29 июня 2007, 17:18

Локшина: в Чечне российские милиционеры теряют профессионализм

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С конца 2005 года Правозащитный Центр «Демос» начал реализацию межрегионального проекта «Привлечение общественного внимания к Чеченскому конфликту через призму проблем социальной адаптации и профессиональной деятельности ветеранов». На этом проекте, название которого в кратком варианте звучит как «Ветераны Чечни в современной России», сошлись в одну две основные темы исследовательской деятельность Центра: ситуация в Чеченской республике и произвол в правоохранительных органах России. 28 июня 2007 года результаты почти двухлетней работы были представлены в Правозащитном центре (ПЦ) "Мемориал".

О сути реализованного «Демосом» совместно региональными партнерами проекта рассказала в интервью корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Центра Татьяна Локшина.

- Что заинтересовало Вас и Ваших коллег в проблемах побывавших в Чечне сотрудников милиции?

- Наверное, правильнее сперва сказать, зачем вообще мы начали это делать, зачем мы начали исследовать ситуации сотрудников милиции, которых отправляют служить из регионов Российской Федерации в Чеченскую Республику сроком по нынешним временам на полгода. Дело в том, что со времени своего основания, а это было три с половиной года назад, Центр «Демос» довольно активно разрабатывал проблематику правоохранительных органов. Наше первое масштабное исследование (тоже межрегиональное) касалось именно проблемы произвола правоохранительных органов. И в рамках этого исследования чеченские командировки рассматривались как один из факторов, который способствует  развитию этого произвола в милиции.

Кроме того, все это время мы также активно занимались отслеживанием ситуации в Чеченской Республике. Таким образом, исследование о положении ветеранов  в правоохранительных органах  сомкнуло две линии работы, соединило в одну точку, а именно нашу работу в Чечне и нашу работу по ситуации в правоохранительных органах.

Причем очень было интересно посмотреть и на то, как сотрудники милиции воспринимают происходящее в Чечне. Заодно показать российскому обществу, что происходящее в Чечне действительно касается каждого из нас, потому что, в конце концов, в республике работает наша милиция. Там с ними происходят довольно страшные вещи, которые не могут не отражаться на их работе, когда они возвращаются домой в регионы. Тем более, как нам удалось выяснить  в ходе исследования, фактически адекватной реабилитации сотрудники милиции не получают.

- Расскажите о том, как проходило исследование?

- Проект этот закончился только что. Масштабная книжка по результатам исследования уже написана и выйдет из печати буквально через месяц. Непосредственно «полевой» этап исследования, то есть интервьюирование в регионах самих сотрудников милиции, их жен, психологов, работающих с сотрудниками милиции, руководства отделений милиции и т.д. — все это происходило летом и  осенью прошлого года, а в последние полгода мы занимались непосредственно обработкой материала (если не ошибаюсь, там было около 95 анкет).

Мы работали в Москве, Нижегородской области, Тверской области, в республике Коми, в Адыгее и на Алтае. Таким образом, региональный охват достаточно широк и разнообразен. Работали мы, разумеется, не одни, а с нашими партнерскими региональными организациями, которым крайне благодарны, потому что провести исследование в одиночку никакой возможности не было бы.

Важно добавить, что мы не изучали, какие преступления совершают сотрудники милиции, командированные в чеченскую милицию. Мы  пытались узнавать не то, что они делают там, а что Чечня делает с ними. То есть проблема рассматривалась именно через призму проблем ветеранов.

- Какие проблемы стали явными в ходе исследования?

- Как я уже сказала, это проблема реабилитации. Ее отсутствие разрушает их профессиональную и личную жизнь. С другой стороны, учитывая отсутствие реабилитации, сами командировки в Чечню приводят к депрофессионализации сотрудников милиции. Это очень негативно влияет на их дальнейшую работу. Об этом говорят, используя термин «депрофессионализация» как сами интервьюируемые сотрудники милиции, так и их непосредственное начальство. То есть проблема существует, и она стоит очень остро.

- В СМИ нечасто встретишь упоминания о проблемах ветеранов Чечни. Почему так?

- Этой теме, как в региональных, так и в нерегиональных СМИ посвящается очень мало, это одна из «забытых тем», одна из проблем, которые системно игнорируются. И, хотя в принципе МВД  время от времени что-то говорит о необходимости реабилитации (существуют даже программы и соответствующие приказы), но реальной эффективной реабилитации не происходит. Реабилитации, направленной на социальную адаптацию, на  реинтеграцию ветеранов в общество.

Я не думаю, что это происходит специально, просто наше государство недостаточно заботится о благополучии сотрудников милиции. И понимание о том, что серьезнейшее влияние оказывают на работу сотрудников милиции чеченские командировки, приходит очень нескоро.

Наше общество не готово воспринимать то, что происходит в Чечне. Есть ложное понимание, что это не про нас, это все очень далеко. Может быть, получив больше информации о том, что именно вот этот чеченский опыт делает с сотрудниками милиции, ситуация изменится.

Автор: Александра Кондрашева, корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

15 августа 2024, 08:59

  • Жители Тлоха потребовали наказать силовиков за пытки

    Силовики подвергли пыткам жителя села Тлох Ботлихского района Магомеда Шамсудинова, чтобы добиться от него признательных показаний по уголовному делу. Шамсудинов уже четыре месяца содержится в СИЗО, заявили его односельчане в видеообращении к главе Дагестана Сергею Меликову. Они попросили его вмешаться в ситуацию и пресечь нарушение прав их односельчанина.

15 августа 2024, 08:07

15 августа 2024, 07:13

15 августа 2024, 06:19

  • 1 Меликов признал проблему с вывозом мусора в Махачкале

    В Махачкале торговые центры повсеместно сваливают отходы на мусорки, предназначенные для жилых домов, в результате чего они переполнены, заявил глава Дагестана Сергей Меликов. Он пригрозил наказать подчиненных, если те в течение пяти дней не приведут систему по вывозу мусора в надлежащее состояние.

15 августа 2024, 05:23

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей