Греки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Э л л и н е с (самоназвание). Численность в Российской Федерации 91,7 тыс. чел. (1989). Греки - основное население Греции (9,5 млн. чел.). Живут также на Украине - 98,4 тыс., в Узбекистане - 10,5 тыс., Казахстане - 46,7 тыс., Грузии - 100,3 тыс. чел. Общая численность в мире - 11 миллионов 650 тыс. чел. Язык новогреческий, имеет диалекты, наречия и говоры. Верующие - православные.
Основу греческого этноса составила древнегреческая этническая общность, которая начала складываться во 2-м тыс. до н. э. после переселения на юг Балканского полуострова, на острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии протогреческих племен ионийцев, ахейцев, эолийцев и дорийцев, ассимилировавших автохтонное население (пеласгов и др.). В эпоху греческой колонизации побережья Средиземного и Черного морей (VIII-VI века до н. э.) сложилось общегреческое культурное единство; назв. "эллины", первоначально относившееся к племени, населявшему Элладу (область в Фессалии), распространилось на все грекоязычное население (первое употребление его в этом смысле - в VII веке до н. э.). Этноним "Греки" первоначально относился, по-видимому, к одному из племен в Северной Греции и известен, в частности, по названию городов Грайя в Беотии и на о. Эвбея. Затем он был заимствован римлянами, как предполагают, от колонистов из эвбейской Грайи в Кумах или в результате контактов с населением западного побережья Северной Греции и распространен на всех эллинов. В период эллинизма, примерно в III веке до н. э., сложился и получил распространение общегреческий язык койнэ, вытеснивший местные диалекты. Древние греки создали высокую античную цивилизацию, сыгравшую большую роль в развитии культуры Европы и Ближнего Востока. В средние века греки составили основное ядро Византийской империи. Постепенно они ассимилировали мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, кельтов, валахов, славян, албанцев. Османское господство на Балканах (XV век - 1-я половина XIX века) оставило значительный след в материальной культуре и языке греков. В конце XVIII века среди греков началось национально-освободительное движение, способствовавшее преодолению областных различий. В результате революции 1821-29 годов было создано греческое государство.
Исторически на территории России, позднее СССР формировалось несколько этнических общностей греков, обладавших общим устойчивым самосознанием.
1). Потомки греков, поселившихся в XVII-XIX веках в городах России и по побережьям Черного, Азовского морей, в том числе в Крыму. Ныне живут в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и Украины. Самоназвание - эллинес, язык - новогреческий в форме димотики.
2). Потомки старожильческого населения Крыма, выведенного с полуострова в 1779 г. и расселенного по северному побережью Азовского моря. Ныне живут в Донецкой области Украины в селах и городах - Донецке, Мариуполе и др. Самоназв. - ромеюс, говорят на диалектах мариупольской группы новогреческого языка и на крымскотатарском языке.
3). Потомки греков - горнопромышленных рабочих, приглашенных во 2-й половине XVIII века на земли современной Армении и частично в 1820-х годах выселившихся в центральную Грузию. Живут в Армении и в Центральной Грузии, в том числе в местности Цалка, говорят на центральнокавказском наречии новогреческого языка.
4). Потомки выходцев из Малой Азии, главным образом из Трапезунда (Трабзона) и внутренних районов Турции. Живут в Аджарии, Абхазии, некоторых районах Центральной Грузии. Самоназвание ромеюс, ныне принята форма понтиос, понтиец, данная им греками метрополии. Говорят на понтийском (черноморском) наречии новогреческого языка, в основе которого ионический диалект древнегреческого языка.
5). Потомки переселенцев XIX века из внутренних областей Турции, сильно смешанных с другими православными группами турецкого населения Живут на Цалкинском нагорье в Центральной Грузии. Язык - анатолийский диалект турецкого языка. Самоназвание - урум.
