В Москве прошла презентация диска "Жертвы политического террора в СССР"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
25 октября в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс" в Москве прошла пресс-конференция, посвященная выходу нового электронного издания "Жертвы политического террора в СССР".
Это издание - результат совместного проекта Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" и Уполномоченного по правам человека в РФ, при поддержке Объединенной демократической партии "Яблоко", Международного фонда им. Д. С. Лихачева и швейцарской программы по развитию и сотрудничеству.
Цель проекта - создание единого и максимально полного перечня жертв советского политического террора.
CD-альбом включает 2 614 978 имен людей, пострадавших от государственного террора в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане и на Украине в 1918-1985 гг. В единую базу данных включены не только более 280 томов Книг памяти из разных регионов бывшего СССР, но и большой объем неопубликованных сведений.
Предыдущее издание, выпущенное в 2004 г., содержало 1 340 000 имен и помогло многим людям впервые получить достоверные сведения о судьбах своих репрессированных родственников и близких.
Новое издание CD-альбома выходит в год 70-летия с начала "Большого террора" 1937-1938 гг. и в преддверии всероссийского Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября.
Пресс-конференцию провели Уполномоченный по правам человека в РФ В. П. Лукин, председатель правления Международного общества "Мемориал" А. Б. Рогинский, лидер Объединенной демократической партии "Яблоко" Г. А. Явлинский и руководитель проекта, член правления Международного "Мемориала" Я. З. Рачинский.
По мнению Владимира Лукина. вспоминать трагические страницы истории абсолютно обязательно, иначе новые поколения будут обречены начинать с нуля.
Арсений Рогинский рассказал что собрано - 20-22% имен от всего числа пострадавших от репрессий, - итог работы сотен людей в множестве регионов почти за 20 лет. По его мнению, для того чтобы такими же темпами "всех поименно назвать" необходимо "или много лет такой же работы, или государственная программа, политическая воля государства, такая же, какая была проявлена по отношению к павшим на Великой Отечественной войны".
Григорий Явлинский высоко отозвался о колоссальной работе "Мемориала", послужившей одной из причин выдвижения этой организации на Нобелевскую премию мира: "Более сложную и более значимую работу просто трудно себе представить".
"Речь идет о государственном терроризме, - продолжил лидер партии "Яблоко", - а его отличие от международного терроризма, о котором сейчас много говорят, в том, что от него погибают не случайные люди, а самые лучшие, самые заметные, самые честные".
Участники пресс-конференции ответили на почти два десятка вопросов журналистов, касавшихся распространения диска, конкретной роли каждого из участников в его подготовке, проблем реабилитации царской семьи, захоронения палачей своего народа на главной площади страны, сегодняшнего положения реабилитированных, отмечания Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября и т. д.
На вопрос о работе Комиссии по реабилитации жертв репрессий при президенте РФ член этой комиссии Арсений Рогинский сообщил, что после кончины ее председателя академика А. Н. Яковлева работа Комиссии фактически прекращена. Несмотря на назначение нового председателя - Михаила Митюкова, в течение 5 месяцев не было ни одного заседания.
Вопрос корреспондента Радио "Свобода" Мумина Шакирова затронул актуальную полемику вокруг пособия для учителей "Новейшая история России. 1945-2006 гг." Александра Филиппова, где Сталин представлен, по выражению одной школьницы, "эффективным менеджером". "Каждый ученый может придерживаться своей точки зрения и выражать ее в книгах и учебниках, - ответил Владимир Лукин, - но равные права должны иметь и другие книги, в которых представлены другие точки зрения и подходы, а учитель должен выбрать на альтернативной основе то, что он считает правильным и стараться побуждать своих учеников думать и сопоставлять разные точки зрения".
На прямой вопрос: "Какой реакции государства Вы ждете от выпуска этого диска и вообще от Вашей работы?" - А. Рогинский ответил: "Абсолютно наивно, я могу сказать, чего я жду. Как минимум: 1) Чтобы государство назвало преступление преступлением. 2) Чтобы государство еще раз выразило сочувствие и соболезнование, и извинилось бы перед многими, многими и многими. 3) Чтобы государство объявило государственно-общественную программу по увековечению памяти жертв, в которую входило бы создание Книг памяти (это должна быть межгосударственная программа с другими странами бывшего СССР); чтобы государство поставило - от имени государства! - памятник жертвам (не валун Соловецкий, который поставили мы, общество); чтобы государство создало музей террора; чтобы государство приступило к планомерной работе по выявлению и отметке памятными знаками мест захоронений жертв террора; и что самое главное, чтобы государство выработало наконец нормальную, а не ту, которая есть сегодня, политику в отношении школьного преподавания темы террора".
О том, как в новом издании CD-альбома представлена информация о жертвах политических репрессий на Северном Кавказе, ранее корреспонденту "Кавказского узла" рассказал руководитель проекта Я. З. Рачинский: "Большая часть республик Северного Кавказа представила информацию для нашего диска. Это 6500 имен из Северной Осетии, вошедшие в 2 выпущенные там Книги памяти. Готовится к выпуску Книга памяти в Кабардино-Балкарии, и по ее материалам мы получили более 5 тыс. полноценных справок на репрессированных. Несколько менее подробная информация - из Дагестана, но тоже на довольно большое число лиц. Прилично представлен Краснодарский край - около 7 тыс. имен. По Ингушетии и Чечне - преимущество данные о депортированных. Это обширные списки, но с самой минимальной информацией о людях: практически это имя-фамилия-отчество и год рождения; даже место рождения указано не всегда. Адыгея - также данные о депортированных и раскулаченных. Наименее - сравнительно небольшими списками "лишенцев" - представлена Карачаево-Черкесия. К сожалению, мы не получили никакой информации от республик Закавказья. У нас есть лишь сведения о тамошних уроженцах, которые оказались в заключении на территории России или были осуждены на территории России. Нам ничего не известно о существовании там Книг памяти".
-
21 ноября 2024, 17:03
-
21 ноября 2024, 16:22
Житель Тбилиси задержан за нападение на полицейских на акции протеста
-
21 ноября 2024, 15:21
-
21 ноября 2024, 14:07
1 -
21 ноября 2024, 13:27
-
21 ноября 2024, 13:17
1Митинг против экстрадиции чеченских беженцев прошел во Франции