Высокогорное селение Кенхи, Чечня. Фото: http://new.grozny-inform.ru/multimedia/photos/61001/

18 мая 2016, 15:52

Чамалалы

Чамалалы (чамалинцы, чамалади; самоназвание "нама ига") – одна из малочисленных коренных этнических групп Кавказа, принадлежащая к андийским народам, компактно проживающая в Цумадинском районе Дагестана и в Шаройском районе Чечни.

Население

В 1860-е годы численность населения чамалалов составляла 2658 человек - они проживали в 8 селениях и 9 отселках, 715 дворах 1. Посемейная перепись населения Дагестана последней четверти XIX века (1886 г.) определяла численность чамалалов в 3889 человек. Первая советская перепись населения 1926 года зафиксировала 3438 человека 2. В последующие годы XX века число селений достигло 34, а население возросло до 4028 человек 3. При проведении Всесоюзной переписи 1939 года чамалалы не были выделены как отдельная этническая группа, а просто включены в состав аварцев 4.

В 80-е годы XX века, когда колхозы перешли на новую систему хозяйствования, многие люди подались на заработки за пределы Дагестана - в Ростовскую и Астраханскую области, в Ставропольский и Краснодарский края, Калмыкию. Но в 1990-е годы начался процесс реэмиграции 5.

Российская перепись 2002 года снова включила чамалалов в число аварцев, определив их численность в 12 человек 6. К 2010 году их число увеличилось вдвое, если судить по данным последней российской переписи населения, где они также перечислены среди аварских народов 7. В то же время, согласно окончательным итогам переписи 2010 года, число носителей чамалинского языка достигает 500 человек 8.

По разным оценкам, численность чамалалов в настоящее время может составлять от 7 9 до более чем 9 тысяч человек 10.

Язык

Чамалалы говорят на чамалинском языке, принадлежащем авароандоцезской группе дагестанских языков, входящих в иберийско-кавказскую языковую семью. Язык чамалалов отпочковался от общего дагестанского праязыка в III тыс. до н.э. 11.

Он имеет два диалекта: гакваринский и гигатлинский. В гакваринский входят говоры селений Верхнее и Нижнее Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи. Значительно отличается от него одноаульный гигатлинский диалект 12. Среди чамалалов также распространены аварский, русский и чеченский языки.

В настоящее время отмечается проблема ослабления чамалинского языка. Дети, достигшие школьного возраста, изучают аварский, затем на его основе - русский и наконец на базе русского - один из иностранных языков. Чамалинский превращается в язык чисто бытового общения, что приводит к его оскудению и обеднению словарного фонда 13.

Расселение

Территория расселения чамалалов тянется на 12 км по склонам левобережья реки Андийское Койсу по Южному скату Андийского хребта. Она изрезана ущельями, ручьями, сливающимися в реку Андийское Койсу.

В XIX веке чамалалы проживали в девяти аулах Ункратль-Чамалальского наибства: Гадири, Гачитль, Гакуари, Ашали, Гигатли, Конха, Чадири, Рычаганих, Цумада 14.

В настоящее время чамалалы компактно проживают в Дагестане – в селах Цумадинского (Цумада, Верхнее и Нижнее Гавкари, Гигатли, Гадири, Агвали, Ричаганих, Эгдада, Гачитли, Гигатли-Урух, Батлахатли, Цунди, Ургуда, Цидатль, Аркаскент и Цумада-Урух), Кизлярского (Цветковка), Бабаюртовского (Аркагесген, Забо, Кумулин, Шава, Терек, Эсси, Шугури), отчасти Хасавюртовского районов, а также в городах Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизилюрт, Кизляр 15. В Чечне чамалалы живут в селах Шаройского (Кенхи, Хилиди, Агабехи, Школхе) и Шелковского (Бороздиновка) районов 16

Соседями чамалалов на севере являются годоберинцы, на западе - чеченцы, грузины, на юге - аварцы, хваршины, на востоке - тиндалы, багулалы.

Происхождение и история

Этническое происхождение чамалалов точно не установлено. Антропологически их относят к кавкасионскому типу балканско-кавказской расы. Они рослы и высоколицы, слабо профилированы в верхнем скуловом сегменте лица. Пигментация волос, кожи, глаз в целом ослаблена (светлая) 17.

