ПЦ «Мемориал»: конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитный центр «Мемориал» 1 августа 2007 года подготовил бюллетень, в котором заявил, что современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок.
В сообщении сказано, что общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан отличается от положения в соседних республиках Северного Кавказа. Население Дагестана составляют множество этнических групп, (в отличие от фактически моноэтничных Чечни и Ингушетии).
Это обстоятельство определяет множественность действующих в республике сил, предполагает согласование их интересов, разрешение возникающих конфликтов, что, с одной стороны препятствует централизации власти в республике с образованием авторитарного режима.
"С другой стороны, это «согласование интересов» и «разрешение конфликтов» зачастую происходит неправовым путём, что, в конечном счёте, и определяет ситуацию в республике", - сказано в сообщении ПЦ "Мемориала".
В Дагестане традиционно высок уровень исламской религиозности населения, пережившей даже период воинствующего советского атеизма. Уровень жизни в республике один из самых низких в Российской Федерации, а размах коррупции беспрецедентен даже для северокавказского региона.
В последние годы правозащитники, - как российские, так и зарубежные, - не уделяли достаточно внимания положению в Дагестане. Военные преступления, преступления против человечности в Чечне отодвинули на второй план проблемы нарушений прав человека в соседних республиках.
Между тем, Дагестан уже второе десятилетие находится в состоянии вялотекущего противостояния, - между вооруженными группами и силовыми структурами, федеральными и местными; между различными криминально-политическими группировками, использующими силовые структуры для «разрешения» конфликтов интересов.
С конца 1990-х годов в республике действует вооруженное подполье, противостоящее федеральным и местным силовым структурам. Члены подполья совершают теракты, нападения, подрывы и убийства сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, спецслужб.
Нередко в результате этих действий страдает гражданское население. Для борьбы с вооруженными группами в республике сосредоточено значительное количество «силовиков», которые проводят «контртеррористические операции» с грубым нарушением законодательства РФ и норм международного права.
Они подвергают неизбирательными обстрелам жилые дома, незаконно задерживают и похищают граждан, незаконно содержат их в местах предварительно заключения, применяют незаконные методы дознания и следствия, - такие как пытки, избиения, иные формы физического и психологического насилия, - совершают внесудебные казни.
"Современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок", - заявляют правозащитники.
Они поясняют, что в 1990-е годы в республике активно распространяется новое для Кавказа религиозное течение фундаменталистского толка, приверженцы которого называют себя членами «джамаата салафийа» или просто «мусульманами». Правоохранительные органы в их отношении обычно используют термин «ваххабизм».
Распространение нового течения нередко происходило через религиозный конфликт, - как внутри исламских общин в населенных пунктах, так и между представителями духовенства, - Духовного управления мусульман, - и лидерами салафитов.
Духовное управление мусульман Республики Дагестан, ощущая ослабление своих позиций, прибегло к помощи государства в защите своих интересов. В конце 1996 года начинается открытое давление со стороны силовых структур на салафитов.
Так, лидер Духовного управления Сайд Мухаммад - Хаджи Абубакаров ввел в обращение лозунг «Каждый мусульманин, который убил ваххабита, попадет в рай». В ответ на это лидер салафитов Багауддин Мухаммад объявил хиджру, многие его последователи с семьями переехали в Чечню.
После вторжения отрядов Шамиля Басаева в Дагестан в августе и сентябре 1999 года на волне народного гнева Народное Собрание РД принимает «Закон о запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (22 сентября 1999 г.)
"Закон развязал руки милиции, - фактически каждый, кто, по субъективной оценке сотрудника правоохранительных органов, мог быть причислен к приверженцам «нового течения», становился жертвой милицейского произвола.
Произошло смешение уголовно-правового и религиозного понятий: борьба с терроризмом фактически превратилась в борьбу с приверженцами «ваххабизма» как религиозного течения, - говорится в сообщении. -
Женщин, облачающихся в мусульманскую одежду, вызывали в милицию на допросы и профилактические беседы, сопровождавшиеся угрозами. Их мужья и братья немедленно попадали в поле зрение сотрудников силовых структур, рискуя быть незаконно задержанными, избитыми или даже пропасть без вести".
