Мусульманам-шиитам в Москве предложено отметить День Ашура вне Соборной мечети
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Главный имам Соборной мечети Москвы предложил шиитам перенести проведение мероприятий по случаю Дня Ашура 12 октября на другие площадки. В азербайджанской общине заявили, что мероприятия для всех желающих будут доступны на трех площадках в Москве. Проведение шиитских и суннитских богослужений возможно в одной мечети, за исключением специфических шиитских ритуалов в День Ашура, считают опрошенные "Кавказским узлом" ученые.
Мухаррам - первый месяц мусульманского лунного календаря (хиджры). В первые 10 дней Мухаррама отмечаются дни траура у мусульман-шиитов, посвященные памяти внука пророка Мухаммада, имама Хусейна, убитого 10 Мухаррама 680 года в неравном бою с халифскими войсками. Десятый день Мухаррама называется Ашура, именно на него приходится кульминация траурных мероприятий. В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить траурные церемонии - тазия. На улицах организуются процессии-представления, некоторые их участники совершают самоистязания. При этом самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн! О, Хусейн!), откуда происходит название церемонии - "шахсей-вахсей", говорится в справке "Мухаррам" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". Также в этом разделе опубликованы справочные статьи "Суннизм", "Шиизм", "Ислам в России".
Потасовка в Соборной мечети после запрета на проведение шиитских богослужений
В Соборной мечети Москвы в начале октября произошла потасовка между представителями шиитского и суннитского течений ислама, сообщается 6 октября на сайте информационно-аналитического центра "Сова".
"Поводом для столкновения стал запрет на проведение шиитских богослужений в месяц Мухаррам... Несмотря на запрет, представители азербайджанской - шиитской - общины пришли в мечеть, сотрудники мечети их не пускали и вызвали полицию, а представители другой общины - сунниты - включились в драку", - отмечается в сообщении.
Около 20 лет шиитская община проводила в стенах старого здания, а затем временного помещения Соборной мечети свои мероприятия, собираясь в основном по пятницам после 18.00 и в дни Мухаррама. Однако в этом году местная религиозная организация мусульман "Ахли-Бейт" перед месяцем Мухаррам получила отказ на проведение траурных мероприятий в Соборной мечети, отмечает Moscow-baku.ru.
Конфликт, случившийся 3 октября, назревал еще до открытия нового здания Соборной мечети в сентябре 2015 года, считает один из очевидцев потасовки, директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев.
"После открытия новой мечети целый год в распоряжении шиитской общины был временный павильон, заменявший раньше мечеть, а после его сноса на некоторое время шиитам разрешали собираться в подвале Соборной мечети", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Тагиев.
По его словам, администрация мечети постоянно выражала свое недовольство шиитскими богослужениями, и руководителя организации "Ахли-Бейт" Низами Балгогланова неоднократно вызывали на переговоры в муфтият.
"И вот 3 октября, в день начала месяца Мухаррам, шииты пришли в Соборную мечеть и обнаружили подвал закрытым для себя. Возмущенные этим, они пошли разбираться в администрацию мечети, там заявили, что больше шиитам не разрешат собираться, и никаких мероприятий Мухаррама в Соборной мечети не будет", - рассказал он.
Тогда шииты поднялись на второй этаж мечети, после чего к зданию были стянуты оперативники в штатском, пять-шесть автобусов ОМОНа, полицейские, отметил он.
"Трудно сказать, кто и зачем их привлек. Но они непосредственно в противостояние сперва не вмешивались. Придя с настроем разогнать толпу, они увидели, что все в порядке. Никто себя цепями или мечами не бьет. Но тут откуда ни возьмись появились радикально настроенные граждане. Они набросились на толпу шиитов... Завязалась драка. Полицейские не стали вмешиваться. Драку разняли сами прихожане - сунниты и шииты. На этом все завершилось. Пострадавших не было. Шииты ушли из мечети", - продолжил Тагиев.
Между тем другой очевидец конфликта, прихожанин Соборной мечети, выходец из Дагестана по имени Асланбек сказал "Кавказскому узлу", что полицейские и ОМОН появились позже, чем описал Тагиев, и активно в конфликт не вмешивались.