В первых веках нашей эры чамалалы входили в состав федерации Дидури, а в последующем в политический союз Дидо 18.

Известно, что вслед за арабскими завоеваниями чамалалы в VIII – IX веках приняли ислам, а христианство, проникшее сюда со стороны Грузии, постепенно отступило 19. Суннитская версия ислама распространилась среди чамалалов только в XIII - XIV веках, но потребовалось еще несколько столетий для ее укоренения.

В историческом и культурном отношении чамалалы были тесно связаны с аварскими средневековыми государствами – Сариром (VI-XI вв.), который находился под властью Аббасидского халифата и Ширвана, - и с Аварским ханством (в XII – XIX вв.). В XVI веке 16 чамалалских селений образовали "свободное общество", которое управляло всеми аспектами политической и экономической жизни 20

Общество "Чамалал" впервые появляется в письменных источниках только в XVIII веке. В состав союза сельских обществ Чамалал входили Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское сельские общества. Управление осуществлялось выборными старшинами. В этом виде союз просуществовал вплоть до окончательного присоединения чамалалов к России в XIX веке 21

В 1837 – 1859 годах территории проживания чамалалов входили в состав имамата Шамиля, а после Кавказской войны (1817-1864) были присоединены к Российской империи и подчинялись ведомству начальника Каратино-Технуцальского участка Андийского округа 22

До революции чамалалы почти не владели грамотой, за исключением мусульманских духовных лиц, умевших читать и писать по-арабски. С утверждением в Дагестане Советской власти в 1920 году чамалалы как безписьменный народ получили доступ к школьному обучению, которое велось на аварском, а затем на русском языках. 

В 1929 году был организован Цумадинский район, куда вошли все чамалалские селения за исключением селений Кенхи и близлежащих хуторов, отошедших к Чечне.  

С этого времени существует проблема разъединения единого этноса. Такая разобщенность приводит к утере многих этнических ценностей, ослаблению этноса, его генофонда, культурной самобытности 23

Этнография

Характерными видами хозяйства чамалалов считаются скотоводчество и земледелие. На первом месте всегда стояла отгонная форма овцеводства, а земледелие играло второстепенную роль. Традиционно жители сеяли зерновые культуры - озимый ячмень, озимую пшеницу, а начиная с XIX века - кукурузу. Своего хлеба обычно не хватало, поэтому его выменивали на продукты животноводства. В XIX веке в селениях стало развиваться огородничество и садоводство (в том числе и выращивание винограда) 24.

Традиционные типы поселений - селение (гьа) и хутор-отселок (авал, микIи гьа). В прошлом поселения гьа были территориально-соседскими общинами, для которых было характерно наличие сельского управления, постоянной сельской общины, места схода (общая площадь - лье), пятничной мечети, сельского кладбища. Авал, или микIи гьа - чисто территориальное поселение, которое образовывалось выходцами из различных крупных поселений первого типа. Некоторые из них в силу своего благоприятного расположения превратились в XIX веке в самостоятельные сельские общины (Агвали, Цумада, Урух) 25.

Кучевые по форме поселения чамалалов делятся на горный и горно-долинный виды. Первые отличаются скученностью и тяготеют к вертикальной застройке, имея ступенчатую планировку в старой части, а горизонтальную во вновь возникших кварталах на пологих окраинах поселений. Для вторых характерна горизонтальная планировка, но также скученная застройка 26.

Первоначальным типом было одноэтажное, однокамерное жилище, служившее для членов семьи всем - от кухни до спальни. Со временм появились одно-, двух- и многоэтажные дома, имеющие конструктивные различия и внешнюю несхожесть. Дома возводили из камня, дерева и глины. Со временем стены домов стали возводиться из самана - в технике, заимствованной у равнинных жителей Дагестана.

Одежду изготавливали из продуктов животноводства, но со второй половины XIX века использовали и привозные покупные материалы. Мужская одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы, куртки-безрукавки, куртки с рукавами, бурки, овчинной папахи, обуви из сыромятной кожи и войлока, вязанных шерстяных носков. Для традиционной женской одежды были характерны нательная рубаха, платье темной расцветки, штаны, различные шубы; головным убором служили чухта, платки.