После событий 1999 года государство было поставлено перед необходимостью привлечь к уголовной ответственности участников и пособников нападения на Дагестан.
В этот период в производстве прокуратуры находилась масса дел, в основном по статьям 208 и 222 УК РФ. Молодых людей, подозревавшихся в участии в событиях 1999 года, задерживали.
Кропотливым сбором доказательств их вины, как правило, никто не занимался, поэтому в основу обвинения нередко ложились исключительно признательные показания, добытые с применением пыток, нередко сопровождавшихся «унижением мужского достоинства» (изнасилованием или угрозой изнасилования).
В итоге подозреваемых привлекали к уголовной ответственности и обычно осуждали на незначительные сроки лишения свободы.
После 2002 года начали выходить из мест лишения свободы осужденные за участие в событиях 1999 года. Они стали по списку «отстреливать» пытавших их сотрудников силовых структур.
ПЦ "Мемориал" отмечает, что особенной жестокостью в применении недозволенных методов отличились республиканский 6-й отдел (УБОП МВД РД) и Кировский РОВД, и теперь сотрудники именно этих структур чаще других оказывались жертвами терактов и нападений членов вооруженного подполья. Наиболее дерзкой стала группа Расула Макашарипова, которой приписывают более ста убийств милиционеров в Дагестане.
В 2004-2005 годах силовые структуры республики пришли к пониманию того, что применение пыток и обращения, унижающего человеческое достоинство, чревато серьезными последствиями для самих сотрудников силовых структур. Многие из них погибли и были ранены, другие живут в страхе возможных нападений.
В связи с этим, как утверждают адвокаты, занимающиеся защитой граждан, подозреваемых в участии в вооруженных группах, в последние годы изменилась тактика работы дагестанских силовых структур.
"Подозреваемых все чаще вывозят на пытки в Чечню, - ведь там можно пытать безнаказанно, и не опасаться вмешательства адвоката. Тех, кого жестоко пытают в Дагестане, затем нередко, по выражению родственников, «теряют», - они пропадают без вести.
Видимо, таким образом «силовики» пытаются замести следы и обезопасить себя от последующей мести со стороны жертв пыток. Чтобы облегчить проведение дознания с применением незаконных методов, как утверждают родственники и адвокаты, подозреваемых незаконно задерживают, точнее - похищают", - говорят правозащитники.
В отличие от Чечни и Ингушетии, где похитители приезжают к людям домой вооруженные и в масках, и забирают подозреваемого при свидетелях, похищения в Дагестане, видимо, тщательно планируются, поскольку происходят без свидетелей и лишнего шума: человек выходит из дома и не возвращается.
В июле 2007 года в ПЦ «Мемориал» поступали заявления от родственников людей, исчезнувших таким образом. Все обратившиеся утверждают, что их близкие были задержаны сотрудниками силовых структур Республики Дагестан.
В начале лета родственники похищенных и исчезнувших жителей республики создали общественное движение «Матери Дагестана». Активисты движения собирают информацию о нарушениях прав человека в Дагестане.
По их данным, с начала 2007 года в республике исчез 21 человек. С мая 2007 года инициативная группа провела несколько митингов у зданий Правительства Республики Дагестан, РУБОП МВД РД, у здания МВД РФ.
"Кавказский узел" уже сообщал, что 3 августа 2007 года с 9 часов утра в центре Махачкалы у Кумыкского театра пройдёт очередной митинг родственников людей, похищенных или исчезнувших в Дагестане.
Правозащитный центр «Мемориал» выражает крайнюю обеспокоенность ситуацией с исчезновениями людей в Дагестане. Также правозащитники, обратившись к тем, у кого ситуация в Республике Дагестан вызывает озабоченность, сообщили, что письма они могут направить:
Президенту Республики Дагестан, Алиеву Муху Гимбатовичу +7 8722 67318, 673061
Прокурору Республики Дагестан, Ткачеву Игорю Викторовичу +7 8722 679513.....
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08