6). Потомки переселенцев XIX-XX веков из Турции, главным образом из Трабзона и Карсской области. Живут на Северном Кавказе - в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Адыгее и других местах. Самоназвание - ромеюс. Говорят на понтийском (черноморском) наречии с некоторыми небольшими отличиями от предыдущей группы.
7). Потомки греков, подвергшихся насильственному выселению из Крыма (1944 г.), из Абхазии, частично из Аджарии, с Цалки, Северного Кавказа (1949 г.) в Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Населяют села и города этих стран. Язык - понтийское наречие. Самоназвание - понтийцы.
8). Потомки греческих политэмигрантов - бойцов народно -освободительной армии, в 1949 году эмигрировавших в СССР. Живут в Ташкенте и других городах. Говорят на литературном новогреческом языке. Самоназвание - эллины.
Ныне в России греки компактно живут в сельской местности на Северном Кавказе: в Ставропольском (28,5 тыс. чел.), Краснодарском (свыше 14,8 тыс. чел.) краях, в Северной Осетии (около 3 тыс. чел.), в Адыгее (свыше 1,5 тыс. чел.) и других местах. Все селения этнически смешанные, нарастает процесс понижения доли греческого населения. Кроме того, небольшие группы живут в местах бывшего принудительного поселения: в Коми, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Туве, Хакасии, Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе (св. 1 тыс. чел.), Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе. Всего в сельской местности свыше 30 тыс. чел., в городах около 61 тыс. чел., в том числе в Москве свыше 3,5 тыс. чел. Все греки России владеют русским языком, признают его родным свыше 47 тыс. чел. Греческий признают родным свыше 40 тыс. чел., в том числе в сельской местности - ок. 17 тыс. чел. (русский - около 13 тыс. чел.). Наречия новогреческого языка невзаимопонимаемы. Письменность на наречиях новогреческого языка и на крымскотатарском языке на русской графической основе.
В период Великой греческой колонизации, главным образом в VI-V веках до н. э. в северном Причерноморье возникали многочисленные колонии, основанные переселенцами из Малой Азии, с островов Эгейского моря: Тира, Ольвия, Керкинитида, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Нимфей, Кепы, Фанагория, Гермонасса, Танаис, на кавказском побережье - Горгиппия, Диоскуриада, Фасис и другие. Некоторые из них (Херсонес, Феодосия) существовали и во времена Византийской империи. Этноним ромеюс, которым называли себя в средние века жители этих поселений, восходит к византийской эпохе. В Закавказье греческая миграция началась в основном во II-I веках до н. э. и продолжалась до XIII века - нашествий сельджуков, монголо-татар, вследствие которых христианское население стало переходить в пределы Трапезундской империи на южном побережье Черного моря.
Наследниками древнего греческого населения являются греки, живущие на северном побережье Азовского моря.
В новое время большое число греков прибывало в европейскую часть России как с Балканского полуострова, так и с островов Эгейского моря и из Малой Азии, особенно после падения Византии (1453) и установления на Балканах господства Османской империи.
Еще одна волна массовой греческой миграции была следствием русско-турецких войн конца 17 - начала 18 веков, в которых греки активно участвовали на стороне России. После войны 1768-74гг. на основании Кючук-Кайнарджийского договора в Россию переселились несколько тысяч греков: рядовые и офицеры 8 добровольческих батальонов, служивших на русской эскадре в Архипелаге, их семьи и другие жители средиземноморских островов. Некоторые греки поступали на русскую военную службу, другие становились землепашцами, но более - ремесленниками, торговцами, моряками. После 1812 г. масштабы греческой иммиграции сократились: грекам было отказано в праве на двойное подданство.
Преуспеяние греческих поселений было связано с хозяйственным освоением Новороссии и других местностей Юга России. Греческие эмигранты имели свои учебные заведения (в Одессе коммерческое училище, основанное в 1827 году, в Мариуполе училище с преподаванием на греческом яз., основанное в 1820 году, и др.), любительские театры, поддерживали связи между собой и с греческой эмиграцией в других европейских странах. Наиболее активными социальными группами были торговцы, демократические элементы городского населения.
Многие греки поступали на военную и гражданскую службу, пополняли российское дворянство. Наиболее известны Иоаннис Каподистрия (1776-1831 гг.), уроженец о. Корфу, находился на русской дипломатич. службе в 1809-27 годах, в 1815-22 годах был статс-секретарем по иностранным делам; в 1827 году он был избран президентом Греции; представители аристократического рода Ипсиланти, сыновья Константина Ипсиланти (1760-1816 гг.), господаря Молдовы и Валахии, эмигрировавшего в Россию: Александр (1792-1828 гг.), ген.-майор (с 1817 г.) русской армии, участник Отечественной войны 1812 г., и Дмитрий (1793-1832 гг.), офицер русской армии; оба впоследствии деятели Греческой национально-освободительной революции 1821-29 годов. Среди греков Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы и других городов были офицеры, купцы, деятели науки и культуры.
Особое значение имела греческая община Одессы: в ней состояли богатые купцы, которые занимались крупными финансовыми операциями, прибыльным экспортом пшеницы. Одесса стала центром национально-просветительской и патриотической деятельности. В 1814 году по инициативе Н. Скуфаса, Э. Ксантоса и А. Цакалова там было создано тайное греческое общество Филики этерия ("Дружеское общество"), подготовившее Греческую национально-освободительную революцию, с 1820 года ее руководителем был А. Ипсиланти.
Провозглашение независимого греческого государства сняло главную политическую причину греческой иммиграции в Россию. В последующие десятилетия - на протяжении XIX и XX веков происходило постепенное распадение греческих общин Северного Причерноморья. Греки в значит. степени подверглись естественной ассимиляции более многочисленными этносами - русскими и украинцами. В европейской части России и на Украине греки, особенно горожане, ныне по своей бытовой культуре, занятости во всех сферах производства и культуры в принципе не отличаются от русских, сохраняя четкое национальное самосознание.
Исключение составляют несколько сел в Бессарабии и компактная группа мариупольских греков (Украина). Их предки переселились на Крымский полуостров, возможно, из Трапезундской империи и до конца XVIII века обитали там, концентрируясь на южном берегу и в окрестностях г. Бахчисарай - столицы Крымского ханства. Часть их, главным образом в горных селениях, говорила на диалектах греческого языка, горожане и греки из равнинных районов перешли на крымско-татарский. В 1779 году по приказу Екатерины II из Крыма было выведено христинаское население - греки, армяне, грузины, волохи. Греки были поселены в Приазовье между pp. Волчья, Мокрые Ялы, Кальмиус и Азовским побережьем. При переселении из Крыма было основано 25 сел и г. Мариуполь (первоначально - Мариенполь) - административный центр греческой самоуправляющейся общины. Сначала языком общения между греками, говорившими на мариупольских диалектах (их насчитывается 5 групп), и татароязычными служил крымскотатарский язык, в течение XIX века языком общения стал русский. Ныне мариупольские греки получают образование и информацию на рус. и украинском языках; мариупольские диалекты и крымскотатарский язык служат для внутрисемейного и внутригруппового общения, на них также развивается художественная литература. До последней четверти XIX века мариупольские греки жили довольно замкнуто, занимались выращиванием пшеницы и других злаковых культур (на первых порах - еще и овцеводством). С проведением железной дороги пшеница стала экспортным товаром, были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы. В 1859 году были упразднены органы греческого самоуправления, греческий суд, Мариуполь подчинен гражданскому управлению, в нем разрешено селиться людям негреческой национальности. В конце XX века бытовая культура мариупольских греков сильно урбанизирована. Основное занятие сельских жителей - высокомеханизированное производство зерновых (пшеница, кукуруза). До середины XX века сохранялся традиционный жилой дом - из саманного кирпича (позже - из обожженного) под двускатной крышей на стропилах, покрытой соломой (позже