С одеждой носили также различные украшения. Для мужчин - это был кинжал, серебряные или узкие медные пояса, газыри на черкеске; для женщин - различные серебряные монеты, кольца, серьги-подвески, серебряные и медные цепочки, подвески, бусы из полудрагоценных камней, вышивки из цветных тканей, широкие пояса из тканей ярких цветов, браслеты из стали, меди, серебра. 

Повседневным блюдом был хинкал. В пище также употребляли фасоль и горох. Главной едой был хлеб, а также лепешки с сыром, крапивой, творогом, мясом, картошкой. Из муки готовили различные каши, в том числе из толокна. Делали урбеч. Продукты заготавливали впрок - сушили мясо, делали колбасу с добавлением съедобных лекарственных трав (мята, тмин, тимьян, чабрец). Из напитков готовили хмельную бузу 27.

Среди чамалалов преобладала малая двухпоколенная семья из четырех - пяти человек. Как правило, заключались родственные, в том числе кузенные браки. В семейных отношениях существовали строгие этикетные нормы подчинения младших старшим, женщин - мужчинам. 

В свадебной обрядности чамалалов много общедагестанских черт. В похоронном ритуале преобладала мусульманская обрядность. Хоронили умерших в день смерти, но если человек умирал после обеда, то похороны откладывали на следующий день.

Судопроизводство осуществляли местные духовные лица на основании норм адатов и шариата. Главной задачей суда было примирение тяжущихся сторон, поэтому он назывался третейским, маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решали на базе шариата, а все остальные - адата. 

Существенное место в общественной жизни занимал обычай кровной мести, которая соблюдалась неукоснительно при преднамеренном убийстве, нанесении оскорбления, вредительстве. Она распространялась на мужскую часть родственников от 16 до 60 лет 28.

В общественной жизни большая роль отводилась обычаю взаимопомощи, который практиковался при всех трудоемких работах. Также было развито куначество.  

Примечания: 

  1. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 222.
  2. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР. М., 1928-1929.
  3. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 222.
  4. Перепись как инструмент ассимиляции // Независимое информационное агентство Цумада.ру.
  5. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 224.
  6. Перечень имен народов, выделявшихся при разработке материалов Всесоюзных / Всероссийских переписей 1926 - 2002 гг., и их численность // Демоскоп Weekly; Интересно, что 8 человек определили себя как чамалалов, а 4 - как чамалинцев: Атаев Б.М. Этнополитические проблемы миноритарных языков Дагестана // Язык, литература, фольклор. Книга в честь Юнуса Дешериева. Грозный, 2014. С. 16.
  7. Национальный состав населения // Национальный состав и владение языками, гражданство. Т. 4. Всероссийская перепись населения 2010. С. 9.; Ибрагимов М.-Р.А. Динамика этнического статуса андо-цезов и арчинцев (второая половина XIX – начало XXI в.) // Вестник института ИАЭ, 2012, № 4. С. 80–90.
  8. Население Российской Федерации по владению языками. Приложение 6. Всероссийская перепись населения 2010.
  9. Карпов Ю.Ю. Взгляд на горцов. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб., 2007. C. 563.
  10. Приводятся данные, что в Дагестане находится 1851 хозяйств с населением 7207 человек и в Чечне - 343 хозяйства и 2075 человек: Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 222.
  11. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223.
  12. История изучения чамалинского языка // Независимое информационное агентство Цумада.ру; Магомедова П.Т. Чамалинско-русский словарь. Махачкала, 1999.
  13. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 231.
  14. Ункратль-Чамалальское наибство (1886 г.) // Этно-Кавказ.
  15. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 222.
  16. Название села Кванхи (Кенхи) // Сайт, посвященный аулу Кванхи (Кенхи).
  17. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223.
  18. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223.
  19. Тахнаева П. Деятельность Грузинской церкви в Аварии в VIII- XVI вв. // Saunje.ge.
  20. The Chamalals // The Red Book of the Peoples of the Russian Empire.  Eesti Keele Instituut.
  21. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223.
  22. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223.
  23. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 230-231.
  24. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 223-224.
  25. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 225.
  26. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 225.
  27. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 227.
  28. Гаджиев Г.А. Чамалалы // Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002. С. 228-229.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram. Номер для Телеграм +49 1577 2317856.
Лента новостей
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

25 июня 2022, 17:11

25 июня 2022, 16:13

25 июня 2022, 15:21

25 июня 2022, 14:30

25 июня 2022, 13:50

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей