандидат возрастной. Несмотря на то, что 70 лет для Дагестана не так много, есть курс на омоложение кадров".
Успехи в социально-экономическом развитии не компенсируют высокий уровень преступности
"Что касается Абдуллаева, то его назначение вполне возможно, - предполагает Гончаренко. - С одной стороны, человек молодой, с другой стороны, работает на правительство, поэтому знает ситуацию. В этом смысле я не стала бы говорить о преемственности, но человек в любом случае включен в состав действующей элиты, а это все-таки снижает вероятность многих конфликтов. С точки зрения поддержания стабильности (у Центра это приоритет основной), Абдуллаев вполне подходящая кандидатура. Возможно, даже снизится конфликтность, потому что она возрастает именно в условиях кадровой неопределенности".
"При этом всех устроить в Дагестане невозможно, т.к. слишком много групп влияния. Однако в целом Абдуллаев вписан в текущую расстановку сил, поэтому возможная смена власти не должна повлечь дестабилизацию внутри элит, - говорит эксперт. - В этом смысле такой выбор оправдан".
Кисриев: "Москве не надо было устраивать этот "конкурс красоты" кандидатов в президенты"
Между тем, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев скептически оценивает информацию о преимуществе Абдуллаева и способность Кремля управлять ситуацией в Дагестане вообще. "На основании статьи в "Ведомостях" говорить о том, что Кремль окончательно разочаровался в нынешнем руководителе Дагестана, думаю, рано. Хотя к нему у Кремля действительно немало претензий, - отметил он. - Это связано, прежде всего, с заблуждением, что один человек, даже с хорошими профессиональными качествами, может решить системные проблемы Дагестана".
Кисриев не отрицает, что при всех претензиях к Алиеву его президентство на фоне предшественника Магомедали Магомедова выглядит прогрессивным. "Финансовая дисциплина, дисциплина чиновничьего аппарата значительно возросли. Правда, при этом возникли дополнительные проблемы: частая смена руководителей. И это были не те люди, что при прежней власти добивались своих постов с помощью денег, мускулов и стволов. Стали приходить люди, про которых президент решил, что они достаточно компетентны. Однако оказалось, что в нынешних процессах компетентности недостаточно. И это не вина Муху Алиева, а его беда", - говорит эксперт.
При этом Энвер Кисриев высказал мнение, что "нет такого политического фактора - Москва". "Есть какие-то закрытые группы, которые решают свои собственные корыстные задачи. И им удается влиять на мнение высших руководителей страны. Если Сулейман Керимов, являясь очень богатым человеком, может так манипулировать ситуацией... Это просто потрясает - если так решаются государственные дела такого масштабного характера!", - заявил он.
Теперь, кого бы ни назначили, обиды, нанесенные в ходе этой так называемой предвыборной борьбы, аукнутся для будущего президента
"Москве не надо было устраивать это шоу, этот "конкурс красоты" кандидатов в президенты. В результате так разошлась дагестанская стихия, начались взрывы, и теперь, кого бы ни назначили, обиды, нанесенные в ходе этой так называемой предвыборной борьбы, потом аукнутся для будущего президента", - уверен эксперт.
"Я думаю, что надо ставить человека, наиболее независимого от местных кланов. Скажем, Муху Алиев являлся совершенно автономной фигурой в этой клановой конструкции. Именно поэтому он добился определенного успеха. Но именно поэтому сейчас его и можно пинать со всех сторон - потому что за ним никто не стоит, - продолжает он. - Должна быть адекватная поддержка со стороны центра. Но если руководство республиканского МВД, ФСБ, прокуратуры назначается из Москвы, то почему оно там попадает в карман того или другого клана через месяц после назначения? Не стоит ли именно этим заинтересоваться центру?".
Кисриев отметил, что Алиеву удавалось быть компромиссной фигурой, и возможность найти человека, который бы временно устроил всех, сейчас нет, так как "идет слишком жесткая борьба кланов и групп". "Я бы их назвал субэтническими. Внутри аварского народа много очень сильных кланов, и сейчас самую сильную оппозицию аварцу Алиеву составляют именно аварские кланы. А Муху Алиев не представляет из себя ту жестокую и нелегитимную силу, которой обладают очень многие в Дагестане", - заявил эксперт в эфире "Радио Свобода".