"Все происходило так: какая-то группа людей пришла и стала громко причитать и распевать какие-то напевы. В это время в одном из залов Соборной мечети читали вслух Коран. Услышав громкие крики, прихожане удивились и решили узнать, что происходит. Выяснилось, что это шииты проводят Мухаррам. Кому-то из прихожан это не понравилось. Началась громкая перепалка, а потом дело дошло до драки. Но сами верующие и разняли её", - рассказал он.
По его словам, любой, кто совершит в мечети действия, которые идут вразрез с ее функциями, вынужден будет её покинуть.
Про День Ашура можно прочитать в справке, опубликованной "Кавказским узлом" в разделе "Справочник".
"Если я буду петь свои нашиды, свои песнопения, чем буду мешать другим молящимся, меня тоже попросят выйти. Мечеть - это место, где мусульмане совершают намаз, воздают дуа (мольбу) Всевышнему, совершают зикр (поминание Аллаха), читают и изучают Коран, и лучше с тем, чем не подобает заниматься в мечети, не приходить", - считает Асланбек.
Московский муфтият выступил против выставления напоказ внутренних исламских различий
С наступлением месяца Мухаррам, в первые дни которого у шиитов принято соблюдать траур и в конце этого периода совершать обряд шахсей-вахсей, в Соборной мечети произошел конфликт из-за слишком громкого совершения поклонения, что вызвало недовольство со стороны других прихожан, говорится в заявлении председателя Духовного управления мусульман Москвы, главного имама Соборной мечети Ильдара Аляутдинова, опубликованном 5 октября на сайте муфтията.
"В исламском обществе существует разделение на различные течения и имеются отличительные особенности в богослужении и ритуалах, мечеть не может быть местом, где внутренние исламские различия выставляются напоказ. Это привносит раскол в мусульманское сообщество. Именно поэтому существует строго установленный порядок, согласно которому здесь проходят богослужения, проповеди, лекции, дежурит штат имамов", - отмечается в заявлении.
По словам Аляутдинова, руководство Соборной мечети всегда шло навстречу шиитской общине, предоставляя возможность беспрепятственно посещать временные молельные помещения на территории комплекса.
"Желая предупредить возможные конфликты, была достигнута договоренность с представителями шиитской общины о том, что в новом здании московской Соборной мечети не будут проходить какие-либо обряды, демонстрирующие особенности их культовой практики", - отметил он.
В заявлении подчеркивается, что здание Соборной мечети страны является общей площадкой для всех мусульман, где не принято "столь явно выражать свою принадлежность к тому или иному течению". "Недопустимо поведение, выходящее за пределы установленного порядка. Данную же ситуацию считаем целенаправленной акцией, сознательно направленной на развязывание конфликта", - отметил имам.
Он опроверг сообщение о том, что представителей азербайджанской общины не пускали в мечеть.
Аляутдинов: конфликты в Соборной мечети может решить строительство шиитской мечети
Противоречивое поведение прихожан в мечети имело место только 3-4 октября, пояснил "Кавказскому узлу" Ильдар Аляутдинов.
"В остальные дни представители шиитской общины в мечеть не приходили, и больше конфликтов внутри мечети не происходило", - сказал он.
По его словам, руководству мечети поступала информация о возможной протестной акции шиитов в Соборной мечети, которая, по его словам, "вероятно, была ложной".
"Я от имени муфтията еще раз заверяю, что Соборная мечеть является местом молитвы для всех мусульман вне зависимости от их взглядов, мазхабов и направлений. Но в то же время в мечети установлен определенный порядок и утвержден график работы, которого следует придерживаться", - подчеркнул он.
По мнению муфтия, единственным решением проблемы является выделение в Москве для организации "Ахли-Бейт" отдельного помещения или участка под строительство шиитской мечети.
"Муфтий-шейх Равиль Гайнутдин выступил с обращением к правительству Москвы, чтобы для общины "Ахли-Бейт" было выделено помещение для проведения своих специфических обрядов. Вроде бы в правительстве с пониманием отнеслись к этому", - отметил он.
Он утверждает, что между муфтиятом и руководителем общины "Ахли-Бейт" Низами Балоглановым имеется понимание.