железом, ныне шифером), с трехраздельной планировкой. Характерны расположенные посередине теплые сени, где располагалась топка печи, под ее огромной вытяжной трубой - очаг для приготовления пищи, тело печи в жилой комнате. По другую сторону сеней - неотапливаемая парадная комната окнами на улицу. Со стороны двора вдоль южной стены с входной дверью под выступавшей стрехой крыши - галерея. С конца XIX - начала XX веков стали строить дома (ныне преобладающие) квадратные в плане, под четырехскатной крышей, многокомнатные со сложной нетрадиционной внутренней планировкой без галереи. Традиционный женский костюм близок к таковому в Греции: еще в середине XIX века женщины носили хлопчато-бумажные туникообразные рубахи, длинные, кроенные в талию платья, шерстяные, богато орнаментированные фартуки. Головной убор замужних женщин - длинное легкое полотнище, облегающее лицо и шею, со множеством серебряных подвесок (перифтар, полифтар, пирифтарь, баш явлух и пр.), очень близок уборам гречанок из метрополии. С конца XIX - начала XX веков постепенно перешли к городской одежде. Мужчины уже в XIX веке носили одежду из фабричных тканей: двубортные куртки, пиджаки, брюки, заправленные в мягкую обувь из одного куска сыромятной кожи (чарухи). Верхняя одежда - овчинные шубы, безрукавки, шапки. Характерен красный или синий мягкий широкий шерстяной пояс. Традиционный общественный праздник - панаир (от греч. панигирис) - первоначально престольный праздник и одновременно символ единения сельской общины, сопровождался коллективной трапезой (поедание жертв. животного) и спорт. состязаниями (скачки, борьба), ныне это - праздник села.
Основная миграция греков на Кавказ началась со 2-й половины XVIII века с приглашением греческих горнопромышленных рабочих из Эрзерумского пашалыка на армянские земли. Они работали на Ахтальских и Алавердских свинцово-серебряных рудниках, образовав несколько сел. В 1829 году частично переселились на Цалку. С переходом к России по Туркманчайскому миру 1828 с Ираном ханств Эриванского и Нахичеванского (Восточная Армения) туда стали переселяться христиане, в том числе греки из Ирана. К началу XIX века переселенческая волна из Турции усилилась, в 1810 года в Тифлисе учрежден "Комитет по переселению христиан из Турции на Кавказ". Возникли поселения в Цинцкаро, Дманиси и др. По Адрианопольскому миру 1829 года к России отошло черноморское побережье от р. Кубани до границ Аджарии, а Карс, Ардаган, Баязет, Эрзерум возвращались Турции. Из этих областей переселенцы-христиане направились в пределы России; пополнялись уже основанные поселения (на Цалке и др.), возникали новые (Цихис-Джвари в районе Боржоми и др.). В 1860-х годах происходило переселение греков из Трабзона, в частности, они образовали в Сухуми матросскую слободу. С переходом по Сан-Стефанскому миру 1878 года к России Карса, Ардагана, Баязета, Батуми многие греки двинулись туда (в Карсской губ. они составили свыше 11% населения ). С 1860-х годов началось заселение греками Северного Кавказа - Прикубанья, Ставрополья и др. В 1915 году вследствие преследований турецкого правительства на территорию России, преимущественно в Эриванскую и Тифлисскую губернию, хлынули беженцы - армяне, ассирийцы, греки. В годы I-й мировой войны греки из Трабзона и других мест Турции переселялись в Закавказье, в том числе в Аджарию, на Северный Кавказ, частично в Крым. В 1917 году был создан Центральный союз понтийских греков со штаб-квартирой в Екатеринодаре, ставивший целью создание независимой Понтийской республики (при содействии желающих выехать в Грецию). Падение Грузинской Демократической Республики (1921 г.) и образование (1922 г.) СССР пресекло эти планы. В 1921 году Карс вновь вошел в состав Турции; оттуда греки перебрались преимущественно на Северный Кавказ, в Прикубанье, где расселялись по греческим селам, а также в городах. Последняя переселенческая волна греков из Турции в Россию, в частности на Кавказ, связана с решением Лозаннской конференции 1922-23 годов о взаимном обмене греческим и турецким населением.
Культура греков Закавказья - это часть переднеазиатского культурного комплекса. Греки заняты скотоводством и горным земледелием, которое имеет специфические направления: в Аджарии - разведение чая и цитрусовых, а Абхазии - табака и садовых, овощных культур, в Центральной Грузии преобладают земледелие и садоводство, на Цалке товарная культура - картофель. Ремесленники-отходники греки были известны в России еще тогда, когда они приходили в поисках работы из Трабзона. Греки - признанные мастера-камнерезы и строители, горные рабочие (в Армении и в районе Рустави в Грузии), среди современных занятий - обслуживание курортной зоны. Поселения моноэтничные (центром нового поселения становились церковь и школа, вокруг располагалась скученная жилая застройка) или совместно с коренными народами, в городах первоначально формировали отдельные кварталы, зачастую вокруг церкви. Жилые дома двух исходных типов: 1) так называемые земляные - углубленные в землю, с каменными стенами, с плоскими перекрытиями, засыпанными землей, иногда с верхним световым отверстием, которое зачастую располагалось над открытым очагом; близки постройкам других народов Передней Азии и Кавказа, сохранялись в Восточной Армении до рубежа XIX-XX веков, на Цалке до середины XX века; 2) дома на горном склоне, двухэтажные (на 2-й этаж ведет внешняя лестница), каменные под четырехскатной крышей на стропилах, крытой черепицей (ныне - шифером, алюминием, жестью); близки грузинским постройкам, многокомнатные, как правило, с галереей вдоль 2-го этажа. Традиционный костюм греков Закавказья также переднеазиатского типа: шапочки на твердой основе с мягким покрытием, украшенные монетами или бляшками, свисающими на лоб (такие шапочки еще донашивают некоторые пожилые женщины на Цалке), несколько головных платков, надеваемых друг на друга, обвязанный вокруг талии платок вместо фартука и др. Одновременно сохранились воспоминания о специфической одежде из Трабзона (используется фольклорными ансамблями). Со 2-й половины XX века практически все греки (за исключением пожилых женщин) носят одежду общеевропейского городского типа. К традиционным блюдам из муки, крупы, молочных продуктов, огородных и дикорастущих растений добавляются заимствования армянской и грузинской кухни, например, блюда из фасоли и т. п. Большое значение имела домашняя выпечка хлеба (отчасти сохраняется и ныне). Насильственное переселение значительных масс греков в Среднюю Азию и Казахстан привело к формированию там специфического культурного комплекса (разведение садовых культур и винограда). Утрачены многие этнические традиции в одежде, утвари, домашней обстановке и т. п.; в прикладном искусстве заметны влияния восточных культур.
После переселения и расселения греков на побережье Черного моря, в Прикубанье и далее на восток (территория современной Росссийской Федерации) постепенно первое место в земледельческом хозяйстве заняла пшеница, выращивали также рожь, ячмень, просо, овощные и бахчевые культуры, виноград, подсолнечник (из него давили масло). Главной товарной культурой с последней четверти XIX века стал табак. Применяли трехпольный севооборот. Сельскохозяйственные машины были преимущественно фабричные, самодельный инвентарь - вилы, грабли и т. д. Ток - круглая утрамбованная площадка, смазанная глиной, смешанной с соломой (или половой), по ней по кругу гоняли лошадей, которые таскали ребристый каток (каменный или цементный) и молотильную доску - ее нижняя поверхность с набитыми кремневыми (позже железными) лезвиями измельчала солому (для корма скоту). Такой способ молотьбы был характерен для всей южной полосы. Тягловой силой служили лошади, волы и буйволы (буйволиное молоко употребляли в пищу). На морском побережье получило развитие рыболовство. В степных районах разводили овец. Ткачеством не занимались, но из шерстяных ниток вязали всевозможные предметы одежды и утвари. Ремесленники: каменщики, строители, пекари, сапожники, изготовители кирпичей и черепицы. В Новороссийске работали на цементном заводе и в порту.
