Мепаришвили: проблемы в судопроизводстве Грузии достигли кульминации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судебная система Грузии находится в катастрофическом состоянии, считает депутат парламента Грузии, бывший генеральный прокурор страны, профессор Тбилисского государственного университета им. Иване Джавахишвили юрист Гия Мепаришвили.
По мнению Мепаришвили, проблемы в этой области настолько сложные, что уже достигли кульминации, и они требует скорейшего разрешения.
"Я долго не делал никаких комментариев по вопросам судебной реформы, так как в свое время был связан с этой сферой. Не хотел, чтобы создалось впечатление недоверия и необъективности", - такими словами начал свой комментарий юрист.
"Сегодня в судебной системе катастрофическое положение, хуже этого и представить сложно, - сказал Мепаришвили в беседе с корреспондентом "Кавказского узла". - К социальным и другим проблемам прибавилась еще и эта. Это реальность, на которую нельзя закрывать глаза. Статистика подтверждает мои слова".
По словам юриста, 52 % судебных тяжб между государством и частными лицами заканчиваются в пользу последних. Это считается хорошим результатом, потому что раньше почти в 100 % случаев выигрывало государство.
"Откуда же цифра 52 %? Она, оказывается, возникла благодаря делам, касающимся получения информации. В имущественных же спорах, и тех, которые связаны с госбюджетом, частные лица практически не выигрывают", - пояснил собеседник. По его словам, грузинский суд в любом случае защищает интересы государства.
Далее Мепаришвили рассказал о главных проблемах суда Грузии:
"Оправдательных приговоров почти нет. В советское время показатель подобных приговоров, скажем, с 1982 по 1989 года колебался от 1.4 до 2 %, а сегодня он равен 0.5 %. То есть работа наших судов неэффективна. В практику ввели принятие решений лишь на основе следственных материалов, без устного слушания сторон. В апелляционной и кассационной инстанциях порой решение принимается лишь одним судьей. Объясняют это нехваткой судебных кадров.
У нас около 22 тысяч заключенных, и в такой ситуации действуют лишь крайние меры наказания. Практически не применяется условное заключение, домашний арест. Если не сотрудничать со следствием и не заключать процессуальной сделки, условное освобождение невозможно. Только заключение и освобождение под залог. Причем по закону минимальная сумма залога равняется двум тысячам лари (1300 долларов США), но в действительности берут не меньше пяти тысяч (3250 долларов США)".
Проблемой в законодательной базе, которая, по словам Мепаришвили "совершенно раздергана и обездоленна", является то, что выведены из строя уголовный, административный, гражданский кодексы.
"В соответствии с Конституцией Грузии, судьи должны иметь гарантии независимости, но, к сожалению, это не выполняется, - говорит депутат. - Приказом председателя Верховного суда Грузии были утверждены "Обязательные, руководящие рекомендации" для судей. Это не закон, не подзаконный акт. И на лицо несовместимость понятий: рекомендация не может быть обязательной".
Юрист обратил внимание также на то, что в 2004 году были введены поправки в законодательство, согласно которым стало возможным использование тайной видео и аудиозаписи в деле в соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом как независимого вида доказательства. По его мнению, это пугающая тенденция, из-за которой люди уже бояться общаться: а вдруг их кто-то прослушивает и записывает.
"Еще есть недостатки, связанные с правом обжалования. Сегодня твою жалобу могут принять к рассмотрению, а могут и не принять. Примут, если она интересна для судебной практики и науки", - заявил Мепаришвили, подчеркнув, что дальше так нельзя и пора задуматься над ситуацией.
"Для меня подобная ситуация в правосудии является странной. Такого отношения к закону никогда не было. Всегда существовали в той или иной степени уважение и страх перед законом", - заключил Гия Мепаришвили.
На вопрос о том, что, по его мнению, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, юрист ответил так:
"Во-первых, нужна политическая воля. Я ее на сегодняшний день не вижу. Лишь слова, замечания и указания международных и местных организаций, которые никаких результатов не приносят. Произрастает дилетантство, столько ошибок в судопроизводстве и такого несчастного суда я не помню. А тот, кто пытается бороться против системы, сразу же бывает вынужденным уйти из нее и попадает в резерв".
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21