"Многие годы работаем вместе. Он адекватный и приятный человек. Но, к сожалению, в любой группе есть некие смутьяны, которые вносят раздор. Думаю, что мнения этих смутьянов не отражают мнения всей шиитской общины", - считает муфтий.
По его словам, в Соборной мечети абсолютное большинство прихожан являются суннитами, и они из года в год всегда с непониманием относились к специфическим обрядам шиитов.
"Невозможно игнорировать их мнение. Из-за этого и возникали конфликты, которые не хотелось бы допускать в дальнейшем. Выделение помещения или строительство шиитской мечети будет способствовать этому", - добавил Аляутдинов.
Балогланов: шииты столкнулись с запретом своих церемоний в Соборной мечети впервые за 20 лет
Предоставление отдельного помещения мусульманам-шиитам можно считать сказочным событиям, полагает глава "Ахли-Бейт" Низами Балогланов.
"Я - не московское правительство, не могу предугадать, предоставят или нет место для шиитской мечети... 20 лет просим об этом и никакого результата", - сказал он "Кавказскому узлу"
Он затруднился объяснить, отчего именно в этом году впервые было запрещено проведение траурных церемоний в месяц Мухаррам в Соборной мечети.
"В новом своем заявлении на имя Равиля Гайнутдина мы тоже спрашиваем его: "Почему 20 лет проведение траурных мероприятий ко Дню Ашура не являлось выставлением напоказ разногласий мусульманского сообщества, а сейчас отношение резко изменилось?" - отметил Балогланов.
9 октября "Ахли-Бейт" передало обращение (копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла") к председателю Духовного управления мусульман России Равилю Гайнутдину, в котором организация просит муфтият разрешить проведение в московской Соборной мечети траурных мероприятий в День Ашура, который в этом году приходится на 12 октября, в период с 08.00 утра до 12.00 дня.
"Кроме того, просим разрешить нам, как и прежде, проводить свои мероприятия по пятницам с 18.00", - говорится в письме за подписью Балогланова.
На следующий день ДУМ РФ подготовило ответ (копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла"), в котором указывает, что Соборная мечеть не может быть местом, где выставляются напоказ внутренние исламские различия в связи с отличительными особенностями в богослужении и ритуалах отдельных общин.
"Убедительно просим вас проводить обряд шахсей-вахсей и другие религиозные богослужения, непонятные основной массе мусульман и включающие в себя элементы самоистязания и самобичевания, на таких площадках, как шиитская мечеть в Отрадном, а также молельные помещения на территории посольства Исламской Республики Иран и Культурного представительства ИРИ в Москве", - говорится в письме за подписью заместителя председателя ДУМ РФ, главного имама Соборной мечети Ильдара Аляутдинова.
В письме указано, что муфтий Гайнутдин обратился в правительство Москвы с просьбой предоставить шиитам помещение для их мероприятий на постоянной основе.
Комментариями от представителей правительства Москвы относительно этого обращения "Кавказский узел" пока не располагает.
Тагиев: основная масса шиитов была нацелена на посещение Соборной мечети в День Ашуры
Глава Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев полагает, что шииты в любом случае придут в Соборную мечеть 12 октября с целью отметить День Ашуры.
"Может собраться не менее 2 тысяч человек. Ашура - это не просто важная дата для шиитов, это и традиция для азербайджанцев. Даже если люди не молятся, не соблюдают пост, они все равно приходят в мечеть для участия в мероприятиях Ашуры. Многие могут и не знать о разразившемся конфликте. Но мы постараемся, конечно, всех оповестить, что в Соборной мечети не будет Ашуры, и перенаправить шиитов в другие места проведения мероприятия", - заверил он.
Постараемся, конечно, всех оповестить, что в Соборной мечети не будет Ашуры, и перенаправить шиитов в другие места проведения мероприятия
По словам Тагиева, мероприятия Мухаррама проводятся в Москве в мечети "Инам" в Отрадном, но вместимость ее крайне небольшая, и время проведения ограничено с 19.00 до 20.00 вечера, в Исламском культурном центре, открытом при содействии Ирана на Алтуфьевском шоссе, дом 79, а также в районе Текстильщиков в арендованном помещении шиитского центра.
Мечеть при иранском посольстве на Воронцовских прудах открыта только для граждан Ирана, иностранцы туда не допускаются, отметил он.