Сухов: "В предложенном списке более адекватного кандидата, чем Алиев, нет"
Споры относительно преимуществ и "промахов" действующего президента Дагестана эксперты ведут уже давно.
В ноябре 2009 года перед жителями Дагестана - участниками опроса информационно-аналитического агентства "Мониторинг" был поставлен вопрос: "Как вы оцениваете деятельность Муху Алиева на посту Президента Дагестана?". Деятельность Президента Дагестана положительно оценили 54% респондентов, отрицательно - 25%, затруднились ответить или воздержались от ответа - 21 % опрошенных. Эти ответы инициаторы опроса сочли рейтингом нынешнего президента. И объяснили этот высокий рейтинг тем, что "многие респонденты видят разницу между состоянием общественно-политической и экономической ситуации и конкретными личными и профессиональными качествами главы республики", пишет "Дагестанская правда".
В то же время, по мнению обозревателя "Времени новостей" Ивана Сухова, поверить в какие-либо рейтинги на Северном Кавказе практически невозможно. "Люди привыкли лукавить, отвечая на какие-то вопросы, в последние несколько лет. Но в целом понятно, что, скорее всего, этот опрос заказывался и проводился администрацией Алиева. И, возможно, были сделаны преувеличения в сторону доброго отношения населения Дагестана к президенту", - сказал он.
"Стоит обратить внимание на списки кандидатов, которые были предложены "Единой Россией" на рассмотрение Дмитрию Медведеву, - добавляет он. - Более адекватного кандидата, чем Алиев, нет. Поэтому, если бы вопрос был построен по-другому, например, за кого бы вы проголосовали из этой пятерки, то, думаю, было бы не такое красивое большинство, но первое место Алиев точно бы занял".
Руководитель махачкалинской радиостанции "Эхо Москвы" Зубайру Зубайруев не согласился с цифрами опроса и назвал их нереальными. "Я считаю, что этот соцопрос либо грубая фальсификация, либо глупость", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла". Он считает, что ни 54, ни даже 30 процентов населения не могут быть удовлетворены деятельностью Алиева на посту президента.
Макаркин: "Абдуллаев - креатура Кремля, а у С.Магомедова - хорошая поддержка силовиков"
Помимо действующего главы республики Муху Алиева в списке предложенных Медведеву кандидатов еще четыре человека. За исключением депутата Народного собрания Дагестана Магомедсалама Магомедова (даргинец, сын бывшего главы республики Магомедали Магомедова), все остальные - аварцы. Именно по причине национальности, как считают в республике, у Магомедова-младшего почти нет шансов - его отец бессменно руководил республикой больше 15 лет, и аварцы вправе взять реванш. "Техническим" кандидатом считается и советник спикера Совета Федерации, предприниматель Магомед Магомедов, пишет РБК daily.
Основные претенденты на кресло, как считают эксперты, это вице-премьер Дагестана Магомед Абдуллаев и руководитель республиканского управления Федерального казначейства Сайгидгусейн Магомедов. "Первый считается креатурой Кремля - он пришел в республику из Москвы осенью 2009-го, до этого возглавлял кафедру правового обеспечения Госуниверситета управления, - рассказывает гендиректор Центра политических технологий Алексей Макаркин. - У второго хорошая поддержка силовиков. А ввиду последних событий это немаловажно".
Позиции Муху Алиева при этом существенно ослаблены последним терактом (6 января террорист-смертник взорвался у въезда на территорию базы ГИБДД, в результате чего погибли пятеро милиционеров, ранены более 20 человек) и прошлогодним демаршем против назначения главой республиканской Федеральной налоговой службы ставленника Москвы Владимира Радченко. "Алиев назначался как лояльная Кремлю фигура, - считает Макаркин. - Но после того, как Радченко под прицелами автоматов вынужден был ретироваться из республики, возникли очень большие сомнения в лояльности Алиева. Если ему и удастся сохранить пост, то ценой очень больших уступок. Ему придется выделить квоту в республиканской власти и для федерального центра. Что, в свою очередь, существенно ослабит его и без того несильные позиции в местных элитах".