После коллективизации сохранялась специализация сельскохозяйственного производства: полеводство (с преобладанием пшеницы), овощеводство (бахчевые и огородные культуры), табаководство. Греки Северного Кавказа заняты в промышленности, сферах культуры и образования, а также в обслуживании курортной зоны.
Сельские поселения греков Северного Кавказа уличной, квартальной планировки. Дома повернуты к югу длинной стороной, на ней расположена входная дверь, зачастую под выступающей стрехой крыши. Со временем дома и надворные постройки оказывались стиснутыми на небольшом пространстве и от традиционного расположения дома отказывались. Особая тесная застройка в приморской курортной полосе. Усадьбы заполняются всевозможными пристройками, вдоль дощатых заборов, отделяющих усадьбы от улицы, протягивают крытые навесы.
До коллективизации хозяйственный двор располагался за домом: амбар для зерна и муки, поднятый на каменные подставки (иногда вместо него - зерновые ямы), стойла для лошадей, помещения для скота, сараи для инвентаря и транспортных средств. В конце усадьбы - ток (некоторые хозяева его сооружали непосредственно на поле). Значительное место занимала защищенная плетнем от ветра площадка для просушивания табака. Для огорода и сада практически места не оставалось.
Традиционные дома нескольких видов: 1) из дубовых бревен (сруб) или дубовых плах (закладная техника, плахи вертикально встроены в нижнюю и верхнюю бревенчатую обвязку); 2) на деревянном вертикальном каркасе, заплетенном хворостом, обмазанным снаружи и изнутри глиной, смешанной с соломой (ныне дерев. конструкции не используют); 3) из самодельных саманных кирпичей; 4) со стенами из двух рядов кирпичей - изнутри саманных, снаружи обожженных; 5) со стенами из саманных кирпичей, обложенных снаружи бетонными плитами. Все дома наземные на каменном (позже кирпичном, ныне зачастую цементном) фундаменте без подвалов и погребов, снаружи оштукатурены или обмазаны глиной и побелены. Крыши четырехскатные на стропилах, крыты ржаной соломой, камышом (в прошлом), черепицей, толем, рубероидом, шифером. Потолки подшиты досками, побелены. Полы на первых порах глинобитные, подмазка их периодически возобновлялась, позже и ныне - дощатые. Вдоль южной стены под нависающей стрехой крыши, подпертой столбами, - галерея (иногда и с западной стороны, чтобы предохранить дом от влажных западных ветров), ныне почти нигде не сохранившаяся.
Традиционная планировка - трехраздельная с сенями посередине, по одну их сторону жилая отапливаемая комната, по другую - холодная парадная. В сенях располагался открытый очаг под широкой вытяжной трубой (чах), а за ним топка невысокой печи, дым которой выходил под ту же трубу, а тело помещалось в комнате. На очаге варили пищу, поместив посуду на железные подставки, на раскаленной черепице жарили рыбу. Хлебные печи выносили зa пределы дома на усадьбы. Позднее строили многокомнатные дома с печным (ныне также паровым) отоплением.
Практически утрачена традиция внутреннего убранства жилого дома, сохранились лишь воспоминания о размещении икон с лампадой в восточном углу парадной комнаты, о приеме пищи в семейном кругу за низким круглым столиком.
