Президент Дагестана встретился с участниками круглого стола "Мир Кавказу"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера, 26 октября, президент Дагестана Муху Алиев провел встречу с организаторами и участниками круглого стола, который прошел в Махачкале в рамках проекта "Мир Кавказу".
Как сообщал "Кавказский узел", региональная общественная организация "Центр стратегических исследований религий и политики современного мира" совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести организовала в Дагестане проект "Мир Кавказу", целью которого является создание дискуссионной площадки для выстраивания общественного диалога на Северном Кавказе.
С 23 по 26 октября в городах Дербент, Буйнакск, Хасавюрт и Махачкала прошла серия круглых столов, на которых были обсуждены ключевые и наиболее острые вопросы для выработки стратегии взаимодействия власти с молодежью и религиозными общинами.
На встрече с главой Дагестана присутствовали инициатор проекта, телеведущий Первого канала, член Общественной Палаты РФ Максимом Шевченко, главный редактор Интернет-СМИ "Кавказский узел" Григорий Шведов, эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, секретарь комиссии по межнациональным отношениям Общественной Палаты РФ Алексей Ситников.
"Цикл площадок называется "Мир Кавказу", потому что их задачей является создание общественной дискуссии, в рамках которой люди различных политических, религиозных взглядов могли бы высказывать свое видение ситуации, слышать друг друга. Когда человек слышит другого человека, то поневоле начинает свое видение мира согласовывать с видением мира окружающих. Это приводит, если не к гражданскому согласию, то, по крайней мере, к возможности дальнейшей социальной кооперации. Люди начинают понимать, что они являются не только носителями эпитетов, которые они присваивают друг другу (ваххабит, салафит, тарикатист, бюрократ и т.д.), но и людьми, которые живут и работают в одной республике, в одном государстве", - сказал инициатор проекта Максим Шевченко.
"Эти дискуссионные открытые площадки проводят каким-то образом инвентаризацию и капитализацию человеческого ресурса, которым Дагестан богат невероятно. Такой правильной дискуссионной речи, правильно выстроенного методологического понимания ситуации, как здесь, я мало в каком регионе могу встретить", - отметил Шевченко.
По словам тележурналиста, он благодарен руководству Дагестана за "беспрецедентную открытость". "Я еще раз подчеркну, что мало знаю регионов, где представители власти высокого уровня готовы выслушивать достаточно критические замечания, и, главное, где люди не бояться высказывать свое мнение в такой конструктивной форме", - подчеркнул Максим Шевченко.
Как отметил президент Дагестана Муху Алиев, "в народе идея религиозно-политического экстремизма развенчана". "Вы можете поехать в любой район Дагестана - нигде всерьез не воспринимают идеологию отхода от России, создания исламского государства по этим образцам. Наверное, есть какое-то количество "чудаков", которые думают, что это возможно. В девяностые годы были даже определенные теоретики, которые выступали, убежали людей в этом. Сегодня, я считаю, в Дагестане нет таких настроений. И мы говорим людям: если у вас есть такие убеждения, живите с ними, дискутируйте с представителями традиционного ислама, обсуждайте эти вопросы. У них своя позиция, у вас - своя. Всем хватит места на земле. Мы не собираемся чинить никаких препятствий и готовы вообще забыть и не использовать терминологию "ваххабит" - "неваххабит"", - сказал президент.
По словам Муху Алиева, те люди, "которые сегодня дестабилизируют обстановку, убивают религиозных деятелей, совершают нападения на сотрудников правоохранительных органов - это обычные бандиты". "Потому что на наши приглашения, призывы: легализуйтесь, никто вас не собирается преследовать, давайте лучше находиться в состоянии диалога, они не откликаются. Я думаю, что рано или поздно мы постепенно придем к диалогу", - считает он.
Руководитель республики ответил также на вопрос о бедственном положении жителей Гимры. По словам президента, ему докладывали, что вопрос об электроснабжении села уже решен, но он вновь обратится к этому
вопросу. В ближайшее время, по словам президента, решатся и другие проблемы, связанные с рабочими местами и помощью в сбыте сельскохозяйственной продукции.
Как сообщал "Кавказский узел", подводя итоги круглых столов, которые завершились сегодня в Махачкале в рамках проекта "Мир Кавказу", Максим Шевченко отметил, что удовлетворен тем, как они прошли, потому что люди получили возможность высказаться, и обозначить наиболее наболевшие проблемы республики. "Открытая общественная дискуссия, обмен мнениями являются залогом снижения угрозы, которая существует в обществе", - подчеркнул он.
Отметим, что обстановка на Северном Кавказе остается напряженной. На территории Чечни и Ингушетии сотрудники силовых структур продолжают усиленные операции против участников вооруженного подполья, довольно часто происходят боестолкновения, взрывы и нападения на силовиков в Дагестане. По данным МВД России, в 2009 году в ЮФО убиты или задержаны почти 750 боевиков.
По мнению некоторых аналитиков, за десять лет вооруженного противостояния можно уже понять, что вытравить сопротивление на Северном Кавказе военным путем Россия не в силах, а "салафизация", или "фундаментализация" районов Кавказа с утраченными или подорванными в советское время исламскими традициями (ногайские районы, Южный Дагестан, Кабарда), начавшаяся в начале 2000 годов, приобрела уже практически необратимый характер.
Что касается именно Дагестана, то здесь мусульмане жалуются на нарушения их прав - к примеру, известно о запретах на посещение школ девочками в платках, жители с бородами отмечают давление со стороны милиции. Как заявляет Правозащитный Центр "Мемориал", чаще всего объектами незаконных задержаний с целью получения информации о членах вооруженного подполья и фабрикаций уголовных дел в Дагестане становятся молодые люди, считающиеся приверженцами нетрадиционного ислама.
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"