"Основная масса шиитов была нацелена на посещение мероприятий Мухаррама и Ашуры в Соборной мечети, которые проводились там последние 20 с лишним лет", - отметил Тагиев.
Ученые: шиитские богослужения в суннитской мечети допустимы
Сунниты в целом нигде не допускают специфически шиитских церемоний в своих мечетях, заявил "Кавказскому узлу" исламовед, руководитель научных программ Фонда Марджани и доцент РГГУ Игорь Алексеев.
"С точки зрения суннитского ритуала, шиитская траурная практика, особенно экзальтированные формы ее выражения, неприемлема, и в суннитской мечети ей не место. Вместе с тем шииты вполне могут молиться за суннитским имамом, их не выгоняют. В то же время я знаю суннитов, которые молятся за имамами-шиитами, но не знаю, насколько это допустимо по фикху. Кто-то из моих знакомых рассказывал, как молился по-суннитски в шиитской мечети в Тегеране, и вызвал только удивление", - рассказал он.
Он отметил, что Ашура - важнейшая памятная дата шиитов, но при этом, по его словам, современные шиитские авторитеты осуждают самобичевания и приветствуют скромное выражение скорби. Сунниты также считают гибель Хусейна трагедией, но не возлагают вину за нее на какую-то общину, а говорят об отдельных виновниках события, пояснил он.
Алексеев поддерживает позицию ДУМ РФ на отделение специфических шиитских ритуалов за пределы общей для всех мусульман территории Соборной мечети.
"Все имеют право на свою религиозную особенность - и сунниты, и шииты. Но не в ущерб друг другу", - считает он.
В странах традиционного распространения ислама как правило существуют суннитские и шиитские мечети, отметила "Кавказскому узлу" старший научный сотрудник сектора Ирана Института востоковедения РАН Елена Дунаева.
При этом, по ее словам, к примеру, в Иране в районах с сильно смешанным шиитско-суннитским населением существует практика в ряде мест, где мечеть посещают и сунниты, и шииты. "Бывает, что одну пятницу ведет проповедь и молебен руководитель шиитской общины, другую - суннитский шейх", - рассказала она.
Таким образом, по ее словам, принципиально не отрицается возможность проведения совместных богослужений шиитами и суннитами в стенах одной мечети.
Это не касается специфического для шиитов обряда траура по внуку пророка Мухаммада - халифу Али Хусейну, который отмечается в месяц Мухаррам по мусульманскому лунному календарю, особенно в первую его декаду, сказала Дунаева. Она отметила, что кульминацией этого обряда является Ашура (в переводе с арабского - "десять") - десятый день месяца, который в 2016 году приходится на 12 октября.
"По мнению шиитов, имам Хусейн воспринимается как глава именно шиитов, предательски убитый в момент, когда он шел на встречу к омейядскому халифу, которого считают суннитом. А шел он будто бы договориться о мирном разделении власти между суннитами и шиитами. В итоге все, что связано с жизнью и гибелью имама Хусейна, для шиитов приобрело некий сакральный смысл", - пояснила ученая.
По ее словам, в восприятии шиитов в этом историческом факте заложено начало их общинности и в то же время корень всех последующих проблем взаимоотношений в умме. "Хотя если смотреть с исторической точки зрения, в этом трагическом эпизоде не было собственно мировоззренческих, религиозных разногласий, а был вопрос о власти", - полагает она.
Дунаева считает, что в настоящее время имеет место политическая тенденция усилить противоречия между суннизмом и шиизмом.
"В реальности и по мнению иранского духовенства, и по мнению части суннитских богословов, конфессиональные различия между ними не столь значимы. Например, иранцы, живущие в Москве, спокойно посещают для молитвы мечети Москвы. Кроме Соборной, у них популярна и Мемориальная мечеть в Парке победы. А противостояние возникает ввиду политических конфликтов, в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке", - утверждает Дунаева.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
29 декабря 2024, 07:49
Очередь из более 1400 автомобилей скопилась на "Верхнем Ларсе"
-
29 декабря 2024, 06:54
-
28 декабря 2024, 22:20
-
28 декабря 2024, 13:57
-
28 декабря 2024, 12:58
-
28 декабря 2024, 12:01