Обвиняемые по "Нардаранскому делу" пожаловались на пытки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по "Нардаранскому делу" заслушаны показания жителей поселка Нардаран, осужденных по другим уголовным делам. Они заявили о том, что в ходе предварительного следствия у них выбивали показания против лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде.
Как писал "Кавказский узел", 3 августа в Бакинском суде по тяжким преступлениям начался процесс по "Нардаранскому делу". Последнее заседание суда 14 октября было закрыто после протеста против выступления свидетеля – сотрудника полиции. Подсудимые бросили в него бутылку с водой, а он в них – ботинок. Это произошло после того, как зампред движения "Мусульманское единство" Аббас Гусейнов обвинил полицейского во лжи и потребовал привлечь его к уголовной ответственности за пытки. В начале заседания 17 октября судья Аловсат Аббасов сообщил о своем решении об отстранении Гусейнова от участия в процессе. Он мотивировал это поведением подсудимого на предыдущем заседании. Подсудимые по "Нардаранскому делу" в Азербайджане выразили протест против этого решения судьи. Судья дважды прерывал процесс после того, как подсудимые стали скандировать лозунги против властей. В итоге слушания были назначены на 14.00 (13.00 мск.)
26 ноября 2015 года в Нардаране была проведена спецоперация, в ходе которой были задержаны 14 человек, в том числе лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых семь человек были убиты. В числе обвинений Багирзаде - умышленное убийство, терроризм, организация массовых беспорядков. Обвиняемые, Талех Багирзаде и еще 17 человек, вину не признали и заявили, что дали признательные показания под пытками.
Причина инцидента на прошлом заседании - показания сотрудника полиции, заявил Гусейнов
На судебном заседании во второй половине дня 17 октября в судебном зале вновь появился заместитель председателя движения "Мусульманское единство" Аббас Гусейнов, передает корреспондент "Кавказского узла".
Его адвокату Немату Керимли было предложено написать заявление с просьбой обеспечить участие Гусейнова в судебном процессе. Адвокат заявление написал.
Председательствующий судья Аловсат Аббасов предупредил Гусейнова о недопустимости нарушения порядка и пригрозил окончательным удалением из зала суда до завершения процесса, если он будет продолжать препятствовать нормальному ведению процесса.
Аббас Гусейнов заявил, что причиной "произошедшего на заседании 14 октября стали лживые показания сотрудники "бандотдела" (Главное управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД. – Прим. "Кавказского узла").
Жители Нардарана отказались от показаний на предварительном следствии
Далее были заслушаны показания свидетелей – жителей поселка Нардаран, которые были осуждены по другим уголовным делам по обвинениям в незаконном хранении в оружии.
"Эти люди были арестованы через некоторое время после спецоперации в Нардаране. Следствие утверждало, что у них в домах было изъято оружие и боеприпасы. Они получили по статье 228.1 (незаконное хранение оружия) реальные сроки лишения свободы от 2 до 3 лет. Однако сегодня в суде они заявили, что оружие к ним домой подложила сама полиция, и заявили о пытках в полиции", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания адвокат Гусейнова Немат Керимли.
О том, что он не понимает, почему его арестовала, сказал, назвавшись при этом "ильхамовцем" (сторонником президента Азербайджана Ильхама Алиева), житель Нардарана Надир Гадиров.
"Я "ильхамовец". Я не понимаю, почему оказался за решеткой. Меня не пытали, потому что я подписался все, что мне дали. Ибо я не в том возрасте, чтобы меня били. В итоги, оказалось, что якобы у меня дома нашли оружие. После всего этого от меня стали требовать дать показания против Талеха Багирзаде. Вроде того, что он раздавал оружие в Нардаране. Но я сказал, что, если мне дадут и 20 лет срока, я этого не сделаю. После того, как меня арестовали, моя пожилая мать потеряла рассудок", - сказал Гадиров, добавив, что отказывается от показаний на предварительном следствии.
О том, что дал признательные показания под давлением, сказал другой житель Нардарана, свидетель Алиага Гасымов.
"Я даже не знаю, под чем подписывался. Я не знаю латинского алфавита, потому что учился на кириллице. Мне все что дали, я подписал. У меня не были никакого оружия, ни охотничьего, ни другого. Моего зятя тоже арестовали… Смотрите, сколько семей оставили без кормильцев. Аллах свидетель, что мы никакой политикой не занимались. Почему нас арестовали? Почему так мучают верующих мусульман?", - сказал Гасымов. Он также заявил, что отказывается от показаний на предварительном следствии.
О том, что он был арестован по клеветническому обвинению, заявил еще один житель Нардарана Раджи Бабаев.
"Мне под матрац дома подложили гранату. Потом пять дней меня пытали в "бандотделе". Все спрашивали, почему совершаешь намаз, поддерживаешь Талеха Багирзаде…", - сказал Бабаев.
О давлении заявил и житель Нардарана Агасалим Джебраилов.
"Под матрац моего 13-летнего ребенка подложили гранату. А потом стали еще разыгрывать сцену: "Ой, не трогайте, взорвется!". Какой нормальный человек будет прятать оружие, в постели ребенка? Естественно, я под показаниями подписывался по принуждению", - заявил Джебраилов.
На вопрос прокурора, обращался ли свидетель с жалобами на пытки в какой-либо орган, Джебраилов ответил: "Я обратился к Аллаху. Ибо в этой стране никто жалобы не рассматривает".
На предложение адвокатов подробнее рассказать о пытках, Джебраилов заявил, что не хочет этого делать.
"Мне 52 года. Я не хочу рассказывать тут при людях, при женщинах об этом... Сами подложили бомбу, а потом требовали сказать, кто тебе дал это", - сказал Джебраилов.
Подробности того, как его пытали, рассказал житель Нардарана Захид Закиев.
"Если позволите, я сниму обувь и покажу пальцы ног. У меня ногти вырывали клещами. Тот, кто это делал, был в маске, я не видел его лица. 14 дней меня пытали в "бандотделе". Они [полицейские] сворой набрасывались на меня и били", - сказал Закиев.
В этот момент по залу прошел гул недовольства. Женщины, одетые в характерные для верующих поселков Апшерона длинные черные хиджабы, стали плакать. Одна из них громко стала кричать: "Пусть так поступят с теми, кто пытал тебя!". Судья Аббасов предупредил зал, что "тут не место для проклятий". Обвиняемые из железной клетки также просили своих родственников успокоиться.
Затем свидетель рассказал, как 26 ноября прошлого года вышел на шум к дому, где проходила спецоперация.
"Я видел, как женщину в хиджабе за руку взяли и выбросили на улицу. Были слышны плачущие голоса женщин. Нам полицейские сказали, что, если подойдете, будут стрелять. Они [полицейские] приехали в поселок в мебельных грузовиках, туда же затаскивали. Они ехали по поселку на такой скорости, что на дороге сбили женщину", - рассказал свидетель.
Адвокат предложил посмотреть пальцы ног Закиева.
Однако судья сказал, что сейчас не время для проведения экспериментов, и объявил о закрытии заседания. Следующее заседание назначено на 19 октября.
Обвиняемые на судебном процессе действуют сплоченно, заявил адвокат Иманов
Судебные процессы, хотя проводятся в большом зале Бакинского суда по тяжким преступлениям, рассчитанном на 50 наблюдательских мест, не вмещают всех желающих. Их посещают сотрудники посольств западных стран и миссии ЕС. На каждом заседании еще около 50-100 человек остаются ждать на улице.
Не менее полусотни человек остались у здания суда и 17 октября, несмотря на проливной дождь. Женщин удалось разместить в коридоре приемного отделения суда, а мужчины так и простояли под деревьями в прилегающем сквере.
"Версия обвинения полностью разваливается", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ялчин Иманов.
"Подсудимых обвиняют в тягчайших преступлениях, в том числе терроризме, против государственного строя. Но из показаний свидетелей-полицейских выясняется, что перед такой серьезной операцией совещание и распределение обязанностей проводилось в течение 15 минут. Причем совещание проводил не министр внутренних дел или его заместители, и даже не глава ГУБОП, а начальник отдела этого управления. Не были привлечены другие силовые ведомства, и в частности Антитеррористический центр Государственной службы безопасности. Зато были задействованы сотрудники отдела по борьбе с киберпреступностью ГУБОП. Показания свидетелей-полицейских противоречат друг другу. Нет заключений экспертизы тел погибших офицеров полиции. Нет результатов баллистической экспертизы, нет данных экспертизы о том, с какого расстояния и направления были поражены полицейские", - сказал Иманов.