Также политические позиции нынешнего президента Дагестана ослабили и скандальные выборы в Дербенте, и убийство министра внутренних дел Адильгерея Магомедтагирова. Такое мнение ранее высказал обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов. "Адильгерей Магомедтагиров, как никто, знал ситуацию в регионе, несмотря на то, что в его адрес постоянно раздавались критические заявления. Главная претензия, которая выдвигалась по отношению к дагестанской милиции - это излишнее давление на фундаменталистов, не признающих авторитета официального муфтията. Считалось, что Магомедтагиров тем, что оказывает излишнее давление на этот сегмент, выталкивает дагестанскую молодежь в область радикализма, способствует тому, чтобы молодые люди пополняли ряды боевиков, - говорит Сухов. - Я могу сказать, что у него была своя точка зрения на этот вопрос. Он считал, что все, что делает дагестанская милиция для профилактики экстремизма, это правильный и единственно возможный выход из положения".
Алиев: "Прежде всего, у оппозиции должна быть позиция"
Кроме того, против Алиева играет возраст - в августе ему исполнится 70 лет, и четыре года назад он заявлял, что приходит на один срок. Однако, по словам источника издания в правительстве Дагестана, Алиев очень рассчитывает сохранить пост.
Ранее он и сам объявлял, что не желает уходить с поста руководителя республики. В интервью газете "Коммерсант" Алиев заявил, что "ситуацию в Дагестане раскачивают люди из Москвы". По его мнению, в дестабилизации обстановки, в частности, заинтересованы "богатые люди, дагестанцы".
"Они хотят или сами прийти к власти, или иметь здесь марионетку, которой они могут управлять. Им все равно, с чего начать - с Дербента, Хасавюрта, Махачкалы. Они мобилизуют прессу, подкупают федеральных чиновников, раздают деньги на местах, запугивают людей, но у них ничего не получается", - цитирует Алиева "Новый регион".
Накануне нового года в интервью газете "Время новостей" Алиева спросили о том, чего добиваются его противники, оппозиция, которая "последние несколько месяцев в Дагестане как никогда активна". Алиев ответил: "Прежде всего, у оппозиции должна быть позиция: например, альтернативная программа экономического развития. А у нас "оппозицией" называют людей, которые, накопив денег, рвутся во власть, критикуя нынешнюю. При этом конструктивных решений не предлагают".
"Многие сегодняшние проблемы - это ответ на наше противодействие клановости, назначениям по признаку родства, торговле должностями. Если так, такая "оппозиция" делает честь власти", - заявил Алиев.
В интервью "Кавказскому узлу" в 2009 году Муху Алиев заявил, что "оппозиции в общепринятом смысле этого слова в республике нет". "Не считаю, что это хорошо. Но это факт, - подчеркнул он. То есть, нет каких-то политических сил, организаций, оппонирующих действующей власти с какой-то четкой своей позицией, программой и т.д. Если, конечно, оппозицией не считать какую-то брань, беспредметную демагогию. Это есть в некоторых коммерческих СМИ, за которыми стоят отстраненные от работы люди. В таком же плане, к сожалению, временами выступают и отдельные российские СМИ".
"Оценивать работу руководителей регионов надо не по демагогическим высказываниям отдельных людей и заказным статьям в СМИ или телепередачам, а по объективным данным, демонстрирующим куда идут дела - улучшаются или ухудшаются", - подчеркнул Алиев в интервью "Кавказскому узлу".
Отметим, что в период президентства Дмитрия Медведева уже есть прецедент выдвижения на пост президента северо-кавказской республики профессора-юриста - Бориса Эбзеева, возглавившего Карачаево-Черкесию. Правда, Эбзеев и ранее был значительно больше известен в своей республики как фигура федерального уровня - многолетний член Конституционного суда, уточняет "Политком".
Между тем, скоро придется принимать решение и о продлении полномочий главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова, пишет "Новая газета", напоминая также, что "в Ингушетии замену очевидно не справлявшемуся Мурату Зязикову нашли лишь почти спустя год после принятия решения о его смене".
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08