Апаев: чеченских беженцев гонят из Ингушетии домой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вынужденным переселенцам из Чеченской Республики, временно живущим в местах компактного проживания (МКП) на территории Ингушетии предложено до 1 мая уехать домой. При этом на людей оказывается давление, заявляет председатель общественной организации "Комитет по защите прав вынужденных переселенцев", эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев.
В пункте временного размещения вынужденных переселенцев (ПВР), как еще называют места компактного размещения беженцев из Чечни в Ингушетии, "Мехстрой", расположенном в станице Орджоникидзевская Сунженского района Республики Ингушетия, уже два дня нет электричества.
Это один из методов давления властей на проживающих здесь вынужденных переселенцев, которым предписано к 1 мая освободить занимаемые ими помещения. Так считают не только сами обитатели данного МКП, но и представители правозащитных организаций.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Асламбек Апаев, находящиеся в Ингушетии вынужденные переселенцы намерены в ближайшее время провести чрезвычайный съезд беженцев, чтобы обсудить складывающуюся ситуацию и попытаться добиться защиты своих прав.
"Ситуация в местах компактного проживания вынужденных переселенцев в Ингушетии очень серьезная, и я даже сказал бы, что она накалена до предела, - говорит он. - Я вчера по приглашению вынужденных переселенцев побывал в нескольких ПВРах на территории Ингушетии и говорил с людьми. Особенно напряженная ситуация сейчас складывается в ПВР "Мехстрой" в станице Слепцовская (второе название Орджоникидзевская – прим. "Кавказского узла") Сунженского района. Два дня назад здесь отключили свет. Людей предупредили, чтобы до 1 мая они отсюда уехали, в противном случае угрожают выселить с помощью ОМОНа".
В этом ПВРе на данный момент проживает 52 семьи, это порядка 150 человек. В конце марта текущего года обитатели МКП "Мехстрой" были сняты, как считают сами переселенцы, незаконно, с учета в Миграционной службе Ингушетии работниками чеченского Управления ФМС (Федеральная миграционная служба). На основании этого от вынужденных переселенцев потребовали освободить занимаемые помещения и выехать в места постоянного проживания. В связи с этим беженцы обратились в суд, но этот вопрос до сих пор не решен.
"Помимо "Мехстроя" я побывал также в ПВРах "ЛогоВАЗ" в Назрани и "Промжилбаза" в городе Карабулак, - рассказывает Апаев. - Там ситуация точно такая же, как в "Мехстрое". Вынужденным переселенцам предписано до 1 мая выехать в Чечню. Правда, в этих случаях угроз выселить их с помощью ОМОНа не было, но люди очень обеспокоены".
По словам Апаева, в ПВРах на территории Ингушетии остаются в основном те, кому просто некуда ехать - их жилье разрушено в ходе военных действий, а вопросы выплат полагающихся по закону компенсаций или предоставления временного жилья до сих пор не решены.
"Но чиновников ФМС и представителей органов власти это интересует меньше всего. Для них главное выполнить указание "сверху" и как можно скорее доложить о том, что все вынужденные переселенцы возвращены в Чечню", - говорит Апаев.
По словам правозащитника, проживающие на территории Ингушетии вынужденные переселены из Чечни намерены в ближайшее время провести чрезвычайный съезд, чтобы обсудить свое положение и вынести какое-то решение.
"Вынужденные переселенцы доведены до отчаяния. На них постоянно оказывается давление. Власти требуют от них вернуться в места постоянного проживания, но при этом фактически самоустраняются от решения вопросов, связанных с принятием и обустройством людей. Легко, конечно, требовать от вынужденных переселенцев "ехать домой", не задумываясь при этом, где, на какие средства и как должны дальше жить эти люди", - считает правозащитник.
Согласно данным Асламбека Апаева, к настоящему времени на территории Ингушетии все еще остается порядка семи-восьми тысяч вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Процесс возвращения этой категории граждан в Чечню, по его мнению, носит "добровольно-принудительный" характер, а чиновники, ответственные за решение проблем вынужденных переселенцев, зачастую просто обманывают людей.
Ранее вынужденные переселенцы из Чеченской Республики неоднократно жаловались в различные правозащитные организации по поводу того, что их незаконно, без их ведома, исключают из списков вынужденных переселенцев, снимают с учета в Миграционной службе и в целом создают невыносимые условия для проживания, вынуждая таким образом возвращаться в Чечню.
В самой республике у обитателей пунктов временного размещения беженцев, теперь именуемых "общежитиями для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий", также возникают проблемы. Имели место случаи насильственного выселения людей из занимаемых ими помещений и другие нарушения со стороны чиновников и представителей правоохранительных структур.
Представители Управления ФМС России по Чечне, между тем, утверждают, что ни о каком принудительно возвращении вынужденных переселенцев, равно как и о шантаже или оказании давления на них, речи не идет.
"Рано или поздно этим люди придется возвращаться к себе домой. За эти годы они настолько свыклись со своим положением, привыкли быть иждивенцами у государства и взваливать свои частные проблемы на органы власти, что теперь все и вся воспринимают в штыки. Но ведь это не может продолжаться вечно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель УФМС.
По его словам, руководство Чечни делало и делает все возможное для того, чтобы решить проблемы вынужденных переселенцев, оказывает им любую возможную помощь. "Выделяет квартиры, земельные участки и так далее. Что еще нужно этим людям? Разве этого мало? Посмотрите на ситуацию с вынужденными переселенцами из Пригородного района Северной Осетии. Эти люди живут в ПВРах с 1992 года, даже сегодня для них не делается и малой части того, что руководство Чеченской Республики делает для своих граждан", - уверен представитель УФМС.
Лагеря и пункты временного размещения чеченских беженцев появились на территории Ингушетии осенью 1999 года, после начала второй военной кампании в Чечне. Тогда административные границы Чечни с другими республиками были полностью блокированы и лишь руководство Ингушетии предоставило беженцам возможность покинуть зону боевых действий. В общей сложности из Чечни в Ингушетию в первые месяцы контртеррористической операции перебралось от 300 до 350 тысяч человек.
Большинство вынужденных переселенцев из Чечни в разное время возвратилось на родину, но часть из них, (в основном это лишившиеся своего жилья семьи), все еще остаются в Ингушетии. Согласно официальным данным, на учете ФМС в Ингушетии в период с 2006 по 2009 год состояло чуть более трех тысяч человек.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что, по данным управления Федеральной миграционной службы Чеченской Республики, из Ингушетии в Чечню за последние три года возвратился 3121 человек.
По словам руководителя управления ФМС по Чечне Асу Дадуркаева, таким образом, выполнена задача, поставленная президентом республики, вернуть домой всех внутриперемещенных лиц из Чеченской Республики. "С 1999 года мы возвратили в республику порядка 350 тысяч человек", - заявил он, добавив, что с 90-х годов Чечню покинуло более полумиллиона человек.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13