Он отметил, что на самом деле из движения "Мусульманского единства" в этом деле предстали перед судом только Талех Багирзаде и Аббас Гусейнов.
"Некоторые обвиняемые вообще случайно оказались 26 ноября в том доме в Нардаране. Дело в том, что 25 ноября Талех Багирзаде разместил в Facebook объявление, что 26-го числа в Нардаране по соответствующему адресу будет мероприятие, посвященное месяцу Мухаррам. Туда пришли жители Нардарана, некоторые приехали из Баку, окрестных поселков. Половина обвиняемых там впервые увидели Багирзаде. Другие не были членами организации, а просто ранее участвовали в мероприятиях, где с проповедью выступал Багирзаде. Члены правления и координаторы движения "Мусульманское единство" проходят по другому делу вместе с заместителем председателя движения "Мусульманское единство" Эльчином Гасымовым (в конце ноября – начале декабря были арестованы 10 членов правления и других руководящих деятелей движения "Мусульманское единство", включая зампреда организации Эльчина Гасымова). Однако на судебном процессе все обвиняемые действуют сплоченно и активно протестуют, если имеет место попытка давления или наказания на одного из них", - сказал Иманов.
По его словам, большинство обвиняемых - молодые люди. "Рамину Ярыеву даже не было 18 лет при задержании. Все остальные в возрасте 20-35 лет. Только Этибару Исмайлову и Ибрагиму Худавердиеву 55-56 лет", - сказал адвокат.
Он отметил, что наиболее активны 32-летний Багирзаде и 29-летний его заместитель Гусейнов.
"Они безусловные лидеры и активно поддерживаются остальными. Аббас Гусейнов действует, как говорится, на "грани фола" и уже трижды удалялся из зала. Однако солидарность и поддержка остальных подсудимых позволяли защите добиться возвращения Гусейнова в зал. Эти люди, зная, что приговор будет суровым, не сдаются в отстаивании своих прав", - сказал Иманов.
Что касается 43-летнего зампреда ПНФА Фуада Гахраманлы, то он, по словам адвоката, вообще не имеет отношения к этому делу.
Оппозиционер Фуад Гахраманлы задержан 8 декабря 2015 года и обвинен в подстрекательстве к религиозной экстремистской деятельности жителей поселка Нардаран. 11 августа он заявил в суде о фальсификации властями "Нардаранского дела" с целью оказать давление на верующих, выступающих против произвола политиков и коррупции.
"Фуада Гахраманлы просто прилепили к этому делу. Он никакой прямой связи с событиями в Нардаране не имел. Он лишь выражал свои мысли в Facebook", - сказал адвокат.
Представители стороны обвинения оказались недоступными для комментариев.
Талех Багирзаде родился в 1983 году в Баку, но корнями он из села Лагич Исамиллинского района. Получил высшее светское и религиозное образование. Окончил Азербайджанский государственный экономический университет. В 2005-2010 гг. учился в одном из религиозных образовательных центров Ирана – Куме. В 2010-2011 гг. продолжал религиозное образование в городе Наджаф в Ираке. Женат имеет двух детей.
Он ранее привлекался к уголовной ответственности. В частности, его арестовали 6 мая 2011 года за участие в акции против запрета на ношение хиджаба ученицами в школах. Впоследствии его осудили на полтора года по обвинению в хулиганстве и сопротивлении полиции.
"Кавказский узел" сообщал, что шиитский богослов Талех Багирзаде в ноябре 2013 года был приговорен в Азербайджане к двум годам лишения свободы по обвинению в хранении и сбыте наркотиков. В августе 2014 года, после обвинения в хранении запрещенных предметов в СИЗО, срок был увеличен на четыре месяца. Багирзаде свою вину полностью отрицал. В декабре 2014 года он был переведен из колонии общего режима в Гобустанскую закрытую тюрьму. 31 июля он вышел на свободу, полностью отбыв срок наказания.
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, которые освещает "Кавказский узел", публикуются на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52
-
21 декабря 2024, 07:03