В период переселения в Россию греческие женщины сохраняли традиционый костюм: туникообразную рубаху, ее украшенные вышивкой длинные рукава были видны из-под срезанных углом рукавов платья; черное платье (фистан) с длинными рукавами, в его глубоком вырезе виден был отдельно надевавшийся нагрудник красного цвета; верхнюю распашную одежду (зупун) из черной шерстяной материи, кроенную в талию с облегающим лифом и широкой юбкой. Обязательно было ношение фартука (фотан). Вокруг талии обертывали черный, отделанный бахромой платок (шал, мандил), сложенный углом так, что его узкий мысик приходился сзади или спереди. Лет с 12 в течение всей жизни женщины появлялись на людях с покрытой головой. Парадный головной убор - шапочка (митра, тапа) из мягкого материала с твердым ободком из легкого металла, на который прикрепляли монеты так, чтобы они свисали на лоб, вдоль щек спускались прикрепленные к ободку серебряные или золотые цепочки, заканчивающиеся большими монетами. Поверх шапочки повязывали легкий платок. В будни носили платки, завязанные под подбородком. Девичья прическа - две косы, замужние женщины складывали волосы на затылке узлом. В холодную погоду женщины закутывались в шали, специальной теплой одежды не имели. Постепенно перенимали одежду окружающего русского (преимущественно казачьего) населения: в первые десятилетия XX века женщины носили длинные юбки, облегающие блузки, головы покрывали легкими шарфами, а часто оставляли и непокрытыми.
Мужчины носили двубортные куртки и брюки, заправленные в сапоги. Крестьяне зачастую носили узконосую обувь из одного куска сыромятной кожи, прикрепляемую к ноге длинными кожаными шнурками (чарухи). Зимой- тулупы мехом вовнутрь, плоские барашковые черные шапки с матерчатым донцем, в теплую погоду - фуражки. Мужчины быстро приобщались к городской моде: рубашки-косоворотки, подпоясанные узкими ремешками, пиджачные пары и тройки, ботинки составляли парадный костюм.
Греки Западного Закавказья в первые десятилетия после переселения носили узкую черного или темно-синего цвета куртку и жилет, штаны (вракин) широкого покроя до колен с узкими, облегающими ниже колен гамашами, на голове башлык, украшенный кистью. Этот костюм близок костюму греков метрополии, особенно островов.
Примерно с 1920-х годов сельские жители перешли на общеевропейские городские формы одежды. Ныне повседневный и ритуальный костюм не имеет этнической специфики.
Преобладала молочная, овощная, крупяная и мучная пища. Изготовляли различные сорта сыра: мягкий, подсушенный и присоленный, сухой, засушенный на солнце, заготовляемый на зиму, соленую брынзу из овечьего, коровьего и козьего молока и т. п. Масло сбивали в деревянной маслобойке с широким туловом, подвешенной в горизонтальном положении, путем раскачивания; пахту употребляли на изготовление мягкого жирного творога. Крупяные супы заправляли сыром и зеленью. Для домашнего приготовления небольшого количества крупы имелись каменные зернотерки. Из теста изготовляли всевозможные пироги с сыром и зеленью, лапшу. Употребляли дикорастущие растения: лебеду, дикие чеснок и лук и т. п. Выработались различные способы заготовления овощных приправ впрок. Растительное масло изготовляли из подсолнечника (жмых идет на корм скоту). Сласти делали из загустевшего вываренного сока сахаристых культур (сахарного тростника, арбузов). Древние земледельческие традиции отразились в поминальном блюде, известном по всему греческому ареалу: каша из цельных пшеничных зерен (местное название коккия, от греческого коккос, зерно, в других говорах - колива, отсюда же русское кутья). Для греков Черноморского побережья характерны блюда из жареной рыбы: хамсы, барабули и других. Употребляли своеобразные приправы - мидии, древесных улиток и т. п.
Вынужденные миграции привели к отрыву повседневной жизни, протекающей среди преобладающего русскоязычного населения, от традиционных верований и представлений, обеднили фольклорный фонд. Сохранились лишь отрывочные сюжеты и действа, коллективистский характер празднования наиболее популярных православных праздников: Пасхи и дня св. Георгия. Коллективная трапеза в Георгиев день, а также в честь местных храмов трактуется как искупительная жертва. Сохранились слабые следы почитания священных мест, источников (паломничества к ним превратились в народные гуляния с обязательным зажариванием на вертеле бараньей туши по древней балканской традиции), морской стихии (традиционное опускание креста в море в день Крещения - Богоявления), магии свежей зелени (украшение церквей и жилищ пахучими травами в день Троицы). Некоторые традиции соблюдаются в дни календарных праздников: колядование (хвалебное песнопение) на Новый год (как и на Рождество), который отмечается как день св. Василия: среди ряженых непременны маски "коня" или "козы" и группа персонажей ("старик", "старуха", "невеста", "дьявол", он же "арап", и др.), в действиях которой, в частности, в травестизме, отражается семейно-брачная магия. Характерно обилие колокольчиков на костюмах гл. персонажей. В последнее время обряды колядования сближаются со славянскими.
Сохраняются национальные танцы (преим. коллективные, реже парные), песни под аккомпанемент трехструнной смычковой лиры (кеменджи), а также бубна и гармоники.
Тенденция к культурному и общественному единению российских греков обозначилась уже в начале XX века, что выразилось в учреждении школ, училищ, театров, основании газет и журналов (в Батуме, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Одессе и др.), создании греческих клубов. Греческая художественная литература выходила на греческом языке и на местных диалектах и наречиях. Меценатство греческих предпринимателей направлялось на поддержание образования, религии, просветительских учреждений и на обустройство греков, спасавшихся в России от репрессий на территории Османской империи. В 1920-е годы государственная политика была направлена на формирование "советского греческого самосознания", что предполагало отрыв греков СССР от Греции. В 1928-1939 годы существовала национальная греческая автономия: были созданы греческие национальные районы - на Украине, в Абхазии, на Цалке, на Северном Кавказе (с центром в ст. Крымская, современный г. Крымск), в местах смешанного национального расселения - национальные сельсоветы. Издавались газеты, журналы, книги, в том числе детские, работали школы, педучилища (в Мариуполе, Сухуми, Краснодаре, Цалке), создавались школьные учебники, обучались грамоте взрослые. Все издания переводились на народную норму - димотику. В 1927 году упрощена графика, впоследствии письменность переведена на русскую графику, что помешало грекам-понтийцам в дальнейшем осваивать современный литературный греческий язык. Создавались общественно-просветильные объединения, музеи (в 1926 году при краеведческом музее в Мариуполе была организована греческая секция). Активно публиковались писатели и поэты: Георгий Костоправ, Антон Шапурма, Григорий Данченко, Леонтий Кирьяков. Развитию культуры служили греческие клубы и театры: любительские кружки и греческие труппы при областных и республиканских театрах.
В 1937-39 годах национальное развитие греков было резко пресечено. В 1938 году школы были переведены на обучение на русском языке. В 1939 году закрыты все греческие секции издательствв, литература из библиотек конфискована, записи народных песен уничтожены. Репрессированы многие деятели культуры.
Возрождение греческой культуры началось в конце 1980-х годов. Объединению греков должно служить изучение школьниками и взрослым населением современного литературного греческого языка в форме димотики, для чего формируются педагогические кадры, составляются учебники и т. д. Поощряется развитие всех форм народного самодеятельного и профессионального творчества. Издаются газеты и книги греческих писателей и поэтов (по большей части на русском языке). Организовано "Объединение греческих обществ Российской Федерации".
Среди росcийских деятелей науки и культуры 2-й половины XX века выделяются греки: философ Ф. X. Кессиди, экономист, политический деятель Г. X. Попов, археолог В. И. Сарианиди, медики Н. Ф. Мистакопуло, К. Н. Цацаниди, дирижер О. А. Димитриади, композиторы М. И. Чулаки, И. Г. Кефалиди, музыковед Н. Ф. Тифтикиди, драматург, режиссер и актер Ф. Г. Канониди, кинорежиссер А. М. Згуриди, художники Д. С. Бисти, А. Г. Акритис